Технологическая карта урока по русскому языку Как переносить слова с одной строки на другую 2 класс


Технологическая карта урока
Данные об учителе: Князева Виктория Евгеньевна, учитель начальных классов, без категории,
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Глазова Удмуртской Республики
Предмет:русский языкКласс:2 - ГУчебник (УМК): Канакина В.П.,2 класс, Школа России
Тема урока:Как переносить слова с одной строки на другуюТип урока: изучение новой темы
Оборудование:учебник «Русский язык» (часть 1), компьютер с презентацией, видеопроектор, альбомный лист с заданием для минутки чистописания (Приложение 1), карточки с заданием (Приложение 2).
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
регулятивные УУД:
формулировать тему и цель урока на основе опорных слов (2 уровень);
выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности (1 уровень);
выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников (1 уровень);
учиться высказывать свое предположение на основе работы со словами (2 уровень).
познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации (1 уровень);
умение структурировать знания (1 уровень);
самостоятельно ориентироваться в учебнике (2 уровень);
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя (1 уровень).
коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя (1 уровень);
эффективно сотрудничать при работе в паре, в группе (2 уровень)
личностные УУД:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми (1 уровень);
адекватная оценка собственных действий ( 1уровень).
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Совершенствуют навыки каллиграфического письма.
Знакомятся с правилами переноса слов с одной строки на другую.
Знакомятся со словарным словом. 2 уровень – понимание
2 уровень – воспроизведение
1 уровень – анализируют под руководством учителя
Регулятивные Формулируют тему и цель урока.
Выполняют самооценку, взаимооценку своей деятельности и деятельности одноклассников. 2 уровень –самостоятельно планируют свои действия в течение урока
1 уровень – под руководством учителя
Познавательные Находят и выделяют необходимую информацию, используя дополнительные источники.
Ориентируются в учебнике.
Структурируют знания,классифицируют по заданному критерию, делают выводы и обобщения. 2 уровень – самостоятельная работа со словарём, учебником.
1 уровень – под руководством учителя.
Коммуникативные Высказывают и обосновывают свою точку зрения; эффективно сотрудничают при работе в паре, в группе. 1 уровень – по инициативе учителя.
2 уровень – понимают и воспроизводят информацию.
Личностные Осуществляют сотрудничество в парах, в группе при выполнении учебных задач.
Формирование учебно – познавательной мотивации.
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. 2 уровень –самостоятельное выполнение заданий в парной и групповой работе.
1 уровень – под руководством учителя.
Этап урока, время этапа Задачи этапа Методы, приемы обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
Ориентировочный этап Вызвать эмоциональный и познавательный интерес к уроку.
Совершенствование каллиграфического навыка, развитие логических операций.
Повышение орфографической зоркости и усиление воздействия на интеллект учащихся.
Беседа
Беседа
Проблемная ситуация
Работа в паре Учитель-Ученик
Работа в паре учитель – ученик
Индивидуальная
Фронтальная
Фронтально-индивидуальная Приветствует и настраивает обучающихся на урок чтением стихотворения, проверяет их готовность к уроку
Учитель читает стихотворение и организует работу с опорой на прочитанный текст и образец.
Организует взаимопроверку в парах
Организует словарную работу. С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к определению словарного слова.
Организует анализ слова. Формулирует проблемную ситуацию.
Организует поиск выхода с данной ситуации с помощью учебника.
Организует работу в развитии устной и письменной речи через составление предложений. Предлагает проанализировать получившиеся предложения.
Учитель организует работу с доской. С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к самостоятельному формулированию задания. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок
Учащиеся визуально анализируют образец и прописывают его в тетради, соблюдая закономерность.
Учащиеся осуществляют взаимопроверку в тетрадях.
Ученикианализируютсловарное слово. Учатся правильно записывать его.
Учащиеся предлагают варианты написания гласной в слове.
Учащиеся самостоятельно ориентируются в учебнике и находят решение проблемы.
Учащиеся составляют и записывают предложения, затем их анализируют.
Учащиеся самостоятельно формулируют задание. 1 ученик анализирует слово у доски, остальные в тетради, осуществляя взаимопроверку. Познавательные:
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Самостоятельно ориентироваться в учебнике. Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные:
Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя.
Личностные:
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника.
Предметные:
Совершенствовать навыки каллиграфического письма; знакомство со словарным словом.
Регулятивные:
Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников.
Учиться высказывать свое предположение на основе работы со словами.
Мотивационно-целевой этап Организовать осмысленное восприятие новой информации.
Беседа Фронтальная
Учитель – ученик
Предлагает на основе записанных в строчки слов и слов, напечатанных на слайде, предположить, о чём пойдет речь на уроке.
