Творческий отчет учителя русского языка и литературы «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы через применение новейших методов обучения»
КГУ «Ставропольская средняя школа»
Творческий отчет
учителя русского языка и литературы
Конюша Надежды Николаевны по теме:
«Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
и литературы через применение новейших методов обучения»
Методическая проблема нашей школы: «Применение новейших методов обучения и воспитания, направленных на саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию личности в современных условиях».
Сегодня в соответствии с новым государственным стандартом по русскому языку современное обучение предмету предполагает личностно-ориентированный подход, формирование системы взаимосвязанных компетенций. Под компетенцией понимается общая способность и готовность личности ученика к деятельности, основанной на приобретенных знаниях и опыте, полученных в процессе обучения.
Компетентностный подход предполагает использование новых методов обучения детей, при которых они приобретают умения применять полученные знания в различных жизненных ситуациях . Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практический характер, ориентированный на результат. А обучение русскому языку и предполагает исследование языковых явлений и практическое их использование.
Школьный курс русского языка специфичен по своему содержанию и организации деятельности на уроке. Если мы заглянем в учебники русского языка (допустим 7, 8 класса), обнаружим, что ученикам предлагаются преимущественно объемные письменные работы с практическими заданиями, выполнение которых занимает огромное количество времени, тогда как усвоение всех норм русского языка происходит одновременно с постоянным применением его в живой речи, в условиях непосредственного устного и письменного общения. Такое несоответствие приводит к тому, что ученики не видят связи между изучаемыми сведениями и тем, в чем существует жизненная потребность: в умении логически мыслить. анализировать, доказывать, аргументировать, сравнивать, представлять, доказывать свою точку зрения. Монотонное выполнение письменных заданий приводит еще и к потере интереса учеников к предмету, к снижению работоспособности памяти, мышления.
Поэтому, согласно главным идеям действующей программы основного образования и государственного стандарта по русского языку, целью которого является формирование грамотной речи школьников, работая по проблеме «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы через применение новых методов обучения», считаю необходимым интенсивное речевое и интеллектуальное формирование грамотной письменной и устной речи учащихся через развитие языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций : Языковую компетенцию формирую, вооружая учеников основами знаний о самой науке (ее разделах, целях научного изучения языка, о ее методах, этапах развития, выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении того или иного раздела)
Коммуникативную компетенцию формирую через овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
Культуроведческую компетенцию формирую в большей степени на внеклассных мероприятиях, на которых раскрываются национальная культура, взаимосвязь языка и истории, нормы русского речевого этикета.
Формируя орфографическую грамотность учеников (обучая их грамотному письму и, как следствие, грамотной речи), реализую не только традиционный принцип списывания текста «увидел-услышал-записал», но и принцип доступности, принцип научности материала, принцип опережающего обучения, принцип комплексного воздействия на интеллект учащихся, принцип обоснованности, аргументированности, доказательности ответа ученика, принцип наглядности, принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика. Использую на своих уроках проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы, так как они позволяют увеличивать роль ученика в планировании, организации и проведении урока, формировать языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции, вырабатывать интеллектуальные качества у детей, создавать ситуации, когда ученикам необходимо лингвистически грамотно обосновать свою точку зрения, высказывают свой вариант решения языковой орфографической проблемы.
Каждому учителю русского языка, учителю начальных классов известно, что сформировать грамотное письмо детей - задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Орфографические навыки, действительно, приобретаются годами, из урока в урок. Я столкнулась с тем, что довольно часто школьники хорошо усваивают теорию и умеют делать грамматический разбор, но страдают от неумения грамотно писать.
Одной из трудностей для учащихся является практическое усвоение безударных гласных корне. Правило о проверке безударных гласных школьники хорошо знают с начальных классов и среднего звена, но допускают ошибки на протяжении всей школьной жизни.
