Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы по теме Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы.
Краткая характеристика автора
НОВИКОВА ЭЛЬВИРА ВАСИЛЬЕВНА
Когда, какое учебное заведение окончила:
1989, ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.И.ГЕРЦЕН А
Специальность:
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Стаж: 27 ЛЕТ
Категория: высшая
Тема самообразования:
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Курсы:
г. Салехард, 2013 г.
г. Салехард, 2015 г.
ИПМ-1
1. Наименование темы:
Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы.2. Задачи:
Основными задачами моей педагогической деятельности являются:
Использование наиболее эффективных приемов и методов, способствующих развитию речи и мышления учащихся;
Качественное совершенствование словарного запаса детей коренной национальности;
Умение не только высказывать свое мнение, но и отстаивать его;
Использование межпредметной связи для активизации мыслительной деятельности учащихся.
В решении поставленных мною задач помогает работа по самообразованию по теме: Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы».
3. Проблема.
Обращение к данной теме вызвано самой жизнью. Одной из серьезнейших проблем сегодняшней школы является падение интереса учащихся к учению, снижение грамотности, неумение выразить свою мысль. Эта проблема особенно остро касается детей коренной национальности. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слова, читать бегло, выразительно. Язык и литература должны быть способом познания окружающего мира, человека, самого себя.
4. Актуальность темы:
Как известно, совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Использование межпредметных связей, интегрированных уроков активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению, относящимся к разным наукам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Практика показала необходимость применения межпредметных связей. Это даёт возможность пользоваться дидактическим материалом и средствами наглядности, относящимися к одному учебному предмету, при изучении другого.
Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития и воспитания учащихся русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя- словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.
ИПМ- 2.
Теоретическая интерпретация опыта.I. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.1. Дифференцированный подход в обучении.
2. Современный традиционный способ обучения (комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, вводные уроки, уроки закрепления, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки развития речи, контрольные уроки).
3. Нетрадиционные уроки.
II. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДИК.Применение разнообразных методик в обучении детей коренной национальности вызвано особенностями психофизического развития. Условиями их социальной среды, обособленности информационного пространства, в котором они развивались. Это требует основного подхода к обучению, подводит учителя к сочетанию различных методик и приемов обучения, наиболее оптимальных для данных условий работы.
Задача учителя:
1) выявить способности детей, развить их всеми доступными способами;
2) заставить детей поверить в свои возможности и силы;
3) развить волю в достижении цели;
4) разбудить в них лучшие качества личности;
5) развить мыслительную и умственную деятельность;
6) обеспечить условия для расширенного и углубленного объема знаний;
7) адаптировать к современным условиям жизни.
III. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДИК.Эти методики обеспечивают научность, последовательность, систематичность, доступность, прочность, наглядность. Связь теории с практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей, активность учащегося, развитие мыслительной деятельности. Данные сочетания методики обеспечивают вариативность обучения, оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с применением межпредметных связей на уроках.
Усиление междисциплинарного характера обучения становится приоритетным направлением гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Интерес школы к такой интеграции учебных предметов, когда реализуются межпредметные связи и обеспечивается устойчивая мотивация учения, необычайно высок. Очевидно, что формирование коммуникативной компетенции, в том числе обучение устной и письменной речи разных типов, стилей и жанров будет успешнее, если руководствоваться принципом интегрированного использования межпредметных связей.
Проблема межпредметных связей в обучении - это отражение реально существующей всеобщей связи явлений.
В межпредметных связях видится средство решения ряда общепедагогических и методических задач: усиления познавательных интересов учащихся, формирования целостного мировоззрения, усиления глубины и прочности знаний, обеспечения успешности обучения, его практической направленности расширения интеллектуального кругозора учащихся.
IV. АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА.Общая тенденция, наблюдаемая в современной науке, заключается в разработке комплексных, пограничных проблем, в освоении смежных областей. Процесс интеграции лингвистических (и не только лингвистических) наук, их взаимосвязи и взаимопроникновения, дает более надежную основу для построения теоретической базы преподавания языка.
Усиление междисциплинарного характера обучения становится приоритетным направлением гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Практика показывает, что эти методы работы обеспечивают систематический характер обучения, логически правильную целесообразную подачу материла, создают атмосферу сотрудничества, интереса к предмету, способствуют развитию устной и письменной речи, ее эмоциональности.
Применяемые методики позволяют интенсифицировать обучение детей, предполагают гармоничное развитие, активную самостоятельность работы учащихся. Они обеспечивают связь обучения с жизнью детей, трудом, игрой.
ИПМ - 3.Система работы учителя.
1. СТРУКТУРИРОВАНИЕ УРОКА.Уроки различаются своими целями, структурой, поэтому применяются такие виды:
1) уроки сообщения нового материала;
2) уроки форматирования умений и навыков;
3) уроки повторения нового:
4) уроки работы над ошибками.
Контрольные уроки:
1) Уроки контроля над усвоением знаний и учебных умений;
2) Уроки контроля за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся;
3) Уроки контроля над развитием связной речи учащихся.