Организовывает самостоятельное формулирование цели урока на основе имеющихся знаний и умений. Высказывают предположения о теме урока, обосновывая своё мнение.
Опираясь на слова, записанные в тетрадях и напечатанные на слайде, предполагают тему урока.
Исходя из сказанного, определяют цели урока. Познавательные:
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные:
Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя.
Личностные:
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника.Формирование учебно – познавательной мотивации.
Предметные:
Определять основные направления в изучении темы.
Регулятивные:
Формулировать тему и цель урока на основе опорных слов. Учиться высказывать свое предположение на основе работы со словами.
Поисково-исследовательский этап Знакомство с новым материалом.
ФИЗ. минутка
Беседа
Индивидуальная работа
Фронтальная работа
Коллективная работа
Организует самостоятельную работу: выбор листочков, выполнение задания и прикрепление листочка на доску (классификация).
Организует фронтальную взаимопроверку.
Организует устную работу с данными словами о переносе их с одной строки на другую.
Подводит к обобщению материала.
Организует хоровое чтение вывода со слайда презентации.
Физ. Минутка
Учащиеся выбирают листочек, анализируют слово и прикрепляют листочек к заданному дереву
Анализируют визуально все слова, осуществляют устно взаимопроверку.
Устно анализируют слова, предлагают способы переноса слов с одной строки на другую. Обобщают материал, делают вывод.
Осуществляют хоровое чтение
Познавательные:
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные:
Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Личностные:
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника.Предметные:
Знакомство с правилами переноса слов с одной строки на другую.
Регулятивные:
Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников.
Практический этап Проверка понимания; обеспечить осмысление процесса;
обеспечить применение полученных знаний;
Самостоятельная работа с самопроверкой
Беседа
Самостоятельная работа с взаимопроверкой Работа в паре: ученик-ученик
Коллективная
Работа в группе: ученик - ученик Организует работу в парах: для каждой группы своё слово. Предлагает выполнить задание с использованием слайда презентации: подобрать антонимы, разделить их для переноса, обосновать своё решение.
Организует самопроверку с использованием слайда презентации.
Предлагает проанализировать получившиеся слова, с точки зрения времени года.
Организует работу в группах. Предлагает отгадать загадки, написать отгадки на листочке, разделяя их на слоги для переноса.
Организует взаимопроверку в группах с опорой на презентацию Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой с опорой на слайд презентации.
Анализируют получившиеся слова.
Выполняют задание самостоятельно с последующей взаимопроверкой с опорой на слайд презентации.
Познавательные:
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные:
Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Эффективно сотрудничать при работе в паре, в группе.
Личностные:
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника.Предметные:
Применение правил переноса слов с одной строки на другую.
Регулятивные:
Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников
Рефлексивно-оценочный этап Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности Оценка учащихся Фронтальная работа
Индивидуальная работа Организует возврат к проблемной ситуации с помощью гиперссылки на слайде.
Предлагает оценить факт достижения цели урока.
Учащиеся анализируют слово и предлагают правильные варианты переноса слова.
Оценивают уровень достижения цели.
Познавательные:
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные:
Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя.
Личностные:
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника.Предметные:
Способность использовать полученные знания.
Регулятивные:
Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Приложение 1.
Приложение 2.
Кленовые листочки со словами: лёд, дождь, гриб, туман, иней, деньки, корзина, зайчата, ягоды.Сценарий урока
Этап урока, время этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ориентировочный этап Учитель читает стихотворение
Осень - чудное мгновенье!
В гости к нам пришла, друзья.
Лучик солнца – вдохновенье,
Радость дарит нам всегда!
В мире слов так много сказок,
Много разных в них путей.
Перенос слов очень важен
Для всех грамотных людей.
- Здравствуйте, присаживайтесь!
- Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз, запишите дату:
29 октября.
Классная работа.
- Ручку положите, сядьте прямо.
Учитель читает стихотворение
Подул осенний ветерок,
Срывая с веточки листок.
Учитель бросает кленовый листочек
Листочек медленно кружился,
На землю тихо опустился,
Оставив за собою след
Учитель поднимает с пола альбомный лист с узором и крепит на доске
Воздушных петель и колец.
- Запишите этот «след» к себе в тетрадь до конца строки.
- Поменялись тетрадями. Проверяем работу соседа. Ваша задача – подчеркнуть простым карандашом самые красивые элементы.
- Что вы представляете себе, когда слышите слово «осень»?
- Какие вы представляете себе «осенние» цвета?
- Сегодня мы познакомимся со словарным словом «ж__лтый».
Слайд
- К сожалению, в нашем толковом словаре нет слова «жёлтый». Поэтому, Аня поработала со словарём в библиотеке и нашла лексическое значение этого слова.
- Посмотрите, какая пропущена буква: гласная или согласная?
