Конспект занятия для внеурочной деятельности в области информатики на тему Совершенствование воображения и развитие логического мышления (3 класс)




Павлова Валентина Вячеславовна
МКОУ Райгородская СОШ
Светлоярского р-на., Волгоградской облучитель начальных классов







ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Занимательная математика»
(модифицированная, учебно-познавательная, естественно-научная)
на 2014/2015 учебный год
срок реализации: 1 год
возраст учащихся: 7 - 8 лет
педагог: Павлова
Валентина Вячеславовна
с. Райгород, 2014
Список учащихся:
№ п/пФ.И.О. Дата рождения
1 01.03.06.
2 30.05.06.
3 01.10.06.
4 16.09.06.
5 09.05.07.
6 14.06.06.
7 20.05.06.
8 07.03.06.
9 23.04.06.
10 14.10.06.
11 29.08.06.
Информационная карта.
Направленность: естественно-научнаяВид образовательной деятельности: учебно-познавательнаяНазвание: «Занимательная математика».
Сведения об педагоге: Павлова Валентина Вячеславовна, учитель начальных классов, тел.
Аннотация:
- возраст детей: 7 - 8 лет;
- срок реализации — 1 год;
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят еѐ к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера,
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
- выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету «Математика»;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- ожидаемые результаты:
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация, определение места в детском коллективе, а также желание участвовать и участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах на разных уровнях.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100, арифметических действий и величин.
- Решать и составлять ребусы, содержащие числа.
- Решать и составлять числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др.
- Искать несколько решений.
- Восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта. Последовательно выполнять арифметические действия: отгадывание задуманных чисел.
- Заполнять числовые кроссворды (судоку и др.)
- год разработки — 2014г.
Перечень методических приложений к программе:
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная математика» необходимы следующие принадлежности:
- игра «Геоконт»;
- игра «Шахматы»
- игра «Пифагор»;
- игра «Танграм»;
- набор геометрических фигур;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по «Математике и конструированию».
Статус: примерная.
Автор: Е.Э. КочуроваПояснительная записка
Программа имеет естественно - научную направленность.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что в ходе ее реализации соблюдаются принципы, которые решают современные образовательные задачи с учѐтом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребѐнка в учебно - познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идѐт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребѐнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для еѐ исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребѐнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребѐнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Адекватность требований и нагрузок.
11. Постепенность.
12. Индивидуализация темпа работы.
13. Повторность материала.
Актуальность, новизна: реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач твор-ческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа дополнительного образования «Занимательная математика», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цели и задачи программы:
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят еѐ к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера,
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
- выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету «Математика»;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6-7 лет:
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 38. Возраст обучающихся – 6-7 лет. Наполняемость учебной группы: 11 чел., продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.
Формы и режим занятий: программа рассчитана на 38 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин. Всего 38 занятия.
Коллективные формы организации занятий.
Форма организации обучения — математические игры.
Форма организации обучения — работа с конструкторами.
Виды деятельности:
- творческие работы;
- задания на смекалку;
- лабиринты;
- кроссворды;
- логические задачи;
- упражнения на распознавание геометрических фигур;
- решение уравнений повышенной трудности;
- решение нестандартных задач;
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами;
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления;
- решение комбинаторных задач;
- задачи на проценты;
- решение задач на части повышенной трудности;
- задачи, связанные с формулами произведения;
- решение геометрических задач.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
ожидаемые результаты:
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация, определение места в детском коллективе, а также желание участвовать и участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах на разных уровнях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
- Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться планировать учебную деятельность.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные УУД
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Коммуникативные УУД
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
- Использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100, арифметических действий и величин.
- Решать и составлять ребусы, содержащие числа.
- Решать и составлять числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др.
- Искать несколько решений.
- Восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта. Последовательно выполнять арифметические действия: отгадывание задуманных чисел.
- Заполнять числовые кроссворды (судоку и др.)
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы являются:
- наблюдение,
- тестирование,
- педагогическая диагностика.
Учебно-тематический план
№ Тема
Кол-во часов, дата Содержание занятий
1 Математика — это интересно 1 Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).2 Танграм: древняя китайская головоломка 1 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.
3 Путешествие точки 1 Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
4 Игры с кубиками 1 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
5 Танграм: древняя китайская головоломка 1 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
6 Волшебная линейка 1 Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
7 Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. 1 Задачи на развитие логического мышления. Загадки.
8 Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. 1 Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки.
9 Пересекающиеся линии. 1 Продолжение сказки. Практические задания.
10 Ломаная линия. Длина ломаной. 1 Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления.
11 Отрезок. Имя отрезка. 1 Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок.
12 Праздник числа 10
1 Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
13 Конструирование многоугольников из деталей танграма1 Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.
14 Игра-соревнование «Весёлый счёт» 1 Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
15 Игры с кубиками 1 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
16 Конструкторы лего1 Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
17 Весёлая геометрия 1 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
18 Путешествие в страну Геометрию. 1 Загадки о геометрических инструментах.
Практическая работа с линейкой.
19 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».
20 «Спичечный» конструктор 1 Построение конструкции по заданному образцу.
21 Проверочная работа 1 Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
22 Задачи-смекалки 1 Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
23 Прятки с фигурами 1 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»
24 Математические игры
1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».
25 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
26 Математическая карусель 1 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы
27 математические го-ловоломки1 Решение занимательных задач
28 Уголки 1 Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
29 Игра в магазин. Монеты 1 Сложение и вычитание в пределах 20.
30 Конструирование фигур из деталей танграма1 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
31 Игры с кубиками 1 Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.
32 Математическое путешествие 1 Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 – 3= 7 7 + 2= 9 9 – 3= 6 6 + 5= 11
2-й раунд: 11 – 3= 8 и т. д.
33 Математические игры 1 «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
34 Секреты задач 1 Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
35 Математическая карусель 1 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
36 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
37 Математические пирамиды 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20».
38 Итоговое занятие 1 Математические игры, загадки. Подведение итогов.
Содержание учебных тем
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения одноначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными куби-ками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек-тронного учебного пособия «Математика и конструирование»*Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
— выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
____________________________________
* Математика и конструирование : электронное учебное пособие для начальной
школы. — М.: ООО «ДОС», 2004.
— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
— воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира-мида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами:
— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»*. «Спичечный» конструктор**;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
— конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».______________
*Никитин Б.П.Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд. — М. :Просвещение, 1991.
**Вместо спичек можно использовать счётные палочки.
Универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→1↓и др., указывающие направление движения;
— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
— моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Методическое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная математика» необходимы следующие принадлежности:
- игра «Геоконт»;
- игра «Шахматы»
- игра «Пифагор»;
- игра «Танграм»;
- набор геометрических фигур;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по «Математике и конструированию».
Занятия по Программе ведѐт учитель начальных классов или учитель математики, либо любой другой специалист в области математики, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Литература
1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
5. Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
6. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
7. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003