Презентация методической разработки урока Способы изменения внутренней энергии тела. 8 КЛАСС
Методическая Разработка урока по физике«способы изменения внутренней энергии тела»Презентацию подготовила учитель МБОУ СОШ № 41 Шатина Э.С.
Цель урока: выяснить, какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела.Образовательные задачи:Выяснить зависимость внутренней энергии тела от изменения температуры тела и агрегатного состояния вещества;Рассмотреть способы изменения внутренней энергии;Уметь объяснять изменение внутренней энергии тела с точки зрения молекулярного строения вещества;Уметь приводить примеры изменения внутренней энергии разными способами;Научить решать задачи с применением новых знаний.
Развивающие задачи:развитие и совершенствование умений и навыков учебной деятельности;развитие и совершенствование умения проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, проводить эксперимент, формулировать выводы; развитие познавательного интереса к физике и способностей к физике; развитие мышления, восприятия, памяти, речи, внимания, воображения.Воспитательные задачи:формирование научного мировоззрения;становление и развитие нравственных и мировоззренческих устоев личности;формирование силы воли и умения контролировать свои эмоции;формирование эстетического восприятия мира;формирование представлений о роли физики в жизни общества.
Тип урока: комбинированный урок:Методическая структура урока:Актуализация опорных знаний и умений;Формирование новых знаний и способов деятельности;Применение сформированных знаний и способов деятельности. Методы обучения:Проблемный метод;Исследовательский метод;Объяснительно-иллюстративный;Метод контроля.Средства обучения:Компьютер, мультимедийный проектор, манометр, стеклянная колба, резиновый шланг, сосуд с холодной водой. Формы организации работы обучающихся: Фронтальная форма организации; Групповая форма; Индивидуальная форма.
Организационный момент (2 минуты): Приветствие учителя;Сообщение об отсутствующих.Актуализация знаний(12 минут):Фронтальный опрос;Решение качественных задач.Изучение нового материала (20 минут):Смотрят видеофрагмент;Проводят эксперимент, делают выводы;Наблюдают демонстрационный эксперимент, делают выводы;Отвечают на вопросы учителя;Заполняют таблицу;4. Исторические сведения (1 минута).5. Закрепление знаний (5 минут):Работа с тестом.6. Контроль и оценивание, домашнее задание (2 минуты): Записывают в дневники домашнее задание;Слушают пояснение учителя.7. Рефлексия (3минуты):Отвечают на вопросы итоговой рефлексии;Подведение итогов урока.Этапы урока
Фронтальный опрос:Какое движение называется тепловым?Как связана скорость движения молекул и температура тела?Опишите характер движения молекул в твердых телах, жидкостях и газах.Что называется внутренней энергией тела?Зависит ли внутренняя энергия тела от того, движется тело или покоится?Зависит ли внутренняя энергия тела от положения тела относительно других тел?Актуализация знаний
Решение качественных задач:Бросим свинцовый шар на свинцовую плиту. Потенциальная энергия превратилась в кинетическую, затем снова исчезла. Сможете ли вы опровергнуть это утверждение?Выведем из положения равновесия шар, подвешенный на нити. Через некоторое время он остановится. Куда исчезла его механическая энергия?В один стакан налита холодная вода, в другой – горячая такой же массы. Одинакова ли внутренняя энергия в этих стаканах?На столе стакан и графин с водой одинаковой температуры. Одинакова ли внутренняя энергия воды в этих сосудах?Актуализация знаний