- Есть ли в слове ещё гласные? Назовите их.
- Позовите это слово!
- Какой ударный гласный мы слышим? (о)
- А какую букву нужно написать?
- У нас возникла проблемная ситуация: одни ребята считают, что нужно писать гласную О, другие Ё.
- Разрешить проблемную ситуацию нам поможет учебник на стр. 72.
- Какая гласная буква пишется в слове «жёлтый»?
- Составьте предложение с этим словом.
- Запишите предложение. Какую букву пишем в слове «жёлтый»?
Жёлтые листья падают на землю.
- Предлагаю прочитать стихотворение поэта В. Степанова. Посмотрите упражнение 109.
- Сосчитайте, сколько предложений в этом стихотворении? (2)
- Найдите предложение со словом «жёлтый». Прочитайте его.
- Запишите это предложение в тетрадь.
-А теперь сравните значение слова «жёлтый» в записанных предложениях.
1 – прямое значение, 2 – переносное.
- Давайте вспомним, как делятся слова?
- Подумайте, какое задание я хочу вам предложить?
- Как определить, сколько в слове слогов?
День, ветерок, лес, осень, листопад, октябрь, холода – слова уже записаны с обратной стороны доски.Слушают стихотворение, здороваются с гостями.
Дети записывают дату в тетради.
Дети записывают «след» листочка в тетрадь
Взаимопроверка
Дети называют слова
Перечисляют цвета осени
Аня читает значение слова «жёлтый»
Предполагают написание гласной в слове
Находят написание слова в учебнике
Составляют предложение устно.
Запись предложения в тетрадь.
Чтение про себя
Запись предложения в тетрадь
Высказывают своё мнение.
Предполагают задание
Повторяем правило
1 ученик у доски, остальные в тетради: выделяет красными магнитами гласные, делит слова на слоги
Мотивационно-целевой этап - Поднимите руки те ребята, у кого все слова записаны в одну строчку?
- А у кого в несколько строчек?
-Как вы вышли из положения?
На слайде показана строка, записанная до середины, следующее слово перенесено на другую строку.
- Можно ли так оформлять записи в тетради? Почему?
- Если слово в строку не входит, его нужно перенести. Как нужно переносить слова?
- Посмотрите на слайд и скажите, где слово перенесено правильно.
Ли-стопад
Листо-пад
Лис-топад
Лист-опад
- У нас возникла проблемная ситуация: одни ребята считают, что правильно перенесено слово под номером 1, другие, что под номером …
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Дети поднимают руки
Предполагают правильные варианты переноса
Формулируют тему и цель урока
Поисково-исследовательский этап
- Ребята, какое слово вызвало проблему при переносе?
- Что обозначает слово «листопад».
Период, когда деревья сбрасывают листву
- У нас в классе тоже есть деревья, которые сбросили свою листву.
Деревья спрятаны за экраном
- Сейчас каждый из вас выберет листочек, на котором напечатано слово. Ваша задача – выделить на своём листочке гласные с помощью красного фломастера и найти дерево, с которого упал ваш лист: 1 дерево – слова, в которых 1 слог; 2 дерево – слова, в которых 2 слога; 3 дерево – 3 слога.Лёд, дождь, гриб, туман, иней, деньки, корзина, зайчата, ягоды
- Поднимите руки, кто согласен, что листочки прикреплены правильно!
- Можно ли переносить слова с первого дерева? Почему?
- Как можно перенести слова со 2 дерева?
Ту-ман, день-ки, иней
-Посмотрите на 3 дерево. Подумайте, как можно перенести эти слова?
(- У двух из этих слов есть ещё варианты переноса!)
- Давайте сделаем вывод по проделанной работе.
- Вы, молодцы. Давайте посмотрим на слайд и ещё раз хором прочитаем выводы.
Слова переносим по слогам
Нельзя переносить односложные слова
Нельзя оставлять на строке и переносить 1 букву
Нельзя переносить буквы Й, Ь
Физ. Минутка
Ответы детей
Дети выбирают листочек со словом
и
выделяют гласные
Прикрепляют листочки к «своему» дереву
Взаимопроверка
Устно произносят, как можно перенести слова, если это возможно
Выявление других способов переноса, если сразу не найдут
Дети делают выводы
Чтение хором со слайда
Практический этап - Следующее задание выполняем в парах. Вам нужно подобрать слова, противоположные по значению.
- Как в русском языке называют слова, противоположные по значению?
- Вы должны в парах подобрать антоним, и разделить это слово для переноса, как показано на слайде. Будьте внимательны, у каждой пары своё слово. Номер слова соответствует номеру вашей пары.
Высокий – низкий, низ-кий (на слайде)
Сухой –
Светлый –
Крупный –
Тёплый –
- Проверяем свою работу.
