Урок Человек разумное существо окружаюий мир


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кехотская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Человек разумное существо
Курс: «Окружающий мир»
Образовательной системы «Школа 2100»
Авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.РаутиаУчебник: «Я мир вокруг» 2 часть
Автор:
Алипатова Дарья Георгиевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Урок по теме «Человек разумное существо?» разработан для учащихся 1 класса по курсу «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая реализует требования ФГОС(а) второго поколения в образовательной области «Окружающий мир. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю.
Ценностные ориентиры урока
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Тема урока: Человек – разумное существо (1 класс).
Цели:
– познакомить учеников с отличительными чертами человека;
– показать, что человек существо разумное;
– показать, что человеку свойственны нравственность и духовность;
– показать ряд признаков, которые объединяют человека с животными.
Оборудование: отрывок из мультфильма про Маугли, иллюстрации с изображением животных и растений, плакат «Человек- Разумное существо» из комплекта наглядных материалов(«Окружающиймир»,1класс).
Виды деятельности учащихся на уроке:
Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
Оценивать конкретные примеры поведения в природе
Планируемый результат.
К концу урока учащиеся должны усвоить основные понятия темы:
Человек- разумное существо; живые существа.
В ходе урока были найдены:
- сходства человека и животных (строения, дыхания, питания роста и размножения)
-различия: человек разумное существо (способность сопереживать другим животным), которому свойственна речь (способ общения), разум, изготовление орудия труда, нравственность.
Предметные результаты: оценивать правильность поведения людей;
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке и высказывать своё предположения;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и фиксировать её в таблице;
- доступно и кратко излагать полученную информацию, точно и правильно отвечать на поставленные вопросы,
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться и работать в парах
Личностные:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
В ходе работы по составлению сценария урока использовалась следующая литература:
Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира «Я и мир вокруг». М.: «Баласс», 2010.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Я и мир вокруг» в 2-х частях. Учебник для 1-го класса (1-4), М.: «Баласс», 2010.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: Баласс, 2010
Этапы урока Ход урока
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
1. – С какими живыми обитателями природы мы познакомились?
Игра “Найди лишний предмет” (На доске картинки растений, грибов, животных и сосульки.)
Какой предмет лишний? (сосулька). Почему? (все предметы относятся к живой природе, а сосулька к неживой).
Назовите признаки живого. (рождается, дышит, растет….) Сосулька тоже рождается, растет, тает. Значит, она относится к живой природе? Докажите.
Каким общим словом назвать оставшиеся предметы ?( живые организмы).
Докажите, что они живые.
Что необходимо для жизни живым организмам?( свет, воздух, тепло, вода).
Откуда они берут все необходимое для жизни? ( из природы).
Являются ли живые организмы частью природы? ( да). Докажите.
В этом ряду я вижу человека. Можно ли считать, что человек тоже является частью природы? Почему?.Посмотрите внимательно и подумайте, на какие части можно условно разбить все живые организмы ( грибы, растения, животные.)
Куда же отнести человека?
2. – Откройте свои учебники на с. 70.
– Послушайте рассказ и догадайтесь, о ком будет идти речь на сегодняшнем уроке.
Текст читает учитель.
– Что это за существо? (Человек.)
– Докажите словами текста свою догадку.
– Можно ли считать, что человек тоже считается частью природы?
3. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
– Что мы узнаем нового?
– Давайте составим план урока.
План (примерный)
Что связывает человека с разными животными?
Что значит разумное существо?
Как человек может помогать другим живым и неживым организмам?
– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)
ΙΙ. Совместное открытие знаний
ΙΙΙ. Применение нового знания
I. Работа в учебнике (работа с текстом на с. 70).
– Что человеку необходимо для жизни? (Воздух, чтобы дышать, вода и пища, а также тепло.)
– Откуда человек берёт всё необходимое для жизни? (Из природы: воду – из водоёмов, многие растения и животных использует в пищу, солнце даёт ему тепло.)
– Что общего у человека и животных? Прочитайте.
– Чем отличается человек от животных? Прочитайте.
– Какой вывод можем сделать?
– Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 70.
II. Работа в тетради.
1. – Откройте тетради на с. 65, № 1.
Самостоятельное выполнение задания.
Проверка.
2. – Согласны ли вы с утверждением, что человека можно отнести к животным?
– Что умеет только человек? Почему?
– Чем человек отличается от животных?
– Как вы понимаете друг друга? Как общаетесь друг с другом? (С помощью речи.)
– Что вам помогает учиться? (Человек может мыслить и думать, у него есть память и ум.)
III. Работа в учебнике.
– Давайте посмотрим на рисунки на с. 71 учебника.
– Ответьте на вопрос: как человек может состязаться с разными животными?
Физминутка
I. Работа в тетради.
1. – Давайте вспомним, какие органы есть у человека?
– Откройте тетрадь на с. 65. Назовите предметы, которые мы видим на картинке.
– Кто их придумал?
– Для чего? (Каким органам помогают нарисованные предметы?)
Вывод. Именно возможность изобретать вещи, имитирующие органы, в сочетании со способностью обучаться и передавать свои знания другим позволила человеку построить современную цивилизацию.
2. – Кто читал книгу про Маугли?
– Кто такой Маугли?
– Что помогло ему стать человеком?
Показать отрывок из мультфильма про Маугли.
Вывод. Человек может понимать животных, но жить и развиваться он может только в обществе себе подобных.
II. Работа в учебнике.
1. – Посмотрите в учебники на с. 72.
– Что изображено на рисунках?
Дети формулируют правила поведения разумного существа.
III. Работа в тетради. С. 66, № 3, 4. (Можно предложить выполнить эти задания по выбору.)
Дети выполняют самостоятельно в парах с последующей проверкой и самооценкой.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?
– Отметь в дневнике.
ΙV. Итог урока – Что узнали нового?
– На все ли вопросы урока ответили?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?
Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся и воспитанию нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.