Презентация к уроку по развитию речи. Подробное изложение “Первый снег” по тексту К. Г. Паустовского. Роль деталей в описании предмета (элементы лингвистического анализа текста) Урок-практикум
ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕПервый снегРоль деталей в описании поэтического предмета (элементы лингвистического анализа текста) Показать значение деталей в художественном описании предмета Подготовить учащихся к написанию изложенияРазработала учитель Дементьева Татьяна Валентиновна Слово о писателе «Первый снег» – рассказ К.Паустовского, который входит в его книгу «Летние дни». Читая это произведение, мы ещё раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений. . Определение темы и постановка целей урока Почему мы должны написать подробное изложение? А что обозначает слово «лингвистический анализ»?Как вы себе представляете этот разбор? А что такое «пейзаж»? Комментированное чтение. Слуховое восприятие 1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Какие слова выделяются голосом? (Странное ощущение.) Почему? (В этом сочетании выражен главный смысл сообщения.) Действительно, именно оно настораживает, заставляет напрячь внимание, с нетерпением ждать объяснения. Подберите синонимы к прилагательному странное. 2) Мне показалось, что я оглох во сне. Человек на самом деле не потерял слуха. Как сказано об этом? (Мне показалось.) Как по-другому можно выразить ту же мысль? (Мне почудилось… Я как будто оглох во сне.) 3) Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. 4) Такую тишину называют «мёртвой».5) Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. 6) Было только слышно, как посапывает во сне кот. Почему слово мёртвый в тексте взято в кавычки? (Употреблено в переносном значении.)Как вы понимаете выражение мёртвая тишина? (Значит, полная тишина, никаких звуков.)С какой целью использована эта метафора? - Нужно ли сохранить её в изложении?Сравним: Перестал дождь – умер; Прекратился ветер – умер; Затих шумливый сад – умер. 1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.2) Мне показалось, что я оглох во сне. 3) Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. 4) Такую тишину называют “мертвой”. 5) Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. 6) Было только слышно, как посапывает во сне кот. Какие звуки мы больше слышим: звонкие или глухие? А как вы думаете, почему их здесь больше? Зачем они нужны писателю. Назовём их в словах (странного ощущения, оглох, во сне, прислушивался, попросту, за стенами, наступила, тишина, шумливый, беспокойный сад, было слышно).Эти звуки настраивают нас на тишину, красоту, тайну. Прием повторения согласных звуков называют аллитерацией. А есть ли в тексте резкие звуки, сочетания? Вся звуковая сторона настраивает на тишину и тайну, тихую красоту! Как озаглавим первый абзац? Составим первый пункт плана. Наступила необыкновенная тишина(Что услышал автор?) Предложение Умер дождь… . В каждой части сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой; интонация перечислительная: умер (дождь), умер (ветер). Порядок слов в предложении, паузы, интонация позволяют сосредоточить внимание на том, что произошло. [ ], [ ], [ ]. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Зрительное восприятиецветовые ощущения 7) Я открыл глаза. 8) Белый и ровный свет наполнял комнату. Новое впечатление – зрительное. Была осенняя темень – а стало очень светло. Свет ровный. Почему? (Он идёт из одной точки, ведь всё вокруг побелело, этим отражённым светом и полна комната.) 9) Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. Здесь природа воспринимается глазами и слухом. Какие представления вызывает слово снежно? (Всё сплошь покрыто снегом. И ещё: снежно – значит бело кругом.) Как автор избегает повтора слов? (К окну – за стёклами, а не «за окном».) 10) В туманном небена головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Меняется интонация, она становится взволнованной и торжественной.Головокружительная высота Как связаны между собой определения в этом предложении?Туманное (небо) – одинокая (луна) – желтоватый (круг)./Снег только что выпал, лёгкие тучки ещё держатся в высоте, поэтому небо – туманное; звёзд не видно, поэтому круг желтоватый./ 17)Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. 18) Ветка качнулась, с неё посыпался снег. 19) Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. 20) Потом снова всё стихло. Сыплется с потревоженной ветки снег. Он сравнивается со стеклянным дождём. Почему? (Мы как бы слышим снег, его лёгкий шум. Он напоминает тонкий шелест ёлочного украшения. Вот почему у писателя появилось такое сравнение.) Обратим внимание на заключительную фразу (Потом снова всё стихло), и мы убедимся, что поняли образ верно. Сравнение снега с ёлочным дождём помогает автору создать нужное настроение. Он не просто описывает первый снег, он и нам передаёт радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли. (Что увидел писатель за окном?) За стёклами – снежно и безмолвно. 21) Проснулся Рувим. 22) Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». 23) Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. Чтобы фраза сохранила свою выразительность, сохраним в изложении прямую речь. Выражение к лицу – уместнее в речи персонажа, чем в речи автора. Какой увидел землю автор? Первый снег к лицу земле. План Первый снегНаступила необыкновенная тишинаЗа стеклами – снежно, безмолвно.Первый снег к лицу земле. Домашнее задание.Написать подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» (от первого лица) РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК 1.Выделить в тексте глаголы с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова к словам: Показалось, наполнять, переливаться, закачаться, поднялось; 2. Записать слово сон с предлогами перед, к, в, от; выделить местоимения с предлогами вокруг неё (луны); с неё (ветки); 3. Уточнить, проверить по тексту следующие написания: странное ощущение, необыкновенная тишина, туманное небо, стеклянный дождь; 4. Указать, каким предложениям соответствуют схемы: 1) , . 2) , и . 3) , а . 1 2 2 1 2 1