Ответ на слайде
- Оцените свою работу.
- Какое время года описывают получившиеся слова? Почему?
- Образуем группы. Прочитайте загадки. Напишите отгадки на листочке, разделяя их на слоги для переноса.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (арбуз)
Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (урожай)
Он нам дарит сок томатный,
Вкусный, нежный, ароматный.
Любит солнышко синьор -
Красный спелый ....
- Меняемся листочками, проверяем.
- Какая отгадка к 1 загадке? Как разделили на слоги?
(Ко 2? К 3?)Подбирают антонимы в парах и записывают их в тетрадь
Самопроверка и оценивание с помощью цвета
Читают загадки в группах, записывают отгадки на листочках и делят их для переноса
Взаимопроверка
Рефлексивно-оценочный этап - Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Но давайте вернёмся к слову «листопад». Какой вариант переноса правильный? Докажите!
- Вспомните, как оценивали вы себя, как оценивал вас сосед и оцените свою работу на уроке, с помощью карточек.
- Как узнать, сколько слогов в слове?
- Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
- Спасибо за урок!!! Дети оценивают свою работу на уроке.
Подводят итог проделанной работе.
Проект самоанализа урокаАттестуемый педагог (ФИО):Князева Виктория ЕвгеньевнаДолжность:учитель начальных классов
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Глазова УР
Предмет: русский языкКласс 2-Г Учебник (УМК) Канакина В.П. Русский язык. 2 класс, часть 1
Тема урока: Как переносить слова с одной строки на другую Тип урока:урок изучения нового материала.
Этапы урока Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения Возможные риски Коррекционная работа
Ориентировочный этап Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
Регулятивные УУД Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Самостоятельно ориентироваться в учебнике.
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя.
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника.
Совершенствовать навыки каллиграфического письма; знакомство со словарным словом.
Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников.
Учиться высказывать свое предположение на основе работы со словами. 1 уровень – под руководством учителя
2 уровень –
самостоятельное ориентирование
1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя
2 уровень – понимание образца
1 уровень – под руководством учителя
2 уровень – самостоятельное формулирование Учащиеся не могут самостоятельно проанализировать образец для минутки чистописания.
Ученики не могут сформулировать задание.
Ученики не могут сориентироваться в учебнике. Показать образец на доске с проговариванием.
Помочь сформулировать задание, исходя из наводящих вопросов.
Помочь найти в учебнике нужную информацию.
Мотивационно-целевой этап Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
Регулятивные УУД
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя.
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника.
Формирование учебно – познавательной мотивации.
Определять основные направления в изучении темы.
Формулировать тему и цель урока на основе опорных слов. Учиться высказывать свое предположение на основе работы со словами. 1 уровень – под руководством учителя
1 уровень - под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя
2 уровень – самостоятельное формулирование темы
2 уровень – самостоятельное формулирование Дети не могут самостоятельно сформулировать тему, цель урока. Ученики пассивны. Учитель помогает с формулировкой темы, просит сформулировать цели наиболее подготовленных учащихся.
Поисково-исследовательский этап Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
Регулятивные УУД Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника.
Знакомство с правилами переноса слов с одной строки на другую.
Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников. 1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – по инициативе учителя
1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя Учащиеся не могут распределить слова по группам, а соответственно и проанализировать их. Проговорить правило по определению количества слогов; вспомнить деление слов на слоги.
Практический этап Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
Регулятивные УУД Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Эффективно сотрудничать при работе в паре, в группе.
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника.
Применение правил переноса слов с одной строки на другую.
Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников 1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя
2 уровень – самостоятельная работа в паре, в группе
1 уровень – под руководством учителя
2 уровень – самостоятельное воспроизведение
1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя Дети не слушают друг друга, сотрудничества не получается. Возникают затруднения в подборе антонимов, в разгадывании загадок, а также в применении правил на практике.
Ученики не адекватно оценивают свою работу и работу товарищей.
Учитель сам включается в беседу. Даёт беседе положительный настрой.
Учитель помогает найти необходимый материал в учебнике (словарь антонимов), либо просит оказать помощь подготовленного ученика.
Рефлексивно-оценочный этап Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
Регулятивные УУД Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя.
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника.
Способность использовать полученные знания.
Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности. 1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя
1 уровень – под руководством учителя
2 уровень – самостоятельное применение
1 уровень – под руководством учителя Затрудняются в анализе слова, следовательно,не могут соотнести поставленные цели с результатом своего труда.
Ученики не адекватно оценивают свою работу.
Предложить поработать в паре.
Повторить алгоритм оценивания, совместными усилиями оценить работу одного ученика.
Вспомнить цели, поставленные в начале урока, проанализировать деятельность в течение урока и соотнести с результатом, проговорив вместе.