Лекция для родителей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

СДВГ – это медицинский диагноз, который выставляет только врач после проведения диагностического обследования – одна из наиболее распространённых форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков значительно чаще чем у девочек.

Черты, характеризующие СДВГ следующие:
Симптомы невнимательности:
- часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и др. видах деятельности;
- с трудом сохраняет внимание при выполнении задании или во время игр;
- часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь;
- часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте
- часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задания и других видов деятельности;
- обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
- часто теряет вещи, необходимые в школе и дома;
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях;

Симптомы гиперактивности:
- часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится, вертится;
- часто встаёт со своего места в классе во время, когда нужно оставаться на месте:
- часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть и т.д.
- обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
- часто находится в постоянном движении
- часто бывает болтливым.

Импульсивность:
- часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
- обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
- часто мешает другим, пристаёт к окружающим
Специалисты отмечают, что СДВГ выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций (ММД), хотя не все дети с ММД гиперактивны. Оказывается, наряду с гиперактивностью следствием ММД может стать и гипоактивность.
Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов
внимания и тормозящего контроля.
Вторичные нарушения – слабая успеваемость в школе (между тем,
общий уровень интеллектуального развития в большинстве случаев соответствует возрастным нормам) и затруднения в общении с другими людьми (не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными).
В семье эти дети обычно страдают от постоянного сравнения с братьями и сёстрами. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
Большинство специалистов склоняютcя к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:
- органическое поражение мозга ( черепно-мозговая травма, нейроинфекции и пр.)
- перинатальная патология (осложнения во время беременности, асфиксия новорожденного)
- генетический фактор
- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии;
- пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
- социальные факторы.

Рекомендации родителям детей с СДВГ:






Учителям рекомендуется:


Игры на уроке и перемене

«Вспомни не глядя»
Цель: Развитие зрительной памяти, внимания.
Содержание: Ведущий просит участников закрыть глаза и сказать, сколько картин на стене в классе, какие занавески на окне, кто выше – Саша или Серёжа и т.д.
Побеждает тот, кто даст наибольшее количество правильных ответов.

«Дятел»
Цель: развитие тактильного и слухового восприятия, внимания, мышления.
Содержание: Выбирается по 1 игроку от ряда, получается 3 водящих, которые выходят к доске. Это дятлы. Остальные дети сидят за партами, опустив голову и закрыв глаза. Каждый дятел подходит к кому-либо из сидящих и тихонько постукивает его по плечу или по спине, произнося : «Тук-тук». Ребёнок, до которого дотронулись, поднимает руку, чтобы к нему уже не подходили. Затем все дятлы возвращаются к доске, а дети пытаются отгадать, кто именно до них дотрагивался.

«Отгадалки»
Цель: формирование чувства успешности у детей, снятие напряжения при ответах во время урока, весёлая переменка.
Содержание: Учитель спрашивает у детей, сколько в классе окон, столов, стульев, девочек, мальчиков, чёрных рубашек и т.д. Дети отвечают сразу, наугад, после чего вместе считают, сколько на самом деле названных предметов.

«Доскажи словечко»
Цель: Развитие внимания, речи.
Содержание: ведущий предлагает угадать окончания стихотворения:
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они – морские (свинки) и др.

Игры на перемене

«Песня с хлопками»
Цель: развитие внимания, сплочение группы. Отработка навыков командного взаимодействия.
Содержание класс выбирает известную песню. Ведущий говорит: «Сейчас мы хором будем петь песню , но надо соблюдать особые правила. Если я хлопну в ладоши 1 раз, вес начинают петь, на 2 хлопка все поют мысленно, без звука. На 3 хлопка мы должны петь без слов («мычать» мелодию)

«Разведчик»
Цель: Развитие навыков внимания и восприятия.
Содержание: Один из игроков – «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли!», и вся группа неподвижно застывает. Все стараются запомнить свою собственную позу, а «разведчик» - позы всех игроков и их внешний вид.
В то время, пока «разведчик» вышел из комнаты или отвернулся, участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, в обстановке. Задача «разведчика» - обнвружить эти перемены.

«Гонка по кругу»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развития ловкости, внимания.
Содержание: Стол на середине комнаты. На нём лежит главный приз (конфета и различные мелкие предметы). Этих предметов на 1 меньше количества игроков. Играющие стоят вокруг стола на одинаковом расстоянии от него и друг от друга. По сигналу ведущего «Марш!» все идут или бегут вокруг стола по часовой стрелке, не касаясь его. По сигналу «Кругом!» игроки меняют направление движения. По сигналу «Игрушка» каждый участник старается схватить со стола один из предметов. Оставшийся без игрушки – наблюдатель. Игра продолжается. Когда остаётся 2 игрока, на столе оставляют только главный приз, который и достанется тому, кто сумеет его взять.








15