Календарно — тематическое планирование по русскому языку для 3 класса по УМК «Школа 2100»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена по учебному плану МБОУ «Лицей №4 г. Азнакаево» АМР РТ, принятому на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 23.08.2013г., приказ № 192 от 01.09.2013г), составленному по базисному учебному плану МО и Н РТ (приказ №7699/12 от 23.06.2012г. «Об учебных планах для I – IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования ),
Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). по курсу «Русский язык» с учетом авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык». Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.:Баласс, 2011. – 416 с.
Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания образования для начальной школы согласно базисного учебного плана.
Примерная программа по русскому языку для 3 класса рассчитана на 170 часов (5 часа в неделю, 34 рабочих недель).
В учебном плане для 3 класса МБОУ «Лицей №4 города Азнакаево» РТ, составленного на основе Базисного учебного плана для 3 класса общеобразовательных учреждений на изучение русского языка выделено 4 (3+1) часа в неделю, соответственно 136 часов в год при продолжительности учебного года 34 недели.
На основании вышеизложенного, в планировании изучения разделов учебного предмета «Русский язык» внесены следующие изменения:
№ n/n Наименование раздела Кол-во часов по программе Кол-во часов по плану Кол-во сокращенных уроков
1. Повторение. 11 4 7
2. Чередование согласных звуков в корне. 7 7 -
3. Удвоенные согласные в корне слова. 5 4 1
4. Непроизносимые согласные в корне слова. 10 8 2
5. Безударные гласные в корне слова. Безударные гласные в корне слова. 9 9 -
6. Сложные слова и их правописание. 7 7 -
7. Части слова. Приставка. 6 6 -
8. Разделительные Ъ и Ь. 6 6 -
9. Части слова. Основа и окончание. 4 2 2
10. Части слова. Суффикс. 3 3 -
11. Разбор слова по составу. 5 4 1
12. Части речи. Имя существительное как часть речи. 6 5 1
13. Род и число имен существительных. 7 7 -
14. Словообразование имен существительных. 9 7 2
15. Местоимение. 7 7 -
16. Имя прилагательное. 8 6 2
17. Разбор имен прилагательных по составу. 6 6 -
18. Глагол. Правописание частицы НЕ с глаголами. 6 6 -
19. Неопределенная форма глагола. Наречие. 8 8 -
20. Виды предложений по цели высказывания и интонации. 3 3 -
21. Главные и второстепенные члены предложения. 6 5 1
22. Предложения с однородными членами. 8 4 4
23. Простые и сложные предложения. 10 7 3
24. Повторение. 13 5 8
Итого: 170 часов 136 часов 34 часа
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2011
Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011
Бунеева Е.В. проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2011
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся/под науч. ред. Е.В.Бунеевой. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2010
Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. – М.: Баласс, 2011
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе начального общего образования.
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ- 6;
Целью рабочей программы является обеспечение выполнения требований Стандарта: формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира. Задачи изучения курса русского языка на ступени начального общего образования:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как к части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать на родном языке.
Данная программа составлена для реализации курса «Русский язык», который является частью единого непрерывного курса обучения и разработан в логике изучения русского языка в основной школе.
Ключевая идея курса заключается в заложении основы формирования функционально грамотной личности, обеспечении языкового речевого развития ребенка, осознания себя носителем языка.
Cпецифика курса – приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности, овладение родным языком, его орфографией и пунктуацией, раскрытие воспитательного потенциала русского языка, что требует особой организации учебной деятельности школьников в форме реализации деятельностного подхода как основного способа получения знаний, современных образовательных технологий, продуктивных форм работы, комплексных заданий.
Без базовой предметной подготовки невозможно стать образованным человеком, так как на уроках русского языка предполагается формирование функционально грамотной личности.
Современное образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Он меняется все более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становится сегодня все более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, формирование которых призвана реализовать данная программа. Личностное развитие ученика формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия, познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Таким образом практическая сторона программы начального общего образования по русскому языку связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием человека и воспитанием личности гражданина России.
Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием предметных и метапредметных компетенций, пользуясь новой системой оценки планируемых результатов.