Проанализировав эту ситуацию, я пришла к выводу, что для этого есть ряд серьезных причин. Во-первых, активный словарный запас у учащихся сегодняшнего поколения несколько ограничен, и они часто не могут вспомнить с учебной целью слова, которыми свободно пользуются в повседневной речи (не могут найти синоним без частицы НЕ при изучении емы «Правописание частицы НЕ с разными частями речи»). Во-вторых, нередки и ошибки в подборе проверочного слова, ошибки в соотнесении трудного слова с проверяемой орфограммой. Помимо этого существуют и специфические причины, одна из которых - постановка ударения. В силу того, что в русском языке ударение подвижное, определение ударного слога в слове у детей вызывает затруднение. Также одной из трудностью усвоения школьниками грамотного письма является то, что в русском языке орфография содержит более 400 правил, в школьном курсе изучается около 70. Виды орфограмм не поддаются строгой систематизации по какому-либо одному признаку – так как они разнородны.
Что означает понятие «орфография»? «Орфо» - правильно, «графос» - пишу. Орфография – раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.
В связи с этим, решая проблему развития орфографической зоркости учащихся, в своей работе преследую цель активизировать словарный запас ребят, формировать навыки применения необходимого правила при трудном написании, уметь свободно распознавать орфограмму, находить и исправлять орфографические ошибки и ориентироваться в системе правил русского языка.
За небольшой период своей трудовой деятельности методом «проб и ошибок» выработала некую свою систему работы по решению этих задач.
Наличие таких понятий, как орфограмма, тип, вид орфограммы, условия выбора написания, опознавательные признаки, а также письменные (графические) обозначения требуют от меня, как учителя, методических поисков и решений. Работу над орфографическим правилом я строю в следующем порядке:
1) готовлю детей к изучению правила, то есть создаю такую проблемную ситуацию, которая убедила бы учащегося в необходимости знания правила
2) ввожу и знакомлю с графическими (условными) обозначениями, которые фиксирующих, от чего зависит правописание орфограммы;
3) объясняю орфографическое правило: акцентирую внимание школьников на условиях выбора правильного написания;
4) знакомство с опознавательными признаками, сигналами, по которым учащиеся определят орфограмму на слух, могут найти ее в письменном тексте; выявляем закономерности написания
5) выполняем упражнения, формирующие орфографические умения.
С введением понятия "орфограмма" внимание учащихся при объяснении нового орфографического правила сосредоточивается на условиях выбора. Операция обдумывания, поиска того, от чего зависит выбор, постепенно становится привычной. Особую роль приобретает вопрос: "От каких условий зависит выбор?" Акцентирование внимания на условиях выбора меняет ход мыслительной деятельности: учащийся строит свой ответ в виде тезиса, утверждения и конкретизации выдвинутого положения. Правило обретает вид доказательства, рассуждения.
Считаю, что усвоение грамматических знаний и орфографических правил не сводится к простому заучиванию формулировок, а предполагает активную деятельность ученика, направленную на переработку полученных знаний и на сознательное применение их в своей орфографической деятельности.
Чтобы ученик мог свободно сориентироваться в огромном количестве орфограмм, правил, найти орфограмму, опыт показывает: нужны ориентиры (опознавательные знаки), предупреждающие об орфографической трудности.
Начиная работу с учащимися 5 класса, активно используем в качестве помощника-советчика форзац учебника, на котором помещены пронумерованные для удобства и быстроты нахождения орфограммы и пунктограммы (название правил и примеры с разбором написания слова).
Кроме этого при изучении того или иного орфографического правила приучаю ребят определять вид самого правила. Условно все правила делим на три вида:
1) правило-указание - это такое правило, в котором лишь указывается, пишется буква в данном случае или нет («В ЧК/ЧН Ь НЕ ПИШЕТСЯ»)
2) правило-руководство - это правило, излагающее условие, при котором следует выбирать именно данное написание, например, при изучении темы "Буквы О/А в корне -РАСТ- / -РАЩ- / -РОС-": "В корне-РАСТ- / -РАЩ- пишется а, так как стоит перед СТ и Щ, о пишется перед С";
3) правило-инструкция - это правило, в котором дается указание о том, какие операции необходимо выполнить, чтобы установить соответствующее написание. Ими я руководствуюсь, например, при изучении темы "Проверяемые безударные гласные в корне": "Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного в корне, слово надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы этот звук оказался под ударением...".
