«Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №6» г. Курска
План
Открытого урока по специальности аккордеон
Преподавателя Рубанова Геннадия Валерьевича с обучающимся 3 класса
Емельяновым Евгением
Тема урока: «Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на
аккордеоне»
Курск-2012
Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащихся в классе аккордеона и баяна.
Задачи урока:
Обучающая: освоение и накопление игровых навыков на инструменте.
Применение технических формул в сочетании с работой над художественным исполнением.
Развивающая: развивать технические способности, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения. Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательная: воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием. Формировать систематичность приобретения технических навыков.
Формировать умение обучающегося работать с дополнительным материалом.
Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков.
Форма: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Критерии оценки результативности работы обучающегося
Высокий уровень – творческая оценка, самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания; точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень – эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако, ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, безразлично относится к музыке, к музыкальной деятельности.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Применение знаний и умений.
4. Обобщение занятия, подведение итогов.
Организационный момент.
Приветствие, оглашение темы урока.
Тема урока: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне.
Урок проводится с обучающимся 3 класса народного отделения, по специальности аккордеон .
Актуализация опорных знаний.
Много литературы написано о развитии всех видов техники – так называемой мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Работая в музыкальной школе с обучающимися, я пришёл к выводу, что развитием технических навыков необходимо заниматься с первых занятий ребёнка на инструменте.
В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков. В то время как этюды и упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение технических приёмов на одних лишь пьесах лишает педагога возможности развивать технику ученика в стройном и последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну существенную оговорку: тренировочный материал только в том случае приносит действительную пользу, если приобретённые технические навыки применяются в художественных произведениях.
Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями. Зато им нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и так далее. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу удовольствия. Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогают чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на инструменте.
Приступая к работе над освоением технических навыков с обучающимися своего класса, я, одновременно осваивал приёмы исполнения legato – по два звука, по три звука с различными интонационными ударениями, по пять звуков с динамикой crescendo и diminuendo.
Ход урока.
Урок начинается с проигрывания гаммы соль мажор правой рукой в две октавы восьмыми длительностями на легато и стаккато (legato «гладкое, ровное», очень связное; staccato острое и в половину длительности нот). Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ.
Осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. С этого момента начинается работа над осмысленным прикосновением – над художественной техникой. Я в своей работе сразу ставлю эту задачу, так как считаю необходимым, чтобы любое освоенное учеником упражнение можно было применить в художественных произведениях. Затем левой рукой отрабатываем произношение, движение смены мехом, в разжим и сжим.
Работа над динамикой (восходящее движение на crescendo, нисходящее на diminuendo), сменой меха, посадкой и постановкой руки. Необходимо следить за постановкой руки, не опускать локоть, ровно держать спину. Важно контролировать аппликатуру, смену меха, нюансировку звука.
Чтобы вызвать интерес к гаммам, следует разнообразить динамику и темп. Таким образом, они превращаются в творческий процесс. Все это помогает выработке основных технических свойств исполнения: точность, автоматичность и уверенность. Упражняясь, надо стараться, чтобы силы затрачивались рационально. В конце работы над гаммами делаем физическую разминку: повороты руками в сторону, вверх, вниз. Повороты кистями рук. Обучающийся с удовольствием выполняет разминку.
Применение знаний и умений.
С первого дня обучения игре на аккордеоне преподаватель должен следить за правильностью посадки обучающихся, постановки инструмента и рук на клавиатуре, подборе инструмента по возрасту. Все должно быть рассчитано на то, чтобы обучающийся чувствовал себя комфортно. Успехи обучающегося зависят также от формы строения рук. Внешне одинаковые пальцы, одинаково сильные руки могут быть различны по гибкости и ловкости в игре. Процесс упражнения и регулярных занятий на инструменте – это процесс творческих исканий. Поэтому всегда надо помнить о психологических факторах, которые являются неотъемлемой частью творческого процесса: внимании, сознании, воображении, эмоциях. Не следует забывать, например, о том, что внимание быстро утомляется, а без него работа на инструменте нецелесообразна и даже вредна. Очень важно, чтобы обучающийся мог определить, в чем состоит трудность, выделить ее из контекста и разбить на отдельные элементы, над которыми следует поработать, преподаватель ему в этом помогает. При каждом повторении надо ставить перед собой определенную задачу, каждый раз изменяя и усложняя.
