КСП урока. Развивающиеся страны Латинской Америки. Сельское хозяйство, транспорт, наследия колониальной эпохи, туристические объекты, внешние связи, отношения Казахстана со странами региона.
Урок№ 1. Дата: 05.03.2015
Предмет: география
Класс: 11 «Б»
Тема урока: Развивающиеся страны Латинской Америки.
Сельское хозяйство, транспорт, наследия колониальной эпохи, туристические объекты, внешние связи, отношения Казахстана со странами региона.
Цель урока: Понимать специализацию в сельском хозяйстве, транспорте, туризме региона, особенностей внешних связей стран Латинской Америки.
Ожидаемые результаты обучения:
Ученик:
Ученик знает:
- экономико-географическую специализацию отраслей сельского хозяйства, транспорта стран Латинской Америки;
-рекреационные центры и районы;
-товарную и территориальную структуру импорта и экспорта;
-региональные организации, в состав которых входят страны Латинской Америки;
Ученик умеет:
-называть и показывать на картах историко-географический регион Латинскую Америку, страны, которые являются членами таких организаций как НАФТА, МЕРКОСУР, ОПЕК;
-давать экономико-географические характеристику растениеводства и животноводства, транспорта стран Латинской Америки;
-показывать на карте центры размещения сельскохозяйственных культур, отраслей животноводства и районов улова рыбы, туристические объекты, морские порты и каналы, страны и регионы, с которыми происходит товарооборот стран Латинской Америки, ;-наносить на контурную карту центры размещения сельскохозяйственных культур, отраслей животноводства и районов улова рыбы, туристические объекты, страны, которые являются членами таких организаций как НАФТА, МЕРКОСУР, ОПЕК;
-интерпретировать понятие «плавать под удобными флагами»;
-определять роль морских портов и каналов для экономики региона;
-определите долю Латинской Америки в мировом импорте и экспорте.
Ученик может:
- Оценивать влияние уровня социально-экономического развития региона на качество и протяженность железных и автомобильных дорог;
- Оценивать выгодность товарной структуры экспорта стран Латинской Америки.
время Этапы урока.
Задачи этапа. Деятельность учителя Деятельность ученика Оценивание Ресурсы
5 мин Побуждение
Эмоциональная рефлексия «Карта настроения»
-Прикрепите стикер со своим именем на ту географическую широту, как вы сейчас себя ощущаете. Экватор- тревожное настроение, тропики- радостное, умеренные широты-спокойное, арктические широты- грустное настроение.
Учитель озвучивает какой тип настроения преобладает.
Мозговой штурм
Учитель предлагает выполнить задание на флипчарте учащимся в тетради, затем один ученик выполняет у доски.
- Определите соответствие: продукция или услуга экспорта и страны-экспортеры этой продукции путем перетаскивания слов.
Задание: определите соответствие: продукция или услуга экспорта и страны-экспортеры
1.кофе А.Куба, Бразилия, Колумбия
2.сахар Б.Эквадор, Коста-Рика
3.бананы В.Бразилия, Колумбия
4.зерновые и мясо Г.Парагвай, Мексика, Бразилия, Аргентина
5.грузооборот морского транспорта Д.Аргентина, Уругвай
6.хлопчатник Е.Панама
Ключ: 1В, 2А, 3Б, 4Д, 5 Е, 6 Г
-Какие ошибки были допущены?
-Кто выполнил бы задание иначе?
-Испытывали ли вы трудности при выполнении задания? Почему?
-Какова тема урока?
Целеполагание:
-Какими способами вы планируете изучить данную тему?
-Как полученные знания пригодятся вам в жизни? Учащиеся пишут на стикере свое имя и прикрепляют к карте настроения.
Учащиеся выполняют задание в тетради, которое отображено на интерактивной доске. Один учащийся по желанию выполняет задание на интерактивной доске на флипчарте. Остальные учащиеся пытаются найти ошибки.
После выполнения задания отвечают на вопросы учителя.
Формативное оценивание. Учащиеся в случае правильно выполненного задания поднимают большой палец вверх, если задание выполнено неправильно, то палец вниз, если сомневаются, то палец вбок. Постер «Карта настроения» стикерыФлипчартРефлексивный дневник
15 мин
7×3=
21 мин Реализация
Работа в группе
Выступление группы+вопросыУчитель предлагает распределиться в группы учащимся по их желанию и озвучивает темы работы будущих групп. Всего 3 группы. (Учитель выбрала способ распределения по желанию учеников, так как это позволяет им делать собственный выбор, какую информацию они хотели бы изучить по теме урока)
Выполнение заданий группами.
Группа 1. Тема: сельское хозяйство
Задание 1. Обозначьте условными знаками на предоставленной контурной карте сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства, а также улов рыбы, используя текст учебника и экономическую карту атласа. Подготовьте устный ответ и демонстрацию на настенной карте Латинской Америки.
Задание 2.* А)Объясните, почему число голодающих в Латинской Америке составило 57 млн чел, несмотря на то, что климатические условия позволяют собирать по 2-4 урожая в год?