Знание моделей правил помогает ребятам при схематичном отображении правил в специально отведенных для этого тетрадях (тетрадях по теории). При кратком и схематичном алгоритме отпадает необходимость заучивать огромные правила наизусть, способствует активному, углубленному повторению и закреплению правил орфографии, развитию самостоятельности учащихся в познавательной и практической деятельности. Часто выводим правило самостоятельно, то есть выполняем опережающее знакомство с орфограммой. Во время изучения темы «Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени» выводим алгоритмы или образцы рассуждений.
Все изученные орфограммы под номерами записываем в тетрадях по теории, перерисовываем схемы, таблицы, образцы разборов, образцы рассуждений. Эти тетради ребята заводят с 5 класса. У ребят нынешнего 11 класса исписаны уже по две общие тетради. Ими они пользуются на протяжении всего обучения русскому языку.
После изучения определенного правила (необязательно орфографического), чаще всего при работе с определениями языковых явлений, устраиваю детям так называемые зачеты, в ходе которого ученик должен ответить как минимум на 10 вопросов по теме (рассказать все определения морфем слова, определения всех частей речи, определения членов предложения и т.д.). Зачетная форма помогает мне проконтролировать знание определений, правил каждого ученика в классе, стимулирует ребят в накопляемости оценок по предмету, (так как проще всего рассказать выученное определение), оживляет урок, когда ребята сами задают друг другу вопросы. В связи с этим, мы с ребятами ведем так называемые «зачетные книжки», в которых фиксируем название темы, оценку о выполнении, роспись учителя и роспись родителей. Играем с ними в «школьных студентов».
Кроме этого, на протяжение нескольких лет мы с выпускниками бывшего и нынешнего 11 классов при подготовке к ЕНТ собрали теоретический материал по орфографии и другим разделам языка в виде удобных в применении схем, таблиц, алгоритмов в отдельные папки. Таких папок у нас имеется 6. Эти сборники наглядности я использую и на уроках с 5 классом, когда провожу устный анализ правил.
Русская орфография специфична еще и тем, что в русском языке много слов, правописание которых объяснить конкретным правилом невозможно, данные слова надо запомнить. Принято их называть словарными словами. При решении проблемы уяснения подобных слов отвожу несколько минут на их запоминание. С этой целью к уроку готовлю список нескольких слов, которые встретятся ребятам в ходе урока при выполнении заданий.
Считаю, что при объяснении нового материала одним из эффективных средств обучения орфографии является уместным использование наглядности на уроке. Прежде всего наглядные схемы, таблицы экономят время на уроке, оживляют преподавание, дисциплинируют внимание ребят. Подобные схемы-таблицы наглядно показывают алгоритм решения орфографической проблемы (условие правописания, рассуждение о выборе той или иной морфемы в слове, пример правильного написания орфограммы). Считаю, что использование таблиц имеет большой эффект на развитие зоркости, чем «голое» объяснение темы на основе правила по учебнику. При устном опросе таблицы служат подсказками для слабых учеников
На уроках обобщения использую схемы-таблицы, на которых видна система материала по теме. Применение таких наглядных средств способствуют обобщению родственных фактов языка, помогают быстро восстановить в памяти детей ранее пройденный материал, служит справочником-помощником при самостоятельной работе. Также обобщающие схемы способствуют закреплению в памяти тех выводов, к которым ребята пришли путем наблюдения и опыта на предыдущих уроках изучения нового материала. Например, таблица «Правописание Ь знака после шипящих» обобщает правописание 5 орфограмм: правописание Ь после шипящих в глаголах, существительных, прилагательных. С помощью этой таблицы делаем сравнение написания мягкого знака в словах разных частей речи. Стараюсь создавать подобные схемы, чтобы на них языковые явления отражались кратко, лаконично, отражали в системе только самое необходимое.
С целью привития интереса учащихся к самому предмету, чтобы не отпугивать ребят от скучной орфографии, применяю занимательные иллюстрации к некоторым видам орфограмм. Это разнообразит урок, развивает логические и образное мышление детей, привлекает их внимание.
