Статья Внеурочная деятельность как средство развития творческой инициативы младших школьников при обучении иностранному языку


Усова С.К.,
Учитель английского языка
МАОУ СОШ № 56 г.Челябинска
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.
Основное назначение иностранного языка в начальной школе состоит в формировании коммуникативной компетентности, которая является одной из ключевых компетенций современного образования. Коммуникативная компетентность подразумевает способность и возможность обучаемого осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Формирование межличностной компетентности происходит и на уроках английского языка и во время внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей школе и организуется по следующим направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
В организации и проведении внеурочной деятельности различают
массовые, групповые и индивидуальные формы работы.
Групповые формы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).
Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д.
К массовым формам работы относятся вечера, олимпиады и викторины, конкурсы, конференции, КВН. Некоторые массовые мероприятия могут стать постоянными и даже традиционными мероприятиями, как, например, олимпиады (школьные, районные, городские, краевые/областные, всероссийские и т.д.) и «Недели иностранных языков», проводимые ежегодно в установленное время, подготовка к которым требует заранее разработанной программы для каждого класса и которые завершаются заключительным праздником – концертом.
Таким традиционным праздником-концертом в нашей школе является праздник для учащихся 3-4 классов «Цвета осени».
Он проводится в конце первой четверти.
Целью этого праздника является развитие творческой инициативы младших школьников.
Работа по подготовке к празднику начинается задолго. Организаторами и ведущими праздника являются учащиеся 6-7 классов. Ребята с помощью учителя английского языка разрабатывают сценарий, придумывают конкурсы, готовят с учениками 3-4 классов выступления: стихи, песни, сценки на английском языке, танцы, осенние поделки. Все выступления представляются в виде подарков зрителям, каждый класс выходит на сцену и показывает свою программу.
Любой ребенок, и с высоким и с низким уровнем владения языка, на празднике чувствует себя комфортно и уверенно, потому что он может принять участие не только в интеллектуальном конкурсе «Переводчик», где ребята переводят рассказ «Тыковке», но и в творческих конкурсах: «Сочини стих», «Карнавальный костюм», «Фонарь Джека» и т. д.
В качестве приглашенных гостей выступают ребята из школьной вокальной студии «Стэва», хореографического ансамбля «Евгений» и танцевальной команды «5+». На праздник приглашаются родители, родственник, друзья.
В конце праздника подводятся итоги, награждаются победители конкурсов, все участники обязательно получают сладкие призы.
Праздник является заключительным мероприятием в первой четверти, и поэтому очень часто после праздника проводится чаепитие в классах.
Таким образом, массовый праздник позволяет каждому участнику проявить свои способности, показать свои знания и почувствовать свою успешность.
Ниже приводим примерный сценарий праздника «Цвета осени».
«Цвета осени»
“ Autumn Colors”
Зал украшен осенними листьями, настоящими тыквами, рисунками, плакатами, осенними букетами и композициями, сделанными руками учащихся, дети в зале - в костюмах «Цветов», «Фруктов», «Нечистой силы», «Фей», «Волшебников». Звучит музыка «Вальс цветов». На сцене появляются четыре ведущих в костюмах времен года: 1 ведущий - «Зима», 2 - «Весна», 3 - «Лето», 4 - «Осень», они читают стихотворение Джона Апдайка «Октябрь» на английском и русском.
The month is amber
Gold and brown,
Blue ghosts of smoke
Float through the town.
Great V’s of geese
Honk over head.
And maples turn a fiery red.
3. Frost bites the lawn.
The stars are slits
In the black cat’s eyes.
Before she spits.
At last small witches, goblins, hags
And pirates armed with paper bags.
Their costumes hinged on safety pins.
Go haunt a night of pumpkin grins.
За окном октябрь золотиться
Как кусок морского янтаря
И дымки как голубые птицы
Над уснувшим городом парят.
В небе гуси в праздничной одежде
Крик прощальный шлют во все концы,
А внизу как маяки надежды
Пламенеют клены близнецы.
От морозного укуса
Побелела на лугах трава.
И сверканье звездочки далекой
Отражается в глазах кота.
В это время будьте осторожны:
Потихоньку появляются из тьмы
С белыми бумажными мешками
Ведьмы, домовые, колдуны.
Пусть английские булавки в их костюмах
Безопасны, но хитры враги.
Злая сила вышла на дорогу.
Тыковка, беги.
На сцену выбегает «Тыковка» - 5я ведущая.
Нello, dear boys and girls. Hello, dear teachers and parents. My name is Pumpkin. I’m glad to see you. («Тыковка» поет песню на мелодию “What is your name?”)
