Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса УМК Школа 2100
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос.Литовко
Амурского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № __________ от «____» «____» 2014 гРуководитель ШМО ________/М.В.ТаскинаСогласовано
Заместитель директора
по УВР
______/ Н.А.Татарницкая
от «____» «____» 2014 гУтверждено
Директор МБОУ СОШ пос. Литовко
_____/ Н.Н.Максимецот «___» «____» 2014 гУЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Учитель: Старчкова Светлана Геннадьевна
2014 - 2015 учебный год
ПАСПОРТ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3 «А»
Количество часов в неделю: 5 часов
Количество часов в год: 170 часов
Планирование составлено на основе программы «Русский язык» (для 4-летней начальной школы), Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, М.: Баласс, 2011 г.
Программа по курсу «Русский язык» утверждена на Педагогическом совете (протокол № _____ от «____» ________ 2014 г.)
Учебник: «Русский язык», 3 класс в 2 ч, Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, М.: Баласс, 2011 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихся
Повторение. 12 ч Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать диктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. 3 ч Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений.
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. 5 ч Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки.
Удвоенные буквы согласных в корне слова 6 ч Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки.
Буквы непроизносимых согласных в корне слова. 9 ч Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки.
Безударные гласные в корне слова. 10 ч Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки.
Сложные слова и их правописание. 7 ч Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).
Части слова. Приставка. 2 ч Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).
Безударные гласные в приставках. 3 ч Различать приставки по- и па-, про- и пра-.
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. 2 ч Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.
Разделительные ъ и ь. 7 ч Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.
Части слова. Окончание и основа. 4 ч Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.
Части слова. Суффикс. 4 ч Выделять в слове приставку, суффикс, окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.
Разбор слова по составу. 4 ч Выделять в слове приставку, суффикс, окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.
Части речи в русском языке. Имя существительное как часть речи. 3 ч Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 3 ч Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с употреблением имён существительных.
Род имен существительных. 3 ч Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор).
Число имен существительных. 4 ч Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»).
Словообразование имен существительных. 8 ч Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами.
Местоимение как часть речи. 7 ч Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»).
Имя прилагательное как часть речи. 4 ч Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные.
Правописание безударных гласных в окончании имен прилагательных. 4 ч Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные.
Разбор имен прилагательных по составу. 4 ч Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные.
Глагол как часть речи. 5 ч Наблюдать за ролью глаголов в речи. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм.
Правописание частицы не с глаголами. 2 ч Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов.
Неопределенная форма глагола. 8 ч Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.
Наречие как часть речи. 2 ч Группировать слова по частям речи. Наблюдать за ролью наречий в речи.
Виды предложений по цели высказывания и интонации. 3 ч Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического ударения. Различать слово, словосочетание и предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. 6 ч Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Разделять непунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл.
Предложения с однородными членами. 7 ч Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами.
Простые и сложные предложения. 9 ч Находить в тексте простые и сложные предложения.
Повторение. 10 ч Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема учебного занятия Кол-во часов Отметка об использовании
ИКТ Дата проведения Примечание