Решающая роль в формировании и закреплении орфографических навыков принадлежит выполнению упражнений из учебника. Конечно, сегодняшние учебники далеки еще до совершенства, но по учебнику выбираю такие краткие, лаконичные конкретные задания, при выполнении которых учащиеся сознательно отрабатывают механизмы грамотного письма:
Спиши, вставь пропущенные буквы
Спиши, обоснуй свой выбор
Выпиши слова, распредели в два столбика
Игра «Почемучка»
Орфографическая минутка
Сравни правописание
Определи условия выбора
Орфографическая задачка
Заполни таблицу примерами
Орфографический диктант
Задание для настоящих сыщиков
Восстанови правило
Подумай над термином и т.д.
Иногда практикую задание «Спиши текст» без дополнительных заданий. Выполнение подобного задания требует от ребят особого внимания, так как перед ними стоит задача не только правильно списать каждое слово в тексте, но и постараться списать текст каллиграфически красивым почерком, не допуская никаких исправлений, помарок, недочетов.
Иногда целенаправленно создаю в своих записях на доске орфографические ловушки, допускаю орфографические ошибки с той целью, чтобы ученики сами их обнаружили.
Кроме упражнений из учебника для закрепления, повторения, проверки знаний использую раздаточный дидактический материал (индивидуальные карточки, перфокарты, тесты и т.п.) При подборе дидактического материала всегда предусматриваю задачу воспитания учащихся в процессе обучения русскому языку. Использую тексты о любви в Родине, интернациональной дружбе, о трудовых и воинских подвигах, о выборе профессии, охране природы и т.п.
Работа с дидактическим материалом дает мне возможность подготовить задание для каждого отдельного ученика, сэкономить время на уроке, организовать одновременную работу с несколькими учащимися и работу проверки знаний по разным темам.
Индивидуальные карточки реализуют дифференцированный подход к каждому ученику. Если слабому ученику работа с карточкой помогает восполнить пробелы по теме, то сильному ученику предлагаю карточку с усложненным заданием для самостоятельной углубленной работы по теме.
Я, как учитель русского языка, которые готовит ребят к экзаменам (переводным, ПГК, ЕНТ), провожу углубленное повторение пройденного материала, постоянно тренирую детей в языковом анализе, развиваю коммуникативные умения восприятия незнакомого текста, провожу анализ текстов разных стилей и типов речи, тренирую в создании речевых высказываний. В этом аспекте помогают карточки с комплексными заданиями. Каждая карточка содержит небольшой текст из художественного текста и три задания, первое из которых проверяет умения вдумчиво вчитываться в текст, определять его идею, тему, стилевую принадлежность. Второе задание проверяет языковую подготовку ученика по определенному разделу, требует развернутый письменный ответ. Третье представлено в виде теста.
Отличными помощниками в развитии орфографической зоркости служат перфокарты. Они концентрируют внимание ученика на том месте в слове, где надо применить правило по определенной орфограмме, при выполнении не требуют большого количества времени, позволяют на уроке не только проверить, но и оценить работу ученика.
Зачетные задания – тренинги по определенной теме. Каждый тренинг содержит как минимум 9 вариантов по 10 слов с пропущенной орфограммой. Помогают выявить уровень владения орфографическими навыками по конкретной теме.
Провожу лексико-орфографическую работу по картинкам. Найди и запиши 40 слов с приставкой ПРИ-/ПРЕ, составь и запиши сочетания слов (слитно или раздельно), определи части речи. Этим заданием проверяется умение детей различать омонимичные формы частей речи, навык слитного-раздельного написания слов.