Комбинированные уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля. Нетрадиционные формы проведения урока:
1) урок-игра;
2) урок-путешествие, экскурсия;
3) урок-концерт;
4) урок-спектакль;
5) урок КВН;
6) деловая игра.
2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.Положительный результат в обучении достигается при помощи соблюдения условий:
Подача материала в определенной последовательности.
Формирование активного познавательного интереса со стороны обучаемых.
Закрепление ЗУН, СУД различными приемами и формами обучения.
Нетрадиционные формы проведения урока.
3. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Учебные планы, программы.
2. Учебные методические пособия (учебники, журналы, методические пособия).
3. Дидактический и наглядный материал.
4. Наглядные и технологические СО.
5. Библиотечка кабинета, библиотека школы-интерната.
6. Игровой, развивающий материал.
7. Использование ИКТ.
ИПМ - 4.
Организация дифференцированного подхода.
Развитие интереса к предмету глубоко связано с развитием индивидуальных способностей учащихся. Интерес- основа при дифференциации. Поэтому я применяю дифференцированный подход в обучении. Основной целью дифференцированного подхода является обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и к адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Я организую дифференцированный подход при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.
Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта:
а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого).
б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении, постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Сочетание общешкольной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия знаниях учащихся.
Дифференцированный подход к обучению учащихся позволяет выбирать наиболее эффективные методы реализации педагогических задач. Необходимость такого подхода вытекает из того, что учащиеся различаются своими способностями. Такой подход позволяет каждому учащемуся работать в своем определенном темпе, вселяет уверенность.
ИПМ - 5.Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются, прежде всего, с историей, изобразительным искусством, музыкой. Использование межпредметных связей, существенно облегчается, если визуальные средства обучения (рисунки, графики, другие изобразительные средства и иллюстрации) из вспомогательных становятся основными, активизирующими и направляющими познавательную деятельность школьника.
Литература-русский язык: наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка. В программе по литературе при проведении работы по развитию речи рекомендуется опираться на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы непосредственно связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее. Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.
Я на уроках русского языка использую для анализа тексты из учебников литературы, даю в качестве домашнего задания найти в художественной литературе примеры самобытности, выразительности, эмоциональности русской речи. Например, изучая пословицы и поговорки, в 7 классе провожу интегрированный урок русского языка и литературы. На нём не только знакомлю ребят с богатством народной мудрости, но и работаю над языковой меткостью, экспрессивностью русской речи, учу вводить пословицы и поговорки в речь, помогая тем самым сохранять традицию русского народа выражать мудрость в пословицах, поговорках, загадках.
Русский язык – ИЗО – музыка: на уроках русского языка учащиеся пишут сочинения по картинам. Например, по картине Шишкина «Три медведя», Решетникова «Опять двойка» и т.д. Учащиеся не только рассматривают картины, стараются красочно их описать, но и узнают о жизни и творчестве художников. Обогатить генетическую память учащихся, помочь им соприкоснуться с предметами, которые символичны для каждого человека, принадлежащего к русской национальной культуре, дает возможность работа над натюрмортом В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина». Данное полотно я использую для устного сочинения. Эта форма работы в 8-м классе способствует развитию устной речи. Предваряет сочинение «заочная экскурсия» в картинную галерею. Задача её заключается в том, чтобы учащиеся смогли увидеть реликвии быта русского человека, ощутить смысловые связи, определявшие мировоззрение и образ жизни многих поколений на Руси. Привлекаю для иллюстрации собранные ребятами пословицы и поговорки о хлебе. Например, «Ржаной хлебушко — калачу дедушка», «Матушка рожь кормит всех сплошь», «Хлеб - всему голова».
Литература – история: работа со справочниками, историческими документами, воссоздание картин того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и т.д.). Так, курс литературы за 8 класс звучит следующим образом: русская литература и история, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учащиеся вспоминают пугачёвское восстание, причины его возникновения, образ Пугачёва. При изучении произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», подразумевается тщательная работа не только над самим текстом, но и над воссозданием картины того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и др.). Перед проведением уроков по темам, где предполагается тесная связь литературы с историей, учащиеся получают задание повторить сведения о той или иной эпохе или подготовить устное сообщение (как правило, выступают несколько учащихся с короткими сообщениями, которые позволяют воссоздать общую историческую картину того времени). Ярким примером синтеза истории и литературы является тема исторического прошлого русского народа, которая сильнее всего звучит, пожалуй, на уроках, посвященных былинным богатырям, защищавшим русскую землю. Здесь необходимо включение не только материала исторического, но и связь с живописью. Историческая тема в картинах Васнецова, Репина, Сурикова, «Богатырская симфония» и «Князь Игорь» Бородина, героическая тематика русских былин становятся предлогом для глубокого образно – поэтического понимания национальной истории. На таком уроке целесообразно использовать репродукцию картины В.Васнецова «Богатыри»). Еще одним примером могут служить произведения писателей о Великой Отечественной войне. На таких уроках литература неразрывно связана с историей, а включение живописи в урок будет активно воздействовать на эстетическое восприятие материала школьниками.