Основные требования к уровню подготовки учащихся в 3 классе
по русскому языку по программе «Школа 2100»
Таблица предметных требований к умениям учащихся по русскому языку (1-4-й классы)
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»
овладение функциональной грамотностью;
развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
развитие умений и навыков понимания и анализа текстов приобретение и систематизация знаний о языке;
развитие чувства языка овладение орфографией и пунктуацией
Интеллектуально-речевые умения Учебно-языковые умения Правописные умения
3 класс
правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
писать подробное изложение доступного текста;
определять тему текста;
читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
находить в слове окончание и основу; выделить в основе её части (приставку, суффикс);
конструировать сложные слова;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
различать однокоренные слова и формы слова;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;; подбирать синонимы, антонимы к доступным словам;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
выделять из предложения словосочетания;
видеть в предложении однородные члены;
различать простое и сложное предложения;
выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и непроверяемыми ударением (изученные случаи);
обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня (изученные случаи);
писать большую букву в словах (изученные случаи);
писать слова съ и ь разделительными, с Ь для обозначения мягкости согласных;
писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
писать раздельно частицу не с глаголом;
писать Ь после ч в неопределённой форме глагола;
писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
графически объяснять выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
правильно переносить слова с Ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака
Требования к предметным и метапредметным результатам в соответствии с ФГОС общего образования определенного года (ступени) обучения по отдельным предметам.
3-4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Список литературы
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2011
Бунеева Е.В. проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2011
Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся/под науч. ред. Е.В.Бунеевой. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2010
Савинов Е.С. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Изд. 4-е, перераб. – М.: Просвещение, 2012
Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. – М.: Баласс, 2011
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс. Издатель и эксклюзивный дистрибутор продукции компании «Кирилл и Мефодий» ООО «Нью Медиа» - Дженерейшн. – Москва, 2009.
Обучающая программа-тренажер по русскому языку. «Фраза». – ЗАО «Новый дом». – Москва, 2008Календарно – тематический план по русскому языку для 3 класса
n/n
№ Тема
урока Кол-во часов Предметный результат Метапредметный результат Элемент дополнитель-
ного содержания Дата
По плану Факт.
Повторение. (4 часа)
1 Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове, тексте. 1 ЗНАТЬ:
-отличительные признаки единицы речи слово предложение
УМЕТЬ:
-находить изученные орфограммы --оформлять предложения на письме
-определять текст от набора предложений
Классифицировать изученные орфограммы;
-писать слова с изученными орфограммами
-обозначать графически
-писать заглавную букву в словах
-записывать текст под диктовку Познавательные:
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– извлекает информацию, представленную в разных формах;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
02.09 2 Что мы знаем о слове, предложении, тексте? 1 04.09 3 По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами 1 Признаки текста.
Уметь составлять простой план 05.09 4 Развитие умения писать заглавную букву в именах собственных 1 06.09
Чередование согласных звуков в корне. (7 часов)
5 Понятие
о чередовании согласных звуков в корне 1 Познавательные:
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; Развитие умения видеть в слове корень, в том числе и с чередующимися согласными
09.09 6 Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
1 Умение находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов 11.09
7 Проверочная работа № 1 «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова».
1 Знать:
-части слова, однокоренные слова,
чередование согласных звуков в корне однокоренных слов,
правописание удвоенных согласных, непроизносимых согласных и безударных гласных в корне словаУметь:
- находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам,
- графически объяснять выбор написаний,
-находить и исправлять орфографические ошибки,
- составлять связный текст из деформированных предложений,
-писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами,
- писать свободный диктант и текст под диктовку. – обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд 12.09 8 Правописание проверяемых согласных в корне слова1 13.09
1 2 1 5 6 7 8 9 Развитие умения видеть изученную орфограмму в словах. 1 Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– осознает уровень и качество выполнения
;– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
с ними при работе
в группе;
16.09 10 Проверочный диктант № 1 ««Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова».
1 18.09 11 Пишу правильно» (работа над ошибками).Удвоенные согласные буквы. 1 19.09
Удвоенные согласные в корне слова. (4 часа)
12 Понятие об удвоенных согласных буквах 1 Знание:
• репродуктивный;
• продуктивный;
• исследовательский (эвристический);
• творческий (проектно-креативный).
Способ действия.
Деление слов для переноса:
• репродуктивный;
• продуктивный;
• исследовательский (эвристический);
• творческий (проектно-креативный).
Ценностное отношение:
• нейтральный;
• ситуативно-заинтересованный;
• устойчивая актуальность.
Личностный смысл:
• предметно-содержательный;
• личностно-групповой;
• индивидуально-личностный Познавательные:
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и не-известного;
– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Коммуникативные:
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе
в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд 20.09 13 Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне 1 23.09 14 Проверочная работа № 2 «