Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Начальная школа XXI века.
Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени А.Н. Радищева г. Кузнецк-12
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальных классов
Руководитель МО
_______________ Л.Е.Чехонина
Протокол №______ от
«_____» ___________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева ________ Н.В.Ларионова
Приказ № ____ от
«_____» ________ 2014г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ С.М.Родькина
«___» ___________2014г.
Рабочая программа по литературному чтению
учителя высшей квалификационной категории
Гришиной Натальи Викторовны
1 класс
Принято на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от 28.08.2014г.
2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению
начального общего образования
для 1 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по литературному чтению начального общего образования для 1 класса создана на основе образовательной программы ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по литературному чтению начального общего образования и на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук профессор Н.Ф.Виноградова).
Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации
Общая характеристика учебного предмета
Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Букваря» Л.Е.Журовой к учебному предмету «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах и предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика:
овладение умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели;
овладение графическим действием как основой общеучебных умений в период освоения грамоты;
формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст);
развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения, обогащение словарного запаса детей;
воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств.
Задачами курса литературного чтения, ориентированными на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания (один раз в неделю).
Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча.
Знакомство с жанрами и темами произведений, основными признаками сказки, стихотворения, рассказа позволяет развивать литературоведческие понятия младших школьников. Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
В рабочей программе ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по литературному чтению для 1 класса представлены следующие содержательные линии:
развитие навыков чтения;
развитие восприятия произведения;
знакомство с литературоведческими понятиями;
развитие речевых умений;
развитие творческой деятельности.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа, из расчета 33 учебных недели по 4 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая, благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание учебного предмета
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности.
В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания – слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого класса проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов-классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика. Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
- с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
- с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
1. Обучение грамоте (чтение)
Слово и предложение.
Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Фонетика
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разделительный. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Русский алфавит как последовательность букв; правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Чтение
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.
Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Восприятие художественного произведения
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).
Первоначальное знакомство с литературными жанрами стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.
2. Литературное чтение
Читаем сказки, загадки, скороговорки Знакомство с литературными (авторскими) народными сказками. Малые жанры фольклора.
Учимся уму-разуму. Знакомство с жанрами произведений и с их отличиями. Правильное называние произведения (фамилия автора, заглавие). Моделирование обложки. Деление текста на части. Составление схематического плана.
Читаем о родной природе.. Знакомство с разножанровыми произведениями о природе. Сравнение моделей произведений (авторская принадлежность, жанр, тема). Иллюстрирование отдельных картин и составление книжки-самоделки.
О наших друзьях-животных. Литературные произведения о животных. Пересказ по готовому плану. Сочинение небольших произведений с героями-животными.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
Раздел программы
Программное содержание
Характеристика основных видов деятельности обучащихся
Букварный период – 108 часов
Слово и предложение (4 часа)
Предложение как объект изучения
Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение
Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской.
Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры.
Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении.
Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.
Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки
Слово как объект изучения
Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса
Определять количество слов в предложении при чётком произнесении учителем предложения с паузами между словами.
Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.
Различать слово и предложение.
Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.
Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.
Объяснять значение слова.
Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.
Фонетика (16 часов)
Звуки речи
Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Моделирование звукового состава слова
Различать звучание и значение слова.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Группировать (классифицировать) слова по первому звуку.
Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку.
Подбирать слова с заданным звуком.
Устанавливать количество и последовательность звуков в слове.
Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками
Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
Особенность гласных звуков отсутствие при произнесении этих звуков преграды.
Особенность согласных звуков наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков.
Качественная характеристика звуков (гласные, твёрдые и мягкие согласные)
Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков.
Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные-согласные и т. д.).
Различать ударные и безударные гласные звуки
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове
Делить слова на слоги.
Доказывать (объяснять) количество слогов в слове.
Приводить примеры слов с заданным количеством слогов
Ударение. Ударный гласный звук в слове
Анализировать слово: определять место ударения в слове.
Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.
Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.
Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами.
Приводить примеры слов по заданной слогоударной схеме.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Объяснять причину допущенной ошибки
Графика (40 часов)
Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков
Звук и буква. Буква как знак звука.
Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами названиями картинок
Функции букв е, ё, ю, я
Функции букв е, ё, ю, я
Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й’] и последующие гласные звуки.
Обозначать согласные звуки буквами
Буквы, обозначающие согласные звуки
Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й’]
Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з,
ш - ж, с - ш, з - ж, р - л, ц - ч и т. д.).
Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о - а, и - у, п - т, л - м, х - ж, ш - т, в - д и т. д.).
Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]
Буква ь
Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука
Объяснять функцию буквы ь
Русский алфавит
Название букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов
Осознавать алфавит как определённую последовательность букв.
Воспроизводить алфавит.
Восстанавливать алфавитный порядок слов.
Восприятие художественного произведения (21 час)
Первоначальное знакомство с литературными жанрами. Малые фольклорные формы
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником.
Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения
Воспринимать на слух литературные произведения
Знакомство с литературными жанрами стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские)
Осознавать смысл текста при его прослушивании
Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы
Различать стихотворения, рассказы, сказки
Чтение (28 часов)
Слоговое чтение.
Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений
Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка
Читать слоги с изменением буквы гласного.
Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки».
Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы
Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания
Осознавать смысл прочитанного.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Находить содержащуюся в тексте информацию.
Определять основную мысль прочитанного произведения.
Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.
Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде.
Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде
Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение
Два вида чтения орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании
Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое по целям.
Овладевать орфоэпическим чтением
Литературное чтение - 24 часа
Читаем сказки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки
(5 часов)
Народные и литературные (авторские) сказки
Произведения фольклора.
Упражняться в чтении вслух на материале изучаемых произведений. Знакомиться с литературными (авторски-ми) и народными сказками. Работать с текстами сказок: целостное восприятие, чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради.
Учимся уму-разуму
(9 часов)
Произведения(рассказы,
сказки, стихотворения) о детях и для детей
Знакомиться с разножанро-выми произведениями о детях и для детей. Выделять главную мысль произведе-ния и точку зрения автора. Упражняться в правильном и выразительном чтении. Пересказывать по готовому плану
Читаем о родной природе
(4 часов)
Произведения о родной природе (загадки, песенки, народные песни, сказки, стихотворения, рассказы)
Читать разножанровые произведения о природе для детей. Воспринимать худо-жественное произведение (целостное восприятие), читать произведения, выделять описание картин природы. Объяснять понятия «родная природа», «Родина» и т. д. Высказывать суждения о духовно-нравственном и патриотическом содержании произведений
О наших друзьях - животных
(6 часов)
Произведения о животных (стихотворения, сказки, загадки, скороговорки, рассказы)
Знакомиться с разножанро-выми произведениями о животных: наблюдать, анализировать, сравнивать.
Учиться пересказывать тексты произведений, рассказывать о героях и их поступках.
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Журова Л.Е., Евдокимова А.О. в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2013.
Литературное чтение: 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [автор-составитель Л.А. Ефросинина] – М.:Вентана-Граф, 2013.
Количество часов в неделю - 2 часа
Количество часов за год - -66 часов
Здравствуй, «Букварь»! Введение понятия «предложение».
Отработка понятия «предложение». Составление рассказа по сюжетной картинке.
Стихотворения о Родине. В.Серова «Мой дом»
Составление рассказа на заданную тему.
Введение понятия «слово». Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т.д.)
Встреча с героями сказки «Репка». Выделение первого звука в слове.
Интонационное выделение первого звука в словах.
Сказки о природе. В.Белов «Родничок».
Знакомство со схемой звукового состава слова
Работа со схемой звукового состава слова.
Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком [м].
Звуковой анализ слов «сыр», «нос».
Звуковой анализ слов «кит», «кот».
Сказки о природе. М.Михайлов «Лесные хоромы».
Звуковой анализ слов «лук», «лес».
Введение понятия «Гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета.
Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Знакомство с буквой А, а.
Знакомство с буквой Я, я.
Буква Я в начале слова (обозначение звуков [й] и [а] ).
Знакомство с буквой О, о.
Знакомство с буквой Ё, ё.
Рассказы о детях. А.Барто «В школу», Муса Гали «Земные краски»
Буква Ё в начале слова.
Обозначение звуков [й], [о] буквами.
Знакомство с буквой У, у.
Знакомство с буквой Ю, ю.
Буква Ю в начале слова (обозначение звуков [й], [у] ).
Знакомство с буквой Э, э.
Знакомство с буквой Е, е.
Буква Е в начале слова (обозначение звуков [й], [э] ).
Знакомство с буквой ы.
Рассказы о детях. В.Железников «История с азбукой»
Знакомство с буквой И, и.
Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.
Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.
Знакомство с буквой М, м.
Рассказы о детях. Л.Пантелеев «Буква «ты»»
Знакомство с буквой Н, н.
Знакомство с буквой Р, р.
Знакомство с буквой Л, л.
Знакомство с буквой Й, й.
Рассказы о детях. Я.Аким «Мой верный чиж».
Введение понятия «слог».
Знакомство с буквой Г, г. Введение понятия «ударение».
Знакомство с буквой К, к.
Сопоставление звуков [г], [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
Рассказы о детях. Е.Ильина «Шум и Шумок».
Знакомство с буквой З, з.
Знакомство с буквой С, с.
Сопоставление звуков [з], [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
Знакомство с буквой Д, д.
Рассказы о детях. Е.Благинина «Тюлюлюй»
Знакомство с буквой Т, т.
Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
Знакомство с буквой Б, б.
Знакомство с буквой П, п.
Мир сказок. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Знакомство с буквой В, в.
Знакомство с буквой Ф, ф.
Знакомство с буквой Ж, ж.
Знакомство с буквой Ш, ш.
Мир сказок. В.Сутеев «Дядя Миша»
Знакомство с буквой Ч, ч.
Знакомство с буквой Щ, щ.
Знакомство с буквой Х, х.
Знакомство с буквой Ц, ц.
