Здоровьесберегающие технологии в начальной школе как залог успешного обучения школьников в дальнейшем обучении.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА В ОБУЧЕНИИ
Глухова Елена Александровна
КГУ «Гимназия №21» акимата г. Рудного
Успешной и востребованной будет та школа,
которая обеспечит здоровье детей,
используя здоровьесберегающие
педагогические технологии
В последние 10-15 лет в научно-популярной и научной литературе достаточно широко представлены данные о здоровье детей и подростков в современных образовательных условиях.
Ухудшение состояния здоровья младших школьников вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей. Поэтому важно сформировывать у детей правильное понимание здорового образа жизни. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблема сохранения здоровья, привития навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальна.
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Каждый учитель хочет видеть своего воспитанника благополучным, счастливым и успешным, и сегодня я взяла тему выступления связанную именно с успешностью ученика в его дальнейшем обучении и не для кого, ни секрет, что основной компонент залога успешности - здоровье.
Как же помочь школьнику стать успешным? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость?
Для решения данных вопросов выдвигаем гипотезу, в которой говорится что
Внедрение системы эффективного использования здоровьесберегающих технологий приведет к снижению показателей заболеваемости детей, их успешности в дальнейшем, а образовательный процесс станет легче и интересней как для педагогов, так и для обучающихся.
Вся система работы школы отражена в программе (приложение №1, разработана модель реализации этой программы, (см приложение№2), план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья.
Наша цель сегодня:
Создать систему мер по охране и укреплению здоровья как основного фактора успешности школьников через использование здоровьесберегающих технологий и методических приемов.
Задачи:
Активизировать участие педагогов в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в школьных программах.
Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника.
И как предполагаемый результат деятельности:
Распространение опыта работы педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Систематизация методов и приемов по формированию здорового образа жизни обучающихся.
Эффективное внедрение здоровьесберегающих технологий учителями начальных классов.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся и их успешности в дальнейшем обучении.
Опирается на – принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; положительной динамике учебных достижений и дальнейшей успешности ученика.
Вернусь к эпиграфу своего выступления
Успешной и востребованной будет та школа,
которая обеспечит здоровье детей
Чем отличается современная школа? Перегруженностью..
Попытки решить проблемы здоровья детей путём уменьшения учебных нагрузок неизбежно приведут к неадекватности педагогических результатов социальному запросу общества. Если ребёнок окончит такую школу, то он окажется невостребованным обществом, а следовательно,попадет в категорию нездоровых и как результат неуспешных людей.
К "школьным" заболеваниям ученые мира относят заболевания, приобретаемые детьми из-за нерационально организованного процесса обучения. Из общего числа заболеваний выделяются следующие:
болезни органов пищеварения (I место)
в системе школы проявляется отсутствие сбалансированного питания;
болезни костно-мышечной системы (II место)
отсутствует достаточная двигательная активность в учебном процессе, уроков лечебной физической культуры, характеризуется низким уровнем охвата спортивными секциями;
болезни глаз и его придатков (III место)
нарушение гигиенических норм, не соблюдение фаз урока, не включение в урок физкультминуток, валеопауз;
болезни нервной системы (IV место)
не учет психофизиологических особенностей и возможностей школьников, нарушение валеологических требований к учебному расписанию, стрессовые ситуации;
болезни органов дыхания не соблюдение гигиенических требований к учебным помещениям (проветриваемость), статическое напряжение, малая двигательная активность.
Традиционное построение уроков приводит к чрезмерной физической нагрузке. Так, 5-6 часовое пребывание за партами в школе и за домашним заданием в одной позе способствует снижению активности детей, мешает здоровому развитию.
Среди школьников Казахстана 10% больны неврозами, у 8% отмечается задержка психического развития, 5% страдают энурезами, у 3,1% отмечаются психические расстройства поведения.
Факторами, разрушающими здоровье школьников, являются:
а) факторы влияния закрытых помещений: воздействие на психику замкнутого пространства при традиционной кабинетной системе обучения;
обедненная природными сенсорными стимулами среда обитания;
воздействие на ребенка жестких форм излучения
замена наклонной поверхности парт на горизонтальную поверхность столов.
Фактор сидения отнесен к базовым факторам риска.
Факторы, влияющие на здоровье детей
Экологические: Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.
Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции);Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.
Педагогические.К педагогическим факторам следует отнести:
Факторы внешней среды
Факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;
Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;
Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;
Динамика хронической и общей заболеваемости;
Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой
Санитарно – гигиенические условия
Двигательный режим детей
Рациональное питание (меню и режим питания);
Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;
Стрессовая педагогическая тактика;
Интенсификация учебного процесса
Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья
Функциональная неграмотность родителей
Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Межличностные отношения между сверстниками;
Правильная организация урока
Для предотвращения данных проблем немаловажной является правильная организация урока, эстетическое оформление кабинетов, создание здоровьесберегающей и предметно-развивающей среды, использование эффективных методов и приёмов здоровьесбережения, как условий, способствующих формированию и саморазвитию здоровой, творческой и успешной личности ( См. Приложение). Разработан анализ урока с позиций здоровьесбережения
Разработана структурно-содержательная модель ЗСО в виде Дома Здоровья. (см Приложение
Одним из важных признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника - утрата интереса ребенка к учебе. Интерес к учебе - прекрасный индикатор ее влияния на здоровье школьника, используемый здоровьесберегающих технологиях.
Для повышения мотивации к обучению и сохранения здоровья детей учителя нашей школы применяют такие методы, которые позволяют более эффективно решать задачи здоровьесбережения учащихся.
Методы здоровьесберегающих технологий
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогичаские (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение в нашей школе самими же учащимися специального дневника здоровья.
Дни, месяцы
Самочувствие
Боль Настроение
Сон
Аппетит
Примечание
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышают сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов
По музыкальным дисциплинам (т, к школа у нас специализированная, преподаватели также ведут диагностику здоровья учащихся, применяют ЗСТ, в декабре был зачитан доклад Логиновой Л.Н. по теме здоровьесбережение при игре на гитаре, в котором она ознакомила с программой исправления осанки при игре на инструменте, с профилактикой профессиональных заболеваний рук исполнителя, о развитии дыхательной выносливости и правильном распределении дыхания (духовики). Занятия по музыкальным дисциплинам хорошо помогают учителям в работе над мелкой моторикой рук.
Здоровьесберегающие технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить своих детей здоровыми, счастливым и успешными, будучи им достойным примером.
Мы придерживаемся и выполняем рекомендации, данные нам Костанайским ИПК, приобщения педагогов к здоровьесберегающим технологиям Последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся (анкетирование родителей и уч-ся)
признание педагогами своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников (Обсуждение на ШМО вопросов по данной проблеме и поиск путей их решения)
овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (мастер-классы, доклады, самообразование, выход в Интернет, взаимообмен опытом)
реализация полученной подготовки на практике.
Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.
Заключение.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение должно быть основопологающим и наиболее значимым в учебно-воспитательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии являются важной основой системы охраны здоровья учащихся. Для более эффективного их использования должна быть продолжена работа по совершенствованию материально-технического оснащения учебного процесса и систематическая работа по созданию
условий для самовыражения учащихся и их успешности в дальнейшем обучении.
Сегодня так важно донести до всех учителей, что
Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья больше чем врач!
В заключении своего выступления хочу всем пожелать ЗДОРОВЬЯ
Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости
Хочешь быть счастлив неделю – женись
Хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину
Хочешь быть счастлив всю жизнь – БУДЬ ЗДОРОВ!!!
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 315