Развитие навыков аудирования на начальном этапе обучения английскому языку

Развитие навыков аудирования на начальном этапе обучения английскому языку
Глаза открывают человеку мир. Уши открывают мир в человеке.
И. Э. Берендт
Аудирование – очень сложный вид речевой деятельности. Практика показывает, что именно с аудированием у учеников связано большинство проблем и неудач. Звучащую речь трудно понимать из-за высокого темпа или незнакомых слов и грамматических структур. Трудно также воспринимать речь незнакомых людей из-за непривычного произношения и т. д.
Обучение английскому языку со 2 класса имеет свои преимущества и свои специфические трудности. Опыт преподавания английского языка в начальной школе показывает необходимость и важность кропотливой, последовательной и поэтапной работы по развития аудивных умений и навыков младших школьников.
Методисты определяют следующие задачи обучения аудированию в начальной школе:
1. Сформулировать механизмы аудирования:
- способность различать фонемы; - способность различать интонемы; - способность различать ритмический рисунок; - удерживать в памяти речевые цепочки различной протяженности; - спрогнозировать содержание речи по формальным речевым признакам.
2. Научить понимать основное содержание с опорой на зрительную двигательную наглядность, а также на жесты, мимику, ритм, интонацию, эмоциональную поддержку.
3. Научить понимать высказывание в полном объеме.
4. Развивать механизмы аудирования.
5. Научить понимать основное содержание текста с опорой на зрительную двигательную наглядность, так и без нее.
6. Научить понимать сообщения учителя и реагировать на них.
От уровня сформированности умения понимать речь на слух зависит успех овладения языком в целом. С первых уроков я приучаю детей воспринимать кукол, сказочных персонажей как “носителей языка”, которые не умеют говорить по-русски и понимают только иностранную речь. Поэтому учитель и дети должны “общаться” с ними только по-английски. Практика показывает: чем младше школьники, тем легче преодолевается психологический барьер перед языковыми трудностями понимания.
Обучение аудированию и развитие умений это поэтапное формирование рецептивных аудивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом. Большинство методистов подразделяют аудивные упражнения на подготовительные и речевые.
Подготовительные упражнения направлены на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонации, грамматическую форму слова. Речевые упражнения выполняются на уровне законченного речевого целого и зависят от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное).
Успешность аудирования зависит от индивидуально-возрастных особенностей слушающих. Кроме учебных умений большое значение имеют такие индивидуальные особенности учащихся как его находчивость, сообразительность, умение слушать и быстро реагировать на разные сигналы (паузы, логические ударения, риторические вопросы и т. д. ).
Успешность аудирования также зависит и от потребности школьников узнать что-либо новое, интересное, необходимое.
Темп речи зависит от важности информации. Более важная информация дается медленно, путем подчеркивания долготы гласных, второстепенная – быстро. Искусственное замедление темпа искажает интонационный рисунок фразы, нормы ударения, ослабляет внимание. Речевые сообщения должны предъявляться не только учителем, но и в грамм- или фонозаписи. Несомненное преимущество имеет беседа с носителями языка.
Исследования показывают, что повторное прослушивание улучшает понимание на 16,5%, третье на 12,7%. Повторное изложение в упрощенной форме дает возможность лучше понять текст. Однако в реальной жизни говорящий не повторяет свое высказывание в неизменной форме, а старается проще и доступней изложить свою мысль. Я считаю, что третье изложение текста нецелесообразно, а также можно исключить и повторное изложение, если содержание понятно ученикам с первого раза. Если двух-, трехкратное прослушивание текста неизбежно, каждый раз необходимо давать разные установки. Для начального этапа средней школы предназначаются тексты описательного характера, состоящие из 3-6 предложений.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
СИСТЕМА ПОЭТАПНОГО ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литература
1. Воронина Г. И. Соловцова Э. И. Иностранные языки в начальной школе. Методические рекомендации. - М. Издательский дом “Новый учебник” 2003. -49с.
2. Гез Н. И. , Ляховицкий М. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М. “Высшая школа” 1991. -238с.
П Р И Л О Ж Е Н И Я

I. Подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц:

1.Послушать звуки и определить (дать знак, поднять руку, показать карточку и т.п.) ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ звуки:
[r], [a:], [h], [t], [m], [
·], [u], [i:], [^], etc.

2.Послушать согласные звуки и определить ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ согласные;
[d], [s], [r], [t], [m], [r], [z], [g], etc.

3.Послушать звуки и определи ПОХОЖИЕ на звуки русского языка и ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ от них;
[m], [
·], [w], [k], [v], [
· ], [f], [3:], [b], etc.
4.Послушать гласные звуки и определить ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ;

5.Послушать слова и определить в них гласные звуки
[a:], [^], [
· ] в словах Bad, farm, duck, car, black, fat, man, jump...
[o:], [ o ] в словах horse, dog, block, corner, daughter, stop ...
[3:], [o:] в словах bird, form, fork, turn, third....

6. Послушать слова и распознать в них согласный звуки
[w], [v] - when, white, twenty, seven, eleven... и другие.

