Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развитие мелкой моторики, навыков письма, артикуляторной моторики»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добровская школа-гимназия имени Я.М. Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым
Дата проведения - 31.03.2016г.
Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Развитие мелкой моторики, навыков письма, артикуляторной моторики»
Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук, освоение элементов самомассажа, развитие навыков письма и артикуляторной моторики.
Задачи: 1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; 2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. 3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: - произвольное внимание; - логическое мышление; - зрительное и слуховое восприятие; - память, речь детей; - умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Психологический настрой.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Сообщение темы занятия.
Загадка:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.Если вскапываешь грядку,Держат все одну лопатку.Не скучают, а играютВместе все в одни игрушки. А зимою, всей гурьбоюДружно прячутся в теплушки.Вот такие "пять да пять",Угадайте, как их звать?(Пальцы)
-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)- Наши пальчики могут все, значит они волшебные
-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть пальчикам умелыми, мы будем выполнять упражнения, которые помогут вам  красиво писать, рисовать.
3.Разминка (зарядка) для рук (самомассаж). 
Чтобы нам писать красивоИ красиво рисовать,Пальчики должны размять,Сделать нужно упражнения,Чтобы пальцы укреплять.
“Пила”
Цель: учить навыкам разминки кистей рук; оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки. Можно аналогично выполнять и для тыльной стороны ладони.
“Вверх ладошку подниму И пилить ее начну. Не пугайся, ведь пила-Это правая рука”.
 “Крутись, карандаш”.
Цель: учить катать карандаш (или трубочку) по столу сначала одной рукой, а потом другой.
Упражнения с пальцами. Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминать каждый пальчик, начиная от их кончиков:
“Раз, два, три, четыре, пять-Будем пальцы разминать. Каждый пальчик разминаем И опять все начинаем”.
“Пальчики мы разминаем И с большого начинаем Каждый пальчик разотрем-На другой руке начнем”.
II. Основная часть. 
1Упражнение  «Раз копилка, два копилка»
Материалы: стеклянную банку или другую прозрачную емкость с прямоугольными отверстиями (одно большое для предметов большего размера, другое поменьше – для предметов меньшего размера).
Нам понадобится обычная стеклянную банка с крышкой или другая прозрачная емкость. В крышке прорезаем небольшие прямоугольные отверстия (одно большое для предметов большего размера, другое поменьше – для предметов меньшего размера) Готовим  разноцветные разные по диаметру пуговицы. Предлагаем ребенку опускать в емкости пуговицы как в копилку. Можно затем посчитать количество  больших и маленьких пуговиц. Вот собственно и все. Перед Вами просто незаменимая и очень полезная вещь, а главная, долго не надоедающая для ребенка. (Пуговицы можно заменить монетами)
2.Пальчиковая гимнастика «Птички» (расслабление мышц рук)
Две синички прилетели,
(машем кистями рук, изображая крылья.)
На ладошки дружно сели,
(показываем ладошки.)
Стали семечки клевать
И тихонько напевать.
(Стучим указательными пальчиками по ладошкам.)
Мы погладим нежно птичек
(гладим ручки с обеих сторон).
И отпустим невеличек.
(Встряхиваем кистями рук и машем ими как крылышками.)
3. Рисование линий
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

Фигурные дорожки
– Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.
Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

III Заключительная часть.
Упражнение «Волшебные очки» (развитие эмпатии друг к другу, повышение самооценки М.В. Киселёва)
-Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!. Подходя к каждому ребенку, дефектолог называет всё то в чём успешен был ребёнок сегодня на занятии.