Презентация к педсовету на тему Профилактическая работа с семьями
Профилактическая работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.Николаева Ирина Витальевна, учитель начальных классов
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) – это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни (Н.Г. Осухова, 2006).
Существуют две стадии развития трудной жизненной ситуации семьи и, в зависимости от стадии, осуществляется разная работа с семьей и детьми. 1 стадия определяется как трудная жизненная ситуация семьи:семья, в которой дети под опекой;семья, в которой есть дети-инвалиды;семья беженцев;семья временно находящаяся на территории России (из стран СНГ в основном);малообеспеченная семья.
Существуют две стадии развития трудной жизненной ситуации семьи и, в зависимости от стадии, осуществляется разная работа с семьей и детьми. 2 стадия определяется как социально опасное положение семьи:- смерть одного из родителей;- развод родителей;- одинокая семья;- многодетная семья, если дети школьного возраста;- неблагополучная семья (алкоголизм, наркомания, криминальная среда).
Классификация неблагополучных семей по Целуйко В.М.3 группы:1) с открытой формой неблагополучия2) со скрытой формой неблагополучия3) пограничные семьиПервая группа (с открытой формой неблагополучия)- конфликтные- проблемные (с алкогольной зависимостью)- асоциальные - аморально-криминальные- с недостатком воспитательных ресурсов
Классификация неблагополучных семей по Целуйко В.М. Вторая группа (со скрытой формой неблагополучия)- недоверчивая- легкомысленная- хитрая- ориентированная на успех ребенка- псевдовзаимнаяПограничные семьи- с недееспособными членами- с детьми-инвалидами- с нарушенными семейными ролями
Технология планирования и осуществления работы с семьей Сбор первичной информации.2. Исследование особенностей функционирования семьи:- правила и нормы (система внутрисемейных правил поведения в семье, при нарушении их возникает напряженность в семье);- динамика (как члены семьи ежедневно общаются между собой);- структура власти семьи (в чьих руках власть, скрытая или открытая власть);- эмоциональность семьи (эмоциональная шкала семьи (бурно, сдержанно, сочувствие, равнодушие и пр.);- система семейных ценностей;- роли в семье (примиритель, защитник. авторитет);сильные стороны семьи.
Технология планирования и осуществления работы с семьей 3. Определение цели работы с семьей:- основные этапы формулирования целей:а) установка контакта с семьей;б) составление перечня того, в чем нуждается семья;в) помощь семье в определении приоритета целей и задач совместной работы (что является первоочередным);г) формулирование общей цели (семья, педагог, психолог и др.).4. Конкретные действия по улучшению проблемной ситуации.5.Определение временных рамок решения проблемной ситуации.6. Этап завершения работы с данной проблемной ситуацией семьи.
Формы работы педагога с семьей.1.Индивидуальная работа:- беседы, консультирование, посещение семьи.2. Групповая работа:- тренинги для группы родителей, группы взаимопомощи и пр.3. Коллективная (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, организация досуговых мероприятий и пр.4. Наглядно-информационные : -выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, выставки книг по проблемам семейного воспитания и пр.
Профилактическая работа с родителями:родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами ;сотрудничество с социальными организациями города по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству, собес);консультации психолога, социального педагога школы, как родителей, так и детей, а также диагностическая работа с детьми;тематические родительские собрания;вовлечение детей в кружки, секции и др.;помощь и поддержка при подготовке домашних заданий;доверительный микроклимат в коллективе;и другие.
Спасибо за внимание!