Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология написания сочинения и изложения »
Республика Крым, Джанкойский район, село Мирновка
МОУ «Мирновская школа»
Утверждено
Директор_____________ Павленко Т.Е.
(Подпись руководителя ОО)__________ (Ф.И.О.)
От «___» _____________________ 2015 г.
Приказ от_____________№____
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
«Технология написания сочинения и изложения »
Уровень образования (класс) Основное общее образование 11 класс
Количество часов ___ часов в год ___ часа в неделю
Учитель: Меметова Ульмес Эдемовна
Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки 11-ти классников к успешному написанию изложения и сочинения
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации в 11 классе.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Модуль 1 «Изложение»
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля . Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Модуль 2 «Сочинение-рассуждение»
Вторая часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
После прохождения программы элективного курса «Технология написания сочинения и изложения » учащиеся должны
Знать:
1. Требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;
5. Способы сжатия текста;
Уметь:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой компетенции 11-ти классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
6. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
7. сжимать авторский текст;
8. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
9. редактировать свое сочинение и изложение.
10. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
1
Изложение
17
2
Сочинение-рассуждение
17
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 11 классе
Тема урока
Количество часов
Тип у
рока
Виды контроля
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
1
Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с КИМами. Критерии оценивания изложения и сочинения.
1
Комбинированный
Лекция
Практикум
2
Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения.
1
Комбинированный
Практикум
3-4
Составление плана текста. Выделение микротем. Абзацное членение текста.
Анализ текстов и планов.
2
Комбинированный
Практикум
5-6
Понятие сжатого изложения. Приёмы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную.
2
Комбинированный
Лекция
Практикум
7-8
Приёмы свёртывания исходной информации путём обобщения, замены, исключения.
2
Комбинированный
Лекция
Практикум
9
Сокращение исходного текста с помощью приёмов компрессии.
1
Комбинированный
Практикум
10
Анализ текстов готовых изложений, редактирование текстов.
1
Комбинированный
Практикум
11-12
Написание сжатого изложения.
2
Развитие речи
Самостоятельная работа
13
Классификация речевых ошибок.
1
Комбинированный
Лекция
Практикум
14
Классификация грамматических ошибок.
1
Комбинированный
Лекция
Практикум
15
Анализ текста. Редактирование текста
1
Комбинированный
Практикум
16-17
Написание сжатого изложения. Работа над ошибками.
2
Развитие речи
Практикум
18
Понятие о сочинении-рассуждении. Сочинение на лингвистическую тему.
1
Комбинированный
Лекция
19
Понятие об авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции.
1
Комбинированный
Лекция
Практикум
20-21
Понятие о проблеме текста. Способы выявления проблемы.
2
Комбинированный
Практикум
22-23
Способы выражения проблемы и авторской позиции в публицистическом тексте.
2
Комбинированный
Практикум
24
Понятие о комментарии.
1
Комбинированный
Практикум
25-26
Понятие об аргументе. Подбор аргументов.
2
Комбинированный
Практикум
27-28
Знакомство с образцами сочинений на свободную тему.
2
Развитие речи
Самостоятельная работа
29
Редактирование сочинений.
1
Комбинированный
Практикум
30-31
Сочинение-рассуждение на свободную тему
2
Развитие речи
Самостоятельная работа
32
Анализ текста. Редактирование текста
1
Комбинированный
Лекция
Практикум
33-34
Выполнение заданий части С.2
2
Развитие речи
Самостоятельная работа
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы:
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010
4. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2008.
5. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 С) М: Экзамен, 2011.
6 Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ Астрель, 2008.
7. И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2011.
8 Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007.
Заголовок 215