Дидактический материал на тему Диктанты по русскому языку для 1 класс
ДИКТАНТЫ
1 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)
РАБОТА №1
ТЕМА: Слово, предложение, текст.
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых не расходится с произношением ; умение оформлять предложение на письме.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Трудимся.
Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.
Нарядная будет елка! (18)
Грамматические задания
В первом предложении над словами указать количество слогов.
Во втором предложении над словами поставить знак ударения.
В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.
*Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.
*Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Наш двор.
Мы любим свой двор. Там есть качели и турник . Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку . (24)
Грамматические задания
1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.
Во втором предложении найти слово из двух слогов.
*Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.
Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.
5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).
1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 1 неделя )
РАБОТА № 2 .
ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова.
ЦЕЛЬ: проверить навык правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова; умение оформлять предложение на письме.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Дождь.
Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи . Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи . (21)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.
Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.
Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.
*Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:
День, крыль, пень, огонь, Машень .
5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Зимний вечер.
На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)
Грамматические задания .
1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.
Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.
Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.
*Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.
*Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.
1 КЛАСС , 3 ЧЕТВЕРТЬ ( март , 3 неделя )
РАБОТА № 3
ТЕМА: Гласные после шипящих.
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, а также умение оформлять предложение на письме.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
В лесу.
Пушистый снег укрыл зимний лес.
Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки . (19)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.
Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.
*Дописать слоги , подчеркнуть буквы , обозначающие шипящий звук :
ча, ро, лу, стри, малы..
5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Летом.
Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу . (24)
Грамматические задания
Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.
Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача, нарисовать звуковую схему.
*Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
*Закончи предложение: В роще хлопочут .. .
1 КЛАСС, 4 ЧЕТВЕРТЬ ( апрель, 3 неделя )
РАБОТА №4
ТЕМА: Заглавная буква в именах собственных.
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Питомцы.
Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)
Грамматические задания
Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.
В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.
Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.
*Вставь первую букву и запиши слова:
ашенька, .анечка, ндрюша, етенька.
5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?
-В каком городе ты живешь?
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Новичок.
В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил
он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком . (22)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.
2. В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.
3. Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.
4. *Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.
5. *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?
- В каком городе ты живешь?
1 КЛАСС ,4 ЧЕТВЕРТЬ (май, 3 неделя)
РАБОТА №5
Итоговая контрольная работа за 1 класс.
ЦЕЛЬ: проверить усвоение учащимися основ русской графики (оформление предложения, правописания слов на изученные правила)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
На реке.
Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)
Грамматические задания
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и .
4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -
узкий - ..
далеко-
5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
В лесу.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)
Грамматические задания
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.
4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:
высокий - . далекий - . узкий - . добрый - .
5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.
Заголовок 1Заголовок 4Заголовок 515