Б)Спрогнозируйте, как изменится численность голодающих в Латинской Америке, если известно, что население региона удвоится через 39 лет?
В)Предложите меры по решению данной продовольственной проблемы.
Используя дополнительную информацию, ответ представьте в виде тезисов устно.
Дополнительная информация:
По данным ФАО (продовольственная сельскохозяйственная организация), число голодающих на начало 21 века в мире составило 830 млн человек, в том числе в Латинской Америке около 57 млн чел.
Группа 2. Тема: транспорт
Задание 1.Определите роль морских портов и каналов для экономики региона. Покажите на настенной карте морские порты и каналы.
Задание 2. Интерпретируйте понятие «плавать под удобными флагами».
Задание 3. Назовите и покажите на карте туристические объекты.
(работа с дополнительной информацией)
Задание 4.* Оцените влияние уровня социально-экономического развития региона на качество и протяженность железных и автомобильных дорог, используя текст учебника, и предоставьте устный ответ.
Группа 3. Тема: внешнеэкономические связи
Задание 1.
Определите долю Латинской Америке в мировом импорте и экспорте. Покажите на карте страны и регионы, с которыми происходит товарооборот.
Задание 2.
Нанесите на контурную карту цветовым оттенком страны, которые являются членами таких организаций как НАФТА, МЕРКОСУР, ОПЕК. Назовите эти страны устно и покажите на настенной карте.
Задание 3. Создайте кластер «Товарная структура импорта и экспорта»
Задание 4*. Оцените, выгодную ли товарную структуру экспорта имеет Латинская Америка? Приведите аргументы. Устно. Учащиеся по желанию распределяются по группам.
Роли в группе распределены по жребию посредством выбора смайликов. (Я преследовала цель распределения по жребию, чтобы не возникало споров между учащимися)
Учащиеся ознакомились с функциями, которые они будут выполнять и правилами работы в группе.
Совместное выполнение задания в группе.
Заполнение рефлективного дневника.
Выступление спикеров.
Составление вопросов низкого и высокого порядка для другой группы по время выступления групп.
Ответы на вопросы.
Оценивание своей работы на листе успеха.
Заполнение листа успеха и рефлексивного дневника.
Аплодисменты после выступления групп. Карточки с заданиями для групп.
Учебники. Атласы.
Листы успеха.
Рефлексивный дневник.
1 мин
1 мин
1 мин Рефлексия
Выполнение задания на флипчартеОзвучивание домашнего задания
Заполнение рефлексивного дневника Выполнение задания флипчарта, предложенного в начале урока.
Домашнее задание: напишите письмо другу по электронной почте «Что нового я узнал о Латинской Америке»
Индивидуальное задание: подготовить презентацию «История формирования государства Бразилии»
-Достигли ли мы цели урока?
-Переместите стикеры на карте, если у вас изменилось настроение. Учащийся по желанию выходит к интерактивной доске и выполняет задание на флипчарте, которое было предложено в начале урока.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Учащиеся перемещают стикеры по желанию.
Заполнение рефлексивного дневника. Подсчет баллов и перевод по шкале оценивания в оценку. ФлипчартРефлексивный дневник
Вовлечение всех учеников в процесс обучения Мундуинов Н.,- НУУ, НОТ, НУМ: разноуровневые задания, мозговой штурм, роль в группе, применение ИКТ
Айым-ВУУ, ВУМ: мозговой штурм, задания повышенной сложности, приемы критического мышления
Кузьмина В.-ТиО,ВУУ,ВУМ: задания с использованием дополнительной информации, мозговой штурм, задания повышенной сложности, приемы критического мышления, возможность помочь членам группы
Пережняк Е., Бабаева С., Диана-ВУМ: формативное оценивание, разноуровневые задания, роль в группе
Еркайратов С.-НОТ, НУМ: роль в группе, применение ИКТ, задания низкого порядка
Интеграция в учебный процесс ключевых идей модулей Программы курса.
Модуль Новые подходы в образовании и обучении: был использован прием Мозговой штурм для подведения учащихся к теме урока, это доказывает цитата из Руководства для учителя «... преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе». (с.138)
Работа в группе позволяет осуществлять обмен идеями, развивать коммуникативные навыки, что доказывает цитата из Руководства для учителя «... поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух.» (с.142)
Модуль Обучение критическому мышлению: использование приема критического мышления «Составление вопросов высокого и низкого порядка» направлено на развитие умений ученика интерпретировать информацию, что соответствует цитате из Руководства для учителя «Вопросы «высокого порядка» направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-либо образом.» (с.146)
Модуль Оценивание для обучения и оценивание обучения: были применены формативное и суммативное оценивание ( аплодисменты, балльная оценка), что содействует обучению учеников, что показывает цитата из Руководства учителя «оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным». (с.161)
Модуль Использование ИКТ в преподавани и обучении: на мотивационно-целевом этапе с целью выхода на тему урока был применен флипчарт с заданием, способствующий мотивации учащихся, что подтверждает цитата из Руководства учебника «способствует активной деятельности ученика» (с.168)
Модуль Обучение талантливых и одаренных:
Модуль Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Модуль Управление и лидерство в обучении