Технологическая карта по русскому языку на тему ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ТЕКСТУ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ПЕРВЫЙ СНЕГ» (упр. 375)
Урок: Изложение по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег» (упр. 375)
Цель деятельности учителя Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; определять систему языковых средств, использованных в тексте; помочь понять его идею, композицию, роль художественной детали; развивать творческие возможности школьников
Тип урока Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета, создавать текст на основе исходного.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы обучения Наблюдение над языком; деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательныересурсы http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.zavuch.infohttp://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия Приемы сжатия текста, микротемыОрганизационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формыорганизации взаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-
ностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово.
Во время слушания текста выполните следующие задания:
– определите число микротем по количеству длительных пауз диктора и обозначьте их цифрами (между цифрами оставьте 5–6 строчек);
– запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы (содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью) рядом с цифрами Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Личностные: поло-жительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Листы обратной
связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение, эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока Текст «Первый снег».
На слайде:
Основные приемы сжатия текста
Основная задача изложения – передать смысл текста, не нарушая логики, исключить второстепенную информацию (описательные элементы, детали) или сформулировать кратко (обобщить), заменить сложные конструкции предложений более простыми (упростить).
Способы определения темы:
по началу текста;
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев;
по заглавию текста Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины Индивидуальная, групповая, фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли Устные ответы. Вопросы для уточнения информации
3. Выявление места и причины затруднения Анализ содержания текста, беседа – Определите тему текста (о чем данный текст?), тип речи. (Это текст-повествование, автор рассказывает о красоте и загадочности ночи, когда выпал первый снег.)
– Сформулируйте и запишите основную мысль текста (что хотел сказать автор?).
– Запишите тему каждого абзаца, используя ключевые слова как опорный материал Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов Индивидуальная, групповая Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Вопросы для уточнения информации
4. Целеполаганиеи постро-
ение про-екта выхода из затруднения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ образной системы текста. Письменная
работа – Во время повторного слушания текста выполните следующие задания:
1. Дополните абзацы необходимой информа-цией.
2. Определите основную мысль каждой микротемы (что говорится о предмете высказывания в каждом абзаце?).
Повторное чтение текста Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют задания Индивидуальная, групповая Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Устные ответы
5. твор-ческая практическая деятельность
по реализации построен-ного проекта.
6. Первичное закрепление с комментирова-
ниемРаскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру-
ющих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах – Преобразуйте свои записи в текст, не нарушая логики изложения.
– Отредактируйте текст, ответив на вопросы:
1. Сохранена ли последовательность мыслей изложения?
2. Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы?
3. Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами?
На слайде:
Основные средства связимежду предложениями в тексте(лексические и грамматические):
– однотематическая лексика;
– лексический повтор;
– синонимы;
– местоимения;
– наречия;
– антонимы;
– союзы;
– частицы;
– вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей и связь между ними;
– порядок слов в предложении;
– неполные предложения;
– интонационные связи между предложениями(особая роль вопросительных и восклицательных предложений в тексте) Работают с текстом. Отвечают на вопросы, под руководством учителя формулируют вывод.
Высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения Фронтальная,
индивидуальная Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Вопросы для уточнения информации
7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону Обобщение,
систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Письменная
работа – Прочитайте текст 2-й раз. Проверьте орфо-графию.
– Прочитайте текст 3-й раз. Проверьте правильность постановки знаков препинания.
– Перепишите текст в тетрадь.
Учащиеся записывают тексты сжатого изложения. Учитель открывает на доске текст изложения.
контролирует правильность выполнения работы детей Пишут сжатое изложение по тексту, выполняют задание, отвечают на вопросы Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли Устные ответы
8. Включение в систему знаний и повторение Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание – Удалось ли нам в нескольких предложениях передать основное содержание текста? Что нам помогло? (Да, мы правильно выделили идею, основную мысль, поэтому смогли легко передать главное, что хотел сказать автор.)
– Какова роль идеи текста? (Без нее текст не получится.) Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Фронтальная