Проведите экспериментальное исследование темы:Зажгите свечу и подержите ладонь над свечой. Потрите ладони друг о друга. Каков результат эксперимента? Каким способом изменилась внутренняя энергия ладоней в первом и во втором случаях?Зажгите одну спичку о коробок, а другую спичку внесите в пламя свечи. В чем различие причин, приведших к воспламенению спички?Согните алюминиевую проволоку несколько раз. Затем аккуратно исследуйте сгиб проволоки. Изменилась ли внутренняя энергия сгиба? Каким способом?На стальную спицу наденьте корковую пробку. Энергично двигайте пробку вдоль спицы то в одну, то в другую сторону. Исследуйте спицу, результаты опыта опишите.Демонстрационный эксперимент:Стеклянную колбу с помощью резинового шланга соединяем с манометром. Осторожно опускаем колбу в сосуд с холодной водой. Проводим наблюдение за уровнями жидкости в манометре. Изучение нового материала
Определите:В каком случае внутренняя энергия воздуха увеличивается, а в каком– уменьшается?Каким способом была изменена внутренняя энергия воздуха?За счёт какой энергии совершилась механическая работа по подъему жидкости в манометре?Заполните таблицу:Изучение нового материала{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Внутренняя энергия изменилась способом теплопередачиВнутренняя энергия изменилась способом совершения механической работы
Наши предки добывали огонь, изменяя внутреннюю энергию куска дерева путем трения.Римляне стучали камнем о камень и пытались высеченной искрой поджечь лучину, покрытую серой. 3. В 1861 году англичанин Роберт Бойл изобрел первые, легко зажигающиеся спички – лучины, покрытые серой.4. Английский аптекарь Джон Уокер изобрел первые практические спички, которые зажигались о бумагу с нанесенным на неё толченым стеклом. 5. Первые безопасные спички были изобретены в Швеции в 1855 году.Исторические сведения
Работа с тестом В каком из приведенных случаев внутренняя энергия тела изменяется? а) камень, сорвавшись с утеса, падает всё быстрее и быстрее. б) гантели подняты с пола и положены на полку. в) электроутюг включили в сеть и начали гладить бельё. г) соль пересыпали из пакета в солонку.2. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела? а) приведением его в движение. б) совершением телом или над ним работы. в) подняв его на некоторую высоту. г) путем теплопередачиИзменение внутренней энергии какого тела происходит в результате теплопередачи в названных ситуациях? а) Нагревание сверла, когда делают отверстие с помощью дрели. б) Понижение температуры газа при его расширении. в) Охлаждение пачки масла в холодильнике. г) Нагревание колес движущегося поездаЗакрепление знаний
В каком примере внутренняя энергия тела изменяется в результате совершения механической работы? а) Чайная ложка опущена в стакан с горячей водой. б) При резком торможении грузовика от тормозов пошел запах гари. в) В электрочайнике закипает вода. г) Замерзшие руки человека согревает, прижав их к теплому радиатору. Металлические бруски (см. рис.) имеют разную температуру. Два из них надо соединить торцами так, чтобы их внутренняя энергия не изменилась. Какие это должны быть бруски? а) № 1 и № 2 в) № 3 и № 4 б) № 1 и № 3 г) № 2 и № 4 №1 №2 №3 №4В контакт с каким бруском следует привести брусок №1, чтобы возникла теплопередача, при которой его внутренняя энергия уменьшится? а) №2 в) №4 б) №3 г) с любым №1 №2 №3 №4При соединении с каким из приведенных на рисунке в предыдущем задании брусков возникает процесс теплопередачи, при котором внутренняя энергия бруска №2 будет возрастать? а) №1 б) №3 в) №4 г) такого бруска на рисунке нет. 50°С100°С50°С10°С30°С40°С100°С40°С
Оценки обучающиеся получают:За ответы на вопросы;За решение качественных задач;За проведение экспериментального исследования темы и объяснение полученных результатов;За заполнение таблицы;За работу с тестовыми материалами.Домашнее задание:§3, № 932, 933, 934.Контроль и оценивание
На этапе «Подведение итогов. Рефлексия» применяется прием «для меня сегодняшний урок…». Учащимся выдается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке. Подведение итогов рефлексия{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На уроке я работалСвоей работой на уроке я Урок для меня показалсяЗа урок яМоё настроение1. Активно1. Доволен1. Коротким1. Устал1. Стало лучше2. Пассивно 2. Недоволен 2. Длинным2. Не устал2. Стало хуже
Спасибо за внимание