Отметить клетки в соответствии с услышанным звуком (Listen and tick (+), then listen again and repeat).


[e]
[e
·]

[ie]
[e
·]

ferry


fare



fairy


fear



Mary


hair



merry


here




7. Послушать слова и распознать в них похожие по звучанию дифтонги:
[ou]-[au]; [ei] – [ai]; '
house, rose, nose, blouse, play, nice, face, I, my etc.

8. Послушать слово и определить количество слогов:
dog, doctor, farmer, cunning, bicycle, fat, etc.

9. Послушать слово и определить слог под ударением (со зрительной опорой и без нее),
произнести этот слог и это слово:
Ugly, cunning, doctor, tomato, farmer, beautiful, potato, November, etc

10.Упражнение для физкультминутки:
-прослушать слово и поднять руки (подпрыгнуть, сделать наклон и др.) если услышишь в названном учителем слове звук [n] (или любой другой звук), присесть, если такого звука нет;


11.Послушать слова и определить на какой звук заканчивается слово [d] или[t]:
stopped, played, worked, opened...( cо зрительной опорой).
Отметить клетки в соответствии с услышанным звуком. (Listen and tick (+), then listen again and repeat).


pronounced
silent

pronounced
silent

liked


looked



wanted


rested



hated


moved



walked


ended




12.Прослушать и отметить существительные, имеющие окончания множественного числа:
Monkeys, pigs, hen, boy, farms, trousers, skirt, shoes etc.
13. Отметить клетки в соответствии с услышанным звуком. (Listen and tick (+), then listen again and repeat.)


[s[
[s]
[iz]

carrots




oranges




tomatoes




sandwiches




grapes




eggs






II. Подготовительные упражнения на распознавание лексических единиц.

1.Прослушать словo и показать соответствующую картинку (еда, животные, действия,
виды спорта, предметы разного цвета, etc.)

2.Прослушать команды – глаголы и показать, выполнить эти действия;
Stand up, jump, fly, wash your face, play tennis, etc.

3.Прослушать предложения и раскрасить предмет в соответствующий цвет:
The lamp is yellow.
The cat is black.
The dog is black. Etc.

4.Прослушать (одно) или ряд прилагательных и назвать слово, которое может с ними употребляется:
Big, high, nice, new ... house.
Blue, nice, short ... dress.
Brave, strong, young ... boy.

5.Прослушать фразу или краткое предложение и назвать ситуацию, в которой они могут употребляться:
Would you like some tea? Hello ; Nice to meet you; No thank you; etc.


6.Прослушать набор отдельных слов и построить из них предложение:
The forest, monkey , live , in. - Monkey lives i
·n the fores
Monday, football, on, play, they. – They play football on Monday.

7.Прослушать 2-3 короткие фразы и построить из них предложение:
To play the piano, would like, he. - He would like to play the piano.

8.Прослушать просьбу и выполнить ее, если есть слово “please”:

9.Прослушать рассказ и определить, от чьего имени он может звучать:
I am big and strong. I am brown. I live in the forest. I like honey. (А bear).


10.Прослушай названия продуктов и назови блюдо, которое можно из них приготовить:
Сabbage, carrot, oil, salt - salad.
Potato, meat, cabbage, water, salt - soup.

11.Прослушать слова и назови вероятное следующее:
Apple, big, cat, dog, egg........ fat ( в соответствии с алфавитным порядком)


12.Прослушать слова и разместить их номера в домики по смыслу:
1.kitchen, 2.map, 3.bathroom, 4.teacher, 5.bed, 6.grandfather etc.














III. Подготовительные упражнения на развитие умений вероятностного
прогнозирования и упражнения WARM-UP ACTIVITIES:

1.Прослушеть набор слов и отметить номера тех, которые подходят к названной теме:
Тема “Shоpping”
1)dress 2)soup 3)grandfather 4)department 5)cash 6) credit-card 7)kitchen etc.
(слова № 1,4,5,6)
2.Прослушать группу слов и назвать их тему:
Blue, red, yellow, brown, black, green ... Colours ( цвета)
Butter, fish, bread, egg, honey, chips ... Food (еда)


3.Прослушать начало слова и произнести его полностью, закончить его:
Beauti... ful, eleph... ant, interes ting, marme...lade, mush... room etc.


4.Прослушать заголовок рассказа и предположить, о чем пойдет речь.
“The best day of the year”,
“The boy and the dog”,
“Flowers for my mother”, etc.

5.Прослушать фразу и добавить к ней еще одну, связанную по смыслу:
Look at this boy. .... He is my friend. Или His name is Dick.
( таким образом можно составить рассказ)
.
6.Прослушать начало предложения и закончить его, опираясь на значение союзов или союзных слов.
He is at home now, because... ( he is ill).

7.Прослушать ключевые слова и спрогнозировать идею, тему, сюжет:
A boy, ten, Africa, friend, monkey, play, swim, etc.