My name is Pumpkin
My name is Pumpkin
My name is Pumpkin
That’s my name.
Как вы догадались, ребята, к нам на праздник пожаловала гостья – это «Тыковка». Она рада видеть вас и приветствует вас всех.
Незря «Тыковка» пришла к нам в гости, ведь мы собрались накануне праздника, который отмечают в англоязычных странах. А вы знаете, как называется этот праздник? ( Из зала должны сказать: «Хэллоуин»).
Правильно. Наш вечер посвящен осенним праздникам, а называется он «Цвета осени», потому что осень прекрасна и разноцветна.
(солисты ансамбля «Евгения» исполняют танец)
Осенью отмечается много праздников. Давайте вспомним какие.
(Дети из зала называют: «День знаний», «День города», «Хэллоуин»,
«День благодарения», «День урожая»; школьные праздники «Свадебка», «Осенние посиделки»).
Молодцы, вы назвали много праздников и российских, и зарубежных, и наших школьных. А объединяет их то, что они отмечаются осень. Про это замечательное время года вам расскажет «Тыковка» на английском языке.
Объявляется конкурс на лучшего переводчика. Выступающие будут делать паузы после каждого предложения, кто понял, о чем оно – поднимает руку, в случае правильного ответа получает жетон. Тот, кто наберет наибольшее количество жетонов, в конце вечера получит приз.
«Тыковка». Autumn is a nice season. It has three months: September, October, November. The weather is not very good in autumn. Sometimes it’s rainy. But there is much fruit and vegetables. In autumn school begins.
Вы сказали, что осенью начинается школа. Послушай стих о школе.
Summer is over.
September comes.
October and November
Are also autumn months.
September is a month
When school begins.
“It’s time to work”
The school bell sings.
Ребята, это замечательное стихотворение о школе и осени, давайте сделаем с вами стихотворный перевод. На сцену приглашаем по 2 человека от класса, вы получаете лист бумаги с рифмующимися словами из этого стихотворения «жара – пора» и «звенит – говорит». Вы должны написать четверостишие, пока солисты вокальной студии исполняют песню.
Время вышло, читаем свои стихи (представители классов читают, что у них получилось и получают жетоны). А вот, что получилось у нас.
Закончилась летняя жара.
Наступила школьная пора.
Громко звонок звенит.
О школе он нам говорит.
1. У нас сегодня праздник. А праздник – это подарки. Наш ервый подарок от ведущих – стих «Разные языки» и танец, ведь танец – это тоже язык, только жестов и движений.
“Different Languages”.
I met a little girl
Who came from another land.
I couldn’t speak her language
But I took her by the hand.
We danced together and had such a fun!
Dancing is a language you can speak to any one!
Подарок от команды «5+» – танец.
Ребята, одна из наших ведущих «Тыковка», в зале стоят настоящие тыквы. Как вы думаете, почему? ( из зала отвечают, что тыква – это символ английского праздника «Хэллоуин») Вы правы. А что с тыквой делают заграницей, вам расскажет наша «Тыковка». Внимание конкурс «Переводчик» продолжается.
5.The symbol of the Halloween is a pumpkin. People cave eyes, a nose, a mouth and put candles into it. The pumpkin looks like a face. People put pumpkins on the window sills.
Ребята играем в переводчиков (если дети не смогли понять смысл предложений, то ведущий говорит начало предложения, дети заканчивают его по- русски).
Посмотрите у нас тоже есть тыквы похожие на лица, их сделали учащиеся 4-5-х классов. Мы попросим авторов этих тыкв взять их в руки, чтобы всем было видно и подняться на сцену для конкурса «Фонарь Джека».
(Проходит конкурс, ребята зажигают свечи внутри тыкв, все получают призы)
А мы продолжаем наш праздник и ждем подарков от каждого класса.
Для выступления ждем 3б класс.
На сцену приглашаем 3а класс и т. д. (классы по очереди выходят на сцену, представляют стихи, песни, сценки на английском языке об осени, осенних праздниках и т.д.)
1. Спасибо всем участникам концерта за подарки, а теперь проводим конкурс костюмов. (Каждый класс вызывается на сцену, демонстрируя свои костюмы. Ведущие в это время выбирают лучшие 4-5, победителям вручаются призы).
2. Подводим итоги конкурса «Переводчик». На сцену приглашаются ребята, набравшие наибольшее количество жетонов.
Вот и закончился наш праздник.
Праздник цветов.
Праздник осени.
Все ведущие вместе: Goodbye! До свидания!
Последний подарок песня от вокальной студии «Стэва».