1 Знакомство с учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. 1 ч Презентация 01.09 2 Текст. Признаки текста. 1 ч 02.09 3 Предложение. Грамматическая основа предложения. 1 ч 04.09 4 Что мы знаем о слове, предложении, тексте. 1 ч 05.09 5 Признаки, по которым можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. 1 ч Презентация 06.09 6 Орфограммы, их графическое обозначение. 1 ч ЦОР 08.09 7 Упражнение в написании слов с изученными орфограммами. 1 ч ЦОР 09.09 8 Упражнение в написании слов с изученными орфограммами, их графическое обозначение. 1 11.09 9 Правописание большой буквы в словах. Алфавит. 1 ч Презентация 12.09 10 Правописание большой буквы в словах. Алфавит. 1 ч 13.09 11 Проверочный диктант по теме «Слово, текст, предложение» 1 ч 15.09 12 Пишу правильно. 1 ч 16.09 13 Корень слова, однокоренные слова. 1 ч Презентация 18.09 14 Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. 1 ч 19.09 15 Составление связного текста из деформированных предложений. 1 ч ЦОР 20.09 16 Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. 1 ч 22.09 17 Правописание парных звонких и глухих согласных. 1 ч 23.09 18 Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных. 1 ч 25.09 19 Проверочная работа по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове» 1 ч 26.09 20 Пишу правильно. 1 ч 27.09 21 Понятие об удвоенных согласных буквах. 1 ч Презентация 29.09 22 Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой. 1 ч 30.09 23 Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой. 1 ч ЦОР 02.10 24 Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой. 1 ч 03.10 25 Проверочная работа по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова» 1 ч 04.10 26 Пишу правильно. 1 ч 06.10 27 Словами с непроизносимым согласным звуком в корне. 1 ч Презентация 07.10 28 Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. 1 ч 09.10 29 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 1 ч ЦОР 10.10 30 Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. 1 ч 11.10 31 Проверочная работа по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» 1 ч 13.10 32 Пишу правильно. 1 ч 14.10 33 Правописание проверяемых согласных в корне слова. 1 ч 16.10 34 Диктант по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» 1 ч 17.10 35 Пишу правильно. 1 ч 18.10 36 Правописание безударных гласных в корне слова. 1 ч ЦОР 20.10 37 Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. 1 ч 21.10 38 Правописание безударных гласных в корне слова. 1 ч 23.10 39 Развитие умения видеть в словах орфограммы–буквы безударных гласных. 1 ч 24.10 40 Обучающее сочинение по наблюдениям. 1 ч Презентация 25.10 41 Упражнение в правописании слов с буквами безударных гласных в корне. 1 ч 27.10 42 Упражнение в правописании слов с буквами безударных гласных в корне. 1 ч 28.10 43 Правописание безударных гласных в корне слова. 1 ч ЦОР 30.10 44 Диктант по теме «Безударные гласные в корне слова» 1 ч 31.10 45 Пишу правильно. 1 ч 01.11 46 Знакомство с понятием «сложные слова». 1 ч Презентация 47 Соединительные гласные о и е в сложных словах. 1 ч 48 Образование сложных слов. 1 ч 49 Сложные слова – существительные и прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. 1 ч ЦОР 50 Употребление в речи и правописание сложных слов. 1 ч 51 Проверочная работа по теме «Сложные слова». 1 ч 52 Пишу правильно. 1 ч 53 Приставка и ее роль в слове. Различение приставок и предлогов. 1 ч 54 Развитие умения находить в словах приставки. 1 ч ЦОР 55 Правописание безударных гласных в приставках. 1 ч 56 Правописание безударных гласных в приставках. 1 ч 57 Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. 1 ч 58 Удвоенная согласная на стыке приставки и корня. 1 ч 59 Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. 1 ч 60 Звук (й) и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь. 1 ч Презентация 61 Правописание слов с разделительными ъ и ь. 1 ч 62 Упражнения в правописание слов с разделительными ъ и ь. 1 ч 63 Проверочная работа «Части слова. Разделительные ъ и ь» 1 ч 64 Упражнения в правописание слов с разделительными ъ и ь. 1 ч ЦОР 65 Диктант по теме «Части слова. Разделительные ъ и ь» 1 ч 66 Пишу правильно. 1 ч 67 Понятие об окончании и основе слова. 1 ч 68 Развитие умения находить в слове окончание. 1 ч 69 Как найти в слове основу. 1 ч ЦОР 70 Развитие умения находить в слове окончание и основу. 1 ч 71 Суффикс и его роль в слове. 1 ч Презентация 72 Развитие умения находить в слове суффикс. 1 ч 73 Проверочная работа «Части слова» 1 ч 74 Пишу правильно. 1 ч 75 Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. 1 ч ЦОР 76 Упражнения в разборе слов по составу. 1 ч 77 Диктант по теме «Части слова» 1 ч 78 Пишу правильно. 1 ч 79 Части речи в русском языке. 1 ч Презентация 80 Определение имени существительного. 