«Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон-аллотропная модификация кислорода»
Технологическая карта урока.
Учитель Дьячук Е.Ю. учитель химии МБОУ СОШ №1 г.Оха Сахалинская область
Предмет
химия
Класс
9
Тема урока
«Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон-аллотропная модификация кислорода»
Тип урока
Урок "открытия нового знания"
Цели
Формирование на предметном уровне системы знаний о веществе ( химическом элементе, атоме, молекуле )
УМК
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Использовать умение составлять электронные формулы атомов элементов кислорода и серы; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;
самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;
наблюдать демонстрируемые опыты;
делать выводы и умозаключения из наблюдений.
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул;
применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
-познавательные: прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;;выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;
оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы
Основные понятия, изучаемые на уроке
Аллотропия, аллотропные модификации
Организационная структура урока
№ этапа
Этап урока
УУД
Деятельность
ЭОР
Время
учителя
учащихся
1
Оргмомент
Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2
Актуализация знаний.
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования
из каких частей состоит атом любого химического элемента?
От чего зависит величина положительного заряда ядра атома и как определить ее по таблице Д.И.Менделеева?
Количество каких частиц в атоме определяет значение заряда ядра атома?
В какой части атомного пространства располагаются электроны?
Как по таблице Д. И. Менделеева определить количество внешних электронов в атомах элементов главных подгрупп?
Отвечают на вопросы
Выставляют оценку готовности к уроку.
Электронная периодическая таблица Д.И. Менделеева
10
3
Самоопределение к деятельности
Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Положение кислорода и серы в периодической таблице химических элементов, строение их атомов.
Создание проблемной ситуации
Продолжая рассматривать вместе с учащимися особенности строения атомов элементов-халькогенов, точнее, электронное строение их внешнего энергетического уровня, составляем общую формулу: ns2np4
При далее :
Какая высшая валентность характерна для элементов семейства халькогенов (подгруппы кислорода)?
Для всех ли элементов семейства характерна валентность равная
·
·?
Постановка учебной проблемы
Почему, в отличие от остальных представителей подгруппы, кислород не может проявлять валентность, равную
·
·?
Доказательство и применение найденного решения
Задание. Приведите примеры соединений рассмотренных элементов с наиболее характерными степенями окисления.
Строение простых веществ. Аллотропия.
Создание проблемной ситуации
Задание: сравните два вещества кислород и озон ( состав, физические и химические свойства, получение).
Постановка учебной проблемы
Как вы думаете, чем по отношению друг к другу и к химическому элементу кислороду являются данные простые вещества: кислород и озон?
Поскольку у учащихся нет необходимых опорных знаний, объясняю сущность явления, признаки которого ученики обнаружили на уроке. Формирую представление об аллотропии и аллотропных модификациях. Отмечаю обязательное условие, позволяющее говорить о каких-либо веществах как об аллотропных модификациях одного элемента (возможность превращения этих веществ друг в друга).
Доказательство и применение найденного решения
Рассказываю о том, что элементам подгруппы кислорода свойственна аллотропия: сера образует кристаллическую и пластическую модификации, селен- серую и красную модификации ( серый и красный селен).
Учащиеся ставят цель урока.
Строение атома кислорода
Строение атома серы
O+8)2)6
1s22s22p4
P - элемент
S+16)2)8)6
1s22s22p63s23p4
P - элемент
Учащиеся выявляют факт, требующий теоретического обоснования.
Учащиеся выдвигают гипотезу: в 8 классе они знакомились с семейством галогенов. Им помогают знания о том, что фтор в отличие от других галогенов, не проявляет высшей валентности, равной
·
·
·. Опираясь на эти знания, они отвечаю на поставленный вопрос.
Учащиеся заполняют таблицу: сравнение свойств кислорода и озона.
Видеофрагмент CD «Подгруппа кислорода»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3-4
4
Работа по теме урока
а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации
регулятивные – планирование, прогнозирование.
Работа с учебником ( работа в группах)
Составление опорной схемы по теме урока
7
б) Первичная проверка понимания
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,
коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Составьте электронную формулу для элемента селена.
Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга.
Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи.
Сравните результаты записей с контрольными.
Работа в группах.
Проверка выполненной работы.
10
5
Первичное закрепление
Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.
Игра в «Крестики- нолики»
Сравните свои результаты с контрольными
Работа в парах
Проверка выполненной работы
5
6
Рефлексия
Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.
Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она. Представьте, что наш класс атом. Вы являетесь элементарными частицами. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов.
Красный жетон протоны это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Зеленый нейтроны по данной теме у меня остались вопросы.
Желтый электроны недостаточно понял тему, сам ошибаюсь.
Покажите, насколько вы достигли поставленную цель?
Индивидуальная работа.
2-3
7
Подведение итогов урока
Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные –рефлексия.
Личностные – смыслообразование, целеполагание.
Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?
Попробуйте составить электронные формулы атомов элементов 4 периода К и Са?
Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула?
В чем заключается причина сходства элементов, находящихся в одной группе?
Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности.
Выполнение задания
Выводы
4-5
8.
Домашнее задание
Изучить текст учебника §7-8, упр.1-3 с 31
Подготовить презентацию или сообщение «Что такое озоновый слой и какое значение он имеет для жизни на земле?»
2
15