Мир сказок. С.Маршак «Тихая сказка»
Знакомство с буквой ь.
Знакомство с разделительной функцией ь.
Знакомство с особенностями ъ.
Мир сказок. Шарль Перро «Красная Шапочка»
Алфавит. С.Я.Маршак «Ты эти буквы заучи». В.Голявкин «Спрятался»
В. Сутеев «Три котёнка». А. Шибаев «Беспокойные соседки»
Е. Пермяк «Про нос и язык». Г. остер «Меня нет дома»
Мир родной природы. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
А. Шибаев «На зарядку – становись!»; «Познакомились»
Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора»
А. Шибаев «Всегда вместе»
Мир родной природы. А.Блок «Зайчик»
Г. Цыферов «Маленький Тигр». Саша Чёрный «Кто?»
Г. Остер «Середина сосиски». Я. Аким «Жадина»
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Украинская народная сказка «Рукавичка»
Мир родной природы. Г.Скребицкий «Пушок»
Г. Остер «Спускаться легче»
В. Сутеев «Под грибом»
Мир родной природы. Е.Трутнева «Когда это бывает?»
А. Шибаев «Что за шутки?». Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета»
Б. Житков «Как меня называли». А. Кушнер «Большая новость»
Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился»
Мир сказок. К.Чуковский «Муха-Цокотуха»
Е. Чарушин «Яшка». А. Кушнер «Что я узнал!»
Ю. Дмитриев «Медвежата». Г. Снегирёв «Медвежата»
Мир сказок. В.Сутеев «Ёлка». Проверь себя.
М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква»
Н. Носов «Ступеньки»
О. Дриз «Горячий привет». Г. Остер «Привет мартышке»
Е. Чарушин «Зайчата». Н. Сладков «Сорока и заяц»; «Лиса и заяц»
Мир сказок. В.Сутеев «Палочка-выручалочка»
Н. Носов «Затейники
Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»
Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек»
Рассказы о детях. Е.Пермяк «Пичугин мост»
А. Толстой «Ёж». В. Лунин «Волк ужасно разъярён». Г. Цыферов «Зелёный заяц»
В. Драгунский «Он живой и светится»
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»
Г.Сапгир «Лошарик»
В.Берестов «Картинки в лужах»
Литературные (авторские) сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)
Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Кир Булычев. Скороговорка.
В.Сутеев «Кораблик»,В.Бианки «Лис и Мышонок»
К.Ушинский «Играющие собаки», Л.Толстой «Косточка»
В.Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день»
Е.Пермяк «Торопливый ножик». Пословицы.
В.Осеева «Три товарища», «Печенье»
Я. Аким «Мама», Э.Успенский «Все в порядке», Н.Саконская «Мы с мамой»
Л.Толстой «Солнце и ветер», В.Бианки «Синичкин календарь», Э.Мошковская «Лёд тронулся».
И.Соколов-Микитов «Русский лес», русская народная песня «Берёзонька», С.Маршак «Апрель».
М.Пришвин «Лесная капель».
И.Мазнин «Давайте дружить», В.Чаплина «Мушка»
Ю.Коваль «Бабочка». Е.Чарушин «Томкины сны»
М.Пришвин «Ёжик», Ю.Могутин «Убежал». Б.Заходер «Ёжик».
М.Пришвин «Норка и Жулька»,С.Баруздин «Человеки»
Э.Шим «Глухарь», Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья».
В.Осеева «Кто хозяин?», Е.Ильина «Чик-чик ножницами»
В.Осеева «На катке», В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»
Е.Пермяк «Самое страшное», С.Востоков «Кто кого».
Е.Пермяк «Бумажный змей». В.Берестов «Серёжа и гвозди».
М.Пляцковский «Урок дружбы», В.Орлов «Как Малышу нашли маму».
А.Усачёв «Грамотная мышка», М.Яснов «В лесной библиотеке»
Н.Сладков «На одном бревне», В.Орлов «Большие уши»
И.Соколов-Микитов «Радуга», «Май». Итоговый урок.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Основные средства обучения
Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2013.
Литературное чтение: 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [автор-составитель Л.А. Ефросинина] – М.:Вентана-Граф, 2013.
Дидактические пособия
Литературное чтение: 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина – М.:Вентана-Граф, 2013.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина – М.:Вентана-Граф, 2013.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина – М.:Вентана-Граф, 2013.
Литературное чтение в начальной школе: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Методические материалы для учителя
Литературное чтение : программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф. 2013.;
Литературное чтение : 1 класс : методическое пособие / Л.А. Ефросинина. -2-е изд.., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Литературное чтение : уроки слушания: 1 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. -4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Оборудование
комплект для обучения грамоте (касса букв, образцы письменных букв и др.);
алфавит;
таблицы к основным разделам грамматического материала;
наборы сюжетных (предметных) картинок, иллюстрации к литературным произведениям;
портреты писателей;
репродукции произведений живописи.
Технические средства обучения
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
аудиоцентр/магнитофон;
интерактивная доска (по возможности).
Экранно-звуковые пособия
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности);
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915
Заголовок 115