8.По картинкам, фотографиям, схемам, таблицам спрогнозировать возможный сюжет, тему. ( Warm-up activity)


9.Построить ассоциограмму (кластер) по теме текста, который предстоит прослушать. Например: тема “Olympic games”


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

IV. Упражнения на распознавание грамматических явлений.
1.Прослушать существительные и определить их число.
Показать сигнальную карточку или знак
Отметь клетки в соответствии с услышанным звуком. (Listen and tick (+) the boxes.)


[s]
[z]
[iz]

starts




tries




matches




begins




goes




misses




hates




catches




stops






2.Прослушать предложение и определить его тип (утвердительный, отрицательный, вопросительный), показать сигнальную карточку « + », « - », « ? ».
Сan the dog jump?
Are you seven?
Cats like milk.
My brother is not a student.
Tigers live in the Zoo.
I have no sister.

3.Прослушать предложения и показать карточку с пропущенным словом:
is

am

are


He big. Monkeys cunning.
Nick brave. I six.
The girl shy. My father a doctor.
Nick and I friends. The boys in the park. Etc

4.Упражнение такого же типа с глаголами HAVE или HAS.

5.Прослушать глагол (неправильный) и определить его форму:
Gone -3, did – 2, make -1, wrote -2, bought -2,3, put -1,2,3; etc.

6.Прослушать слова – указатели времени и назвать соответствующие видо-временные формы глагола:
now - Present Progressive
already - Present Perfect etc.
аt 9 о’clock tomorrow - Future Progressive
yesterday - Past Simple

7.Прослушать вопрос и выбрать краткий ответ соответствующей грамматической формы:
(со зрительной опорой)

Yes, he/she is.
Can you play tennis? Yes, he/she can.
Yes, he/she has.
Yes, he/she does. Etc.

V. Речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания.

1.Найти и обозначить путь движения экскурсии (сыщика или другого действующего лица).

2.Заполнить таблицу (график, кластер) необходимой информацией после прослушивания диалога

Lisa: Good morning, Trevor. You are still half asleep, I see.
Trevor: Hello, Aunt Lisa. Come in. What time is it?
Lisa: It’s ten o’clock. Do you always sleep late?
Trevor: But Aunt Lisa, it’s Sunday today – I never get up early on Sundays.
Lisa: And you don’t make my bed, either?
Trevor: Well, not every Sunday, of course but I sometimes make my bed on Sundays, after breakfast.
Lisa: You mean you actually cook breakfast.
Trevor: Oh, no – you see, I always have coffee for breakfast.
Lisa: Yes, so do I but what do you eat?
Trevor: Nothing, I just have coffee.
Lisa: But that isn’t healthy Do you go to the gym?
Trevor: Yes, I do, but I seldom go to the gym on Sundays.
Lisa: What do you do then? Do you study?
Trevor: Study? Of course not! Actually, I usually watch TV in the afternoon.
Lisa: It isn’t good for you to sit inside all day, Trevor. Don’t you ever go out?
Trevor: Oh, yes, I do! On Sunday evenings, my friends and I often go to the cinema.
Lisa: That’s good.

Trevor
never
Seldom
sometimes
often
usually
always

Get up early
+






Make his bed







Have coffee for breakfast







Go to the gym







Watch TV in the afternoon







Go to the cinema







3.Отметить на рисунке (схеме, карте) названия мест событий, о которых идет речь.
4.Пронумировать на рисунке предметы, в порядке упоминания их в тексте.
5.Изобразить услышанную информацию в виде рисунка.

1) It is eight o’clock.
2) It is a quarter past eight. / It’s eight fifteen.
3) It is twenty past eight. / It’s eight twenty.
4) It is half past eight. / It’s eight thirty.
5) It is a quarter to nine. / It’s eight forty five.
6) It is ten to nine. / It’s eight fifty.

1) 2) 3) 4) 5) 6)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
7.Расположите ключевые слова в порядке в порядке их употребления в тексте.


6.Участие в диалоге. Прослушать вопрос диктора и в паузу дать ответ.

VI.Речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста.
(Направлены на контроль понимания и вовлечение учащихся в творческую деятельность).
1.Прослушать текст и озаглавить его.
Great! The weather is nice and cold. It is a sunny day. We don’t go to school today.
We can ski and skate. We can play snowballs and make snowman.
2.Упражнения – тесты “TRUE – FALSE”.
3. Ответить на вопросы.
4. Составить план по прослушанному тексту.
5.Пересказать содержание прослушанного текста (по-русски, по-английски).
6.Беседа по содержанию прослушанного текста.
7.Дискуссия по проблеме, отраженной в тексте.
8.Дать характеристику герою (героям) текста.
9.Дать оценку поступкам героев.
10.Выделить смысловые куски и озаглавить их.
11.Прослушать короткие тексты и установить их соответствия рубрикам.
12.Прослушать текст и инсценировать его с опорой на ключевые слова, фразы.
13.Прослушать предложения и отметить, к кому из главных героев они относятся.
14.Прослушать ряд фраз и отметить те, которые подходят для описания предложенной картины.























13PAGE \* MERGEFORMAT14215


13PAGE 15





1


номе

school

Olympic
games



fans

teams

champion

medals

take place

win

take part

skating
skiing
on



15