Литература – обществознание: на примере героев литературных произведений ученики обсуждают вопросы межличностных отношений, рассматривают темы «Личность и мораль», «Долг и ответственность», «Нравственная культура человека», «Семья и брак», «Преступления и поступки» и т.д.
Литература – ИЗО – музыка: сопоставление жанров живописи, музыкальных произведений с литературным произведением или отдельными составными его элементами и т.д. На уроках литературы я часто знакомлю ребят с портретами писателей и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись нельзя рассматривать просто как вид наглядности. Она является действенным источником познавательной информации, источником формирования общественного и художественного мировоззрения учащихся. А.С.Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы. Пушкин в живописи представлен в разных формах и жанрах. В ходе изучения творчества А.С.Пушкина на уроках литературы я имеет возможность познакомить учащихся с портретами поэта, написанными О.А.Кипренским и В.А.Тропининым с натуры.
Далеко не каждый человек может описать картину. Ученикам, посетившим выставку, всегда легче составить рассказ по картине. К сожаленью, дети коренных народов Ямала, которые учатся в школе-интернате, не имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода. Поэтому задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины. В начале урока провожу словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Стараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал). На уроках использую различные иллюстрации к изучаемым произведениям, репродукции картин, созданных на мотивы литературных произведений, картины, созданные самими писателями (картины М.Ю. Лермонтова, зарисовки А.С. Пушкина и др). Данный материал является своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Иллюстрации, картины ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы.
Ярким примером использования живописи на уроках литературы могут служить иллюстрации к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, репродукции картин известных художников. Так «зарисовкой» к уроку по произведению Ю. Казакова «Тихое утро» может служить картина И.И. Левитана «У омута», изучая поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин», можно использовать картину Ю.М. Непринцева «Отдых после боя», цикл уроков по произведениям Н.А. Некрасова, посвященного крестьянам, можно сопровождать циклом картин художника А.Г. Венецианова: «На пашне. Весна», «Гумно», «Захарка», «Жнецы», «Спящий пастушок», «На жатве. Лето» и др.
На уроках развития речи я часто знакомлю учащихся с различными музыкальными произведениями.
Изучая различные поэтические произведения, я стараюсь знакомить ребят и с песнями, ариями, написанными на слова того или иного поэта. Например, с песнями на слова С.Есенина, А.Пушкина, Ф.Фета, Тютчева и др.
Немаловажную роль в осуществлении взаимосвязи предметов и разных видов искусств на уроке играет использование технических средств обучения и информационные технологии. В настоящее время научно технический потенциал возрос неимоверно. Теперь преподавателям литературы доступны не только аудио и видеомагнитофоны, но и компьютеры, мультмедиапроектор. С помощью новых технических средств обучения можно представить на уроке самый обширный и разнообразный материал ( текстовый, визуальный, аудиовизуальный и др.), сделать любой текст озвученным, познакомиться с дополнительной информацией по интересующей теме в сети Интернет, обратиться к разным справочным материалам, найти текст любого художественного произведения (если он не доступен в школьной или сельской библиотеке), проводить заочные экскурсии по литературным местам ( ведь у многих ребят нет возможности выехать с родителями в города и посетить музеи) и многое другое. Все эти возможности использую при подготовке и проведении своих уроков сама, а также приобщаю к подборке материала и созданию творческих работ с использованием информационных технологий своих учащихся.
Конечно же, этим не ограничивается межпредметная связь. Когда проходим по русскому языку числительные, ученики решают задачи. Только записывают они не цифрами, а словами решение.
Проходим термины - ребята вспоминают определения различных наук: биологии, географии, и т.д.
Тексты для изучения и повторения той или иной темы, стараюсь подбирать такие, чтобы расширялся кругозор учеников. Когда повторяем причастный и деепричастный оборот, можно использовать такой текст:
Самое крупное хвостатое животное - исполинская саламандра, живущая в быстрых горных реках Восточного Китая и на одном из островов Японии. Днём саламандры практически никогда не покидают воды, скрываясь под большими камнями или под нависающим берегом. Ночью же они, пользуясь исключительным обонянием, отыскивают лягушек, рыб, раков и водяных насекомых.
Можно показать и картинку с изображением саламандры.
В образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа активно введены учебные предметы и курсы регионального компонента Базисного учебного плана.
С целью формирования этнического самосознания учащихся на традициях народа Севера в рамках национально-регионального компонента в образовательной области в школе – интернате преподается предмет «Культура народов Ямала». Одним из компонентов этого учебного предмета является «Литература народов Севера». На уроке при изучении произведений ненецкой писательницы А.Неркаги можно показать близость рассказа К.Паустовского «Телеграмма» и повести А.Неркаги «Анико из рода Ного». Доказать, что писателей разных национальностей и разных поколений волнуют одинаковые проблемы, а именно – тема милосердия, благодарности, уважения к старшему поколению; тема отношений между родителями и детьми и, конечно, тема одиночества.
Таким образом, вы видите, что на уроках литературы, русского языка можно в полной мере осуществлять межпредметные связи.