Мастер-класс Проектная и исследовательская деятельность учащихся как метапредметная образовательная технология на уроках биологии, экологии и во внеурочное время
Педагогический форум
24.03.2015 г.
Мастер-класс «Исследовательская деятельность учащихся»
Исследовательская деятельность учащихся как метапредметная образовательная технология на уроках биологии, экологии и во внеурочное время.
Автор: Косолапова Татьяна Андреевна,
учитель биологии, географии, экологии
Цель (для меня): познакомить участников мастер – класса c актуальностью данного опыта, задачами педагогической деятельности; с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся; рассказать о наиболее удачных формах, методах и приёмах исследовательской деятельности учащихся.
Цель (для слушателей): на конкретных фрагментах урока на различных ступенях обучения увидеть эффективность приемов, методов, форм работы для развития творческих способностей и познавательной активности обучающихся; увидеть причинно-следственные связи, систематизировать материал.
Все участники мастер-класса делятся на четыре группы:
«Биологи», «Химики», «Краеведы», «Социологи».
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер - класса. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу. Тема нашего мастер-класса «Исследовательская деятельность учащихся как метапредметная образовательная технология на уроках биологии, экологии и во внеурочной деятельности».
Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Идея его использования в образовательных учреждениях была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.
Ценность исследовательской деятельности заключается в возможности увидеть смысл творческой деятельности, в реализации собственных способностей, в расширении круга интересов, в саморазвитии и самосовершенствовании учащегося.
Опыт исследовательской и творческой работы является сегодня самым важным приобретением ребенка и позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и навыки. Есть притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз, а если научим ловить, то накормим на всю жизнь.
Выделяют несколько типов творческих работ учащихся, работа над которыми позволяет поэтапно развивать проектно-исследовательские навыки учащихся. Это устное сообщение по теме, написание реферата, исследовательская или проектная работа. Из всех видов творческих работ исследовательская деятельность по моему мнению самая сложная. Д.Тенцинг сказал: «Многие люди приходят-смотрят, смотрят. Некоторые приходят-видят». Хочется, чтобы и наши ребята выросли исследователями, которые не только смотрят, но приходят и видят.
Занимаясь долгое время с учащимися исследовательской деятельностью, обратила внимание на трудности, с которыми сталкиваются дети. Во-первых, определение темы исследования, постановка целей и задач, определение методики исследования, формулировка выводов и т.д. Как помочь детям в решении этих проблем? Как сделать так, чтобы исследование было не обузой, а радостью для юных исследователей.
Исследовать значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» сказал Альберт Сент-Дьёрди, американский биохимик. Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Мое любимое изречение по поводу воспитания: «Самая главная задача, это научить детей обходится без нас!» В понятии «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто из следа, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Уже здесь заложено понятие об анализе фактов и прогнозированию ситуации.
При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. На одних и тех же источниках можно выполнить реферативную и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и проводимых на его основании новых выводов.
Исследовательская деятельность, как творческая по характеру, проходит следующие этапы:
- возникновение идеи или проблемы;
- решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование);
- реализация идеи на практике.
Творческая деятельность предполагает создание нечто качественно нового, ранее неизвестного.
Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта
(по методике А.И.Савенкова):
Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.
Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Исследовательская работа всегда создается с определенной целью, которую принято формулировать во введении.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Цель легко сформулировать, если известна тема предстоящей работы.
Целью любой научно-исследовательской работы, если говорить обобщенно, является изучение влияния предмета исследования на объект исследования, которое осуществляется с помощью средств достижения цели (методов) в рамках сформулированной гипотезы. Действие в структуре цели может быть описано глаголами. Примеры постановки цели работы (на слайде).
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Берём цель исследования и задаём к ней как можно больше вопросов
Карточка с алгоритмом создания задачи
Выводы подчинены цели и задачам исследования. Примеры на слайде.
Проверка задач через выводы (на слайде).
А давайте попробуем вывести цели и задачи своей исследовательской работ.
Желающие поучаствовать в работе групп: биологи, химики, социологи, краеведы.
Определим тему нашей исследовательской работы – «Молоко». Суть вашей работы заключается в том, чтобы показать как одна тема может быть интересна и проделана на разных уроках. А добавив краеведческий подход и социологическое исследование мы можем создать шикарную исследовательскую работу, с которой ученик сможет выступить на конкурсах.
Задание группам.
Притча. Выводы. Исследовательская деятельность позволяет увидеть способности учеников, побуждает к самооткрытию собственных способностей и скрытых возможностей, так как требует от них самостоятельности, умению проблемно мыслить, формированию таких качеств, как: целеустремленность, настойчивость, инициативность, критичность мышления, коммуникабельность, расширяет и углубляет знания, находит оригинальные способы исследования. Приобретенный опыт у ребенка не исчезнет даже при единичном опыте. Он обязательно проявится в других сферах деятельности, позволит шире смотреть на проблему.
Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод:
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми
Заголовок 115