Пожалуй, самый распространенный вид проверки и контроля качества орфографической зоркости – это, конечно, диктант, то есть вид письменной работы, при которой я диктую текст, учащиеся его записывают. В методике преподавания русского языка количество видов диктантов несметное количество, но я провожу именно те, которые, на мой взгляд, в большей степени подстегивают ребят, дисциплинируют и развивают внимание к внешней форме слова. Это предупредительный диктант (я читаю текст, ученики слушают и выписывают только те слова, правописание которых вызывает у них затруднение, пользуются справочными материалами, словарями, анализируют правописание слова). Объяснительный диктант – с помощью словаря и справочников объясняет трудные места в слове только после написания всего диктанта. Словарный диктант провожу в виде диктовки как минимум 15 слов на одну или несколько орфограмм. Выборочный диктант – ученики внимательно слушают несколько раз текст и записывают только слова или словосочетания с указанной орфограммой. Этот вид развивает память ребят. Диктант с комментированием – записываем предложение из текста и затем проговариваем правописание слов с орфограммами. Контрольный диктант – провожу с целью определения конечного усвоения орфографической темы, с целью контроля орфографического навыка. После контрольного диктанта на следующий урок провожу анализ контрольного диктанта. Иногда провожу аудиодиктанты– затем, чтобы ребята не привыкали к моей диктовке, к моему проговариванию слов и словосочетаний. Такие диктанты разнообразят будничные уроки и вызывают интерес учащихся к самому уроку.
Так как наш предмет сдается на ВОУД, ЕНТ, большое внимание отвожу на занятиях работе с проверочными работами и тестами. Тесты использую тематические, и комплексные. С учащимися 10-11 класса прорабатываем сейчас тесты для подготовки к ЕНТ под номерами 51ХХ, 52ХХ… В моей копилке имеется свой банк тестов для подготовки к ЕНТ.
С ребятами младшего звена тесты провожу на итоговых уроках изучения темы и устные тесты в виде игры «Кто хочет стать миллионером?» или при устных опросах в начале урока.
Также применяю наглядную иллюстрацию. Например, при изучении темы «Личные местоимения», «Предлоги» показываю ребятам подобный материал, учащиеся наглядно представляют значение местоимения, предлога, учатся находить оттенок значения, который добавляет предлог, употребляясь с самостоятельной частью речи.
Иллюстративный материал для развития связной логической речи ребят. Запиши все слова, изображенные на картине, выполни их морфемный анализ, составь словосочетания, определи тип связи слов в данных словосочетаниях, составь предложения и т.д.
Провожу устные опросы на основе кластеров, схем. Например,
Назови определение каждой части речи
Какая часть речи изучает предмет, признак, признак предмета по действию и т.д.
Глаголы какого спряжения оканчиваются на –оть, -уть, -ить, -ать, приведи примеры
Определи спряжение глаголов
Определи вид местоимений
Назови морфологическую характеристику причастий
Назови морфологические признаки глаголов
По окончаниям определи спряжение глаголов
Определи условия обособления причастного оборота
Составь словосочетания по схеме
Охарактеризуй простое предложение по схемам
Охарактеризуй сложное предложение по схемам
Определи правильное ударение в словах
Определи часть речи
Сопоставь, что изучает каждый раздел науки о языке
Порожу работу по пропаганде чистоты и красоты русского языка
Применяю на уроках элементы занимательности: например, составление ребусов при повторении правописания имен собственных. Некоторые ребята шифруют целые пословицы.
При изучении новой орфограммы в целях привития интереса и быстрого запоминания правил использую правила в стихах, сказки о морфемах:
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет,
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Не забудьте, что приставки
РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ЧЕРЕЗ-, БЕЗ-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
На уроках литературы при изучении стихотворения проводим стихотворный анализ, который также помогает мне учить правильно ставить ударение в слове, находить логическое ударение в предложении, делить слова на слоги.
При изучении произведения я также применяю иллюстрации к сюжету, схемы, кластеры, по которым делаем анализ образа героя, его поступка, выстраиваем сюжетные линии и т.д. работа по составлению кластеров формирует навык доказывать свою точку зрения, навык логических рассуждений, навык правильной речи.
Таким образом, все представленные приемы служат цели ликвидации пробелов орфографической безграмотности, служат выработке навыка машинального оперативного правописания, а значит, грамотной устной и письменной речи школьников.
Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Развивать грамотную речь, бороться с ошибками в словах – это задача, в первую очередь, учителя-словесника, а также и всего педагогического коллектива в целом. Ведь только кропотливая системная работа школы над ликвидацией орфографической безграмотности дает возможность выпускникам школы вступить во взрослую жизнь компетентными, грамотными, начитанными людьми.