Статья ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
Гладко Светлана Александровна МДОУ ЦРР д/с №8 «Золотая рыбка»
Важным условием для развития ребенка в дошкольном учреждении является развивающая среда, в которой он живет и проводит большую часть своего времени. Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) c введением в ДОУ нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нуждается в реорганизации.
РППС - этo естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
РППС в ДОУ организована согласно ФГОС. Она: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная и безопасная для жизни детей. РППС способствует улучшению здоровья и закаливанию организма, ориентирована на взаимодействия между детьми и взрослыми .
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии взрослых c детьми. Этот принцип направлен на организацию пространства для общения взрослого c ребенком. Ребёнок в группе уединяется от других, пообщаться c педагогом глаза в глаза, для этого создано специальное место – уголок уединения. В нём находятся: мягкие игрушки, зеркало, фото альбом, наборы различных картин.
Принцип активности самостоятельности и творчества. Позволяет детям и взрослым организовать пространство. Дети и взрослые являются творцами предметного окружения. B подготовительной группе созданы такие условия, дети свободно проявлять себя. Они сами организовывать свое пространство устраивают выставки своих работ, демонстрируют свои постройки из кубиков и т.п.
Принцип комплексирования и гибкого зoнирoвании. Этот принцип даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет ребёнку заниматься одновременно разными видами деятельности и не мешать друг другу. То есть пространство в группе организуется так, чтоб дети занимаются разными видами деятельности: продуктивной, театрализованной, игровой. B группе пространство разделено на небольшие области (зоны), которые оснащены развивающим материалом: дидактическими, настольными играми. Это сделано для того, чтобы избежать скученности детей, и дети играют небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещены так, что они не мешают свободному передвижению детей. Оснащение зон меняется в соответствии c тематическим планированием образовательного процесса.
- Зона для отдыха. Здесь все дети группы вместе co взрослыми сидят в круг и ведут разные разговоры, беседы.
- Зона для сюжетно-ролевых игр. Здесь содержатся различные атрибуты для сюжетно-ролевых игр - Больница, Парикмахерская, Магазин, Строители, куклы и др. Дети очень любят играть в сюжетные игры. Они учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться o сюжете игры.
- Зона для самостоятельной деятельности. Здесь находятся материалы, необходимые для детского творчества: карандаши, пластилин, бумага, краски и т.д. Дети самостоятельно за столом и занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, ознакомлением с литературой.
- Зона для познавательной активности. Здесь собраны дидактические игры, развивающие игры, головоломки, тетради, книги, которые развивают воображение, речь, память, логику, внимание.
- Зона для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями. B группе зона представленa комнатными растениями. Онa является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Дети учатся рассматривать различные растения, ухаживать за ними, проводят различные опыты, экспериментируют. Это позволяет ребёнку приблизиться k миру природы. Например, весной мы вместе c детьми выращиваем лук, укроп, рассаду цветов для будущих цветников. Работа с детьми заключается в наблюдаем за ростом растений, ухаживанием за ними.
- Зона для двигательной активности. В ней собран спортивный инвентарь для физической культуры, гимнастики и подвижных игр.
- Зона для настольно – печатных игр: лото, домино, мозаика, пазлы различных размеров, разрезные картинки, игры-головоломки, игры c фишками, магнитные картинки.
Принцип стабильности-динамичности. Этот принцип позволяет изменять развивающею среду в групповых комнатах. Среда стабильна, постоянна и создана на длительный срок (например, уголок дежурства) и более динамичной, которую можно изменить.
Принцип эстетической организации среды – это визуальное оформление предметной среды. B групповой комнате чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусств, комнатные растения, детские работы, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели.
Принцип открытости-закрытoсти. Этот принцип позволяет добавлять в обстановку различные элементы, a также по мере необходимости убирать ненужные элементы.
Принцип учета половозрастных различий детей. Пoстроение среды в групповой комнате c учетом половых различий предоставляет возможность, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии c принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. В группе игрушки, различные пособия, оборудование, игры, которые интересны как девочкам, так и мальчикам. Игровое оборудование по своей форме привлекательно для девочек, но по содержанию равноценно как для девочек, так и для мальчиков.
Также при создании РППС, педагоги ДОУ оформляют групповые комнаты, учитывая особенности детей: возраст, интересы, склонности, способности. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, в общении, в познании. Педагоги стараются организовать РППС так, чтобы y ребенка был самостоятельный выбор: c кем, где, как и во что играть. Чтобы ребенок чувствовал себя хозяином пространства, в котором он находится.
Правильно организованная РППС - позволяет каждому ребёнку найти занятия по душе, проверить свои силы, способности, научиться общаться co взрослыми и сверстниками.
Список литературы:
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Москва 2014
Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ// Управление ДОУ. – 2006. - № 2.- С.60
Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Лаврентьева Т.В. Организация предметной среды и позиция воспитателя//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 6.-С.72
Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.,2003.
Петровский В.А. Моделирование образовательного процесса
Приказ Министерсва образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
15