1 ч 81 Роль имен существительных в речи. 1 ч 82 Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных 1 ч 83 Имена существительные в речи. 1 ч ЦОР 84 Что мы знаем об именах существительных. 1 ч 85 Имена существительные мужского, женского и среднего рода. 1 ч 86 Род – постоянный признак имен существительных. 1 ч Презентация 87 Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода. 1 ч 88 Изменение имен существительных по числам. 1 ч 89 Образование множественного числа имен существительных. 1 ч 90 Окончание существительных в единственном и во множественном числе. 1 ч 91 Разбор имени существительного как части речи. 1 ч ЦОР 92 Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением 1 ч 93 Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен. 1 ч 94 Образование существительных от основ существительных и глаголов. 1 ч 95 Сочинение сказки с использованием существительных. 1 ч Презентация 96 Разбор имен существительных по составу. 1 ч 97 Проверочная работа по теме: «Имя существительное как часть речи» 1 ч 98 Пишу правильно. 1 ч 99 Употребление имен существительных в речи. 1 ч 100 Понятие о местоимении. Личные местоимения. 1 ч Презентация 101 Местоимения 1, 2, 3-го лица. 1 ч 102 Правописание предлогов с местоимениями. 1 ч ЦОР 103 Роль личных местоимений в речи. Обучающее сочинение «О себе» 1 ч 104 Разбор местоимения как части речи. 1 ч 105 Проверочная работа по теме «Местоимение как часть речи» 1 ч 106 Пишу правильно. 1 ч 107 Определение имени прилагательного. 1 ч 108 Связь имен прилагательных с именами существительными. 1 ч 109 Роль имен прилагательных в речи. 1 ч 110 Разбор имени прилагательного как части речи. 1 ч ЦОР 111 Окончания имен прилагательных. 1 ч 112 Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных. 1 ч 113 Безударные гласные в окончаниях прилагательных. Антонимы. 1 ч 114 Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. 1 ч 115 Словообразование имен прилагательных. 1 ч 116 Разбор имен прилагательных по составу. 1 ч 117 Проверочная работа по теме «Имя прилагательное как часть речи» 1 ч 118 Пишу правильно. 1 ч 119 Определение глагола как части речи. 1 ч Презентация 120 Изменение глаголов по временам. 1 ч 121 Суффикс л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 1 ч 122 Диктант по теме «Части речи» 1 ч 123 Пишу правильно. 1 ч 124 Употребление частицы не с глаголами. 1 ч Презентация 125 Правописание частицы не с глаголами. 1 ч ЦОР 126 Понятие о неопределенной форме глагола. 1 ч 127 Правописание ь- в глаголах неопределенной формы. 1 ч 128 Образование форм времени от неопределенной формы глагола. 1 ч 129 Обучающее изложение повествовательного текста. 1 ч 130 Пишу правильно. 1 ч 131 Разбор глагола как части речи. 1 ч ЦОР 132 Проверочная работа «Глагол как часть речи» 1 ч 133 Пишу правильно. 1 ч 134 Понятие о наречии как части речи. 1 ч 135 Употребление наречий в речи. 1 ч 136 Виды предложений по цели высказывания. 1 ч 137 Интонация в предложениях. Логическое ударение. 1 ч Презентация 138 Восклицательные и невосклицательные предложения. 1 ч 139 Грамматическая основа предложения. 1 ч ЦОР 140 Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. 1 ч 141 Понятие о второстепенных членах предложения. 1 ч 142 Составление схем предложений и предложений по схемам. 1 ч 143 Предложения распространенные и нераспространенные. 1 ч 144 Синтаксический разбор предложений. 1 ч 145 Однородные подлежащее и сказуемое. 1 ч Презентация 146 Однородные члены предложения и их графическое обозначение. 1 ч 147 Роль знаков препинания в письменной речи. 1 ч 148 Главные и второстепенные однородные члены предложения. 1 ч 149 Запятая в предложениях с однородными членами. 1 ч 150 Диктант по теме «Предложение» 1 ч 151 Пишу правильно. 1 ч 152 Понятие о простом и сложном предложении. 1 ч ЦОР 153 Запятая в сложном предложении без союзов. 1 ч 154 Схема сложного предложения. 1 ч 155 Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами. 1 ч 156 Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. 1 ч 157 Разбор простого и сложного предложений. 1 ч ИД 158 Проверочная работа по теме «Предложение» 1 ч 159 Пишу правильно. 1 ч 160 Контрольное списывание. 1 ч 161 Повторение знаний о предложении, тексте. 1 ч 162 Слово. Состав слова. Разбор слов по составу. 1 ч Презентация 163 Классификация изученных орфограмм. 1 ч 164 Упражнение в написании слов с изученными орфограммами. 1 ч 165 Части речи. Морфологический разбор. 1 ч 166 Итоговый контрольный диктант. 1 ч 167 Пишу правильно. 1 ч 168 Части речи. Морфологический разбор. 1 ч ЦОР 169 Синтаксический разбор простых и сложных предложений. 1 ч 170 КВН «Тайны русского языка». 1 ч Презентация