1.К.Черни Этюд соль мажор.
Работа по фразам, предложениям, затем по частям:
Целостное исполнение произведения. Обучающийся пытается отработать аппликатурную гибкость. Ярче исполнить динамические оттенки, особенно crescendo и diminuendo. Преподаватеь предлагает послушать Этюд в темпе Allegretto в своем исполнении. Затем обучающийся старается исполнить Этюд в оживленном темпе.
2.Обработка р.н.п. «Барыня».
Обучающийся исполняет пьесу в разных темпах, медленно, затем подвижно. Отрабатывает трудные мотивы, затем фразы, предложения, выделяя тему в мелодии.
Уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне, баяне связанна с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим. Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сначала проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов прибавлять партию аккомпанемента.
3.Ю.Шатунов «Детство»
Работа над особенностями ритмической структуры исполняемого произведения. Необходимость ритмической заострённости, точное
исполнение синкоп, как способ передать характер исполняемого произведения.
Обобщение занятия и подведение итогов.
Обобщить урок и подвести итоги, записать домашнее задание.
Оценить работу обучающегося и поставить оценку.
По критериям оценки результативности работы, обучающийся относится к среднему уровню - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ.
Для обучающегося важно правильно уяснить роль техники в создании художественного образа. Например – ученики хорошо играют инструктивный материал, а при исполнении тех же технических формул в художественных произведениях у них появляется неловкость, угловатость и корявость. Следует обратить внимание на некоторые ошибки технического развития ученика, особенно в начальном периоде:
1. «Изолированные пальцы». Нужно развивать независимость пальцев, но когда больше уделяется внимания гимнастике, чем звуковому результату – это в дальнейшем становится основным препятствием как для выражения музыки, так и для свободного владения техникой.
2. «Свободная кисть». Нередко, стремясь избавить ученика от скованности, стараются добиться большой подвижности кисти, как правило, изолированной от пальцев, а главное, вне связи с музыкально-звуковой задачей. Таким образом, кисть движется сама по себе, ради собственной свободы; активность пальцев при этом снижается, техника становится поверхностной, а звучание тусклым. Необходимо помнить, что подлинная свобода появляется как результат гармоничной слаженности всех звеньев аппарата; её невозможно достигнуть путём пассивного покоя одних участков и разболтанности других.
3. «Чрезмерная быстрота». Иногда главной целью ставят «быстроту», не придавая должного значения ясности и глубине звука. При этом пальцы «порхают» по клавиатуре. В таком вихре ухо не успевает проконтролировать звуки, да и не стремится к этому.
Поэтому необходимо с первых же занятий приучать обучающихся к осмысленной работе над техникой – не столько «быстрота», сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. И, развивая технику начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.
Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью. Техника - это средство для создания музыкально-художественного образа. Значит, в конечном счете, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо овладеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передачи музыкального содержания.
Исходя из вышесказанного, я делаю вывод, что роль и значение техники исполнителя нельзя переоценить. Если музыкант прекрасно осознает первичную задачу своего исполнительского искусства (создание художественного образа конкретного произведения средствами своего инструмента), то ему должно быть понятно, какой титанический труд требуется для достижения нужного звукового образа. Речь в данном случае идет не о трудностях непосредственного воплощения, а в той целенаправленной технической работе, которая предшествует конечному результату – публичному выступлению.
Литература:
1.А.Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» С.К.М.1982г.
2.Ю.Акимов «Хрестоматия аккордеониста» М.1973г.
3.В.Лушников «Школа игры на аккордеоне» М.1991г.
4.В.Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» М.1991г.
5.В.Семенов «Современная школа игры на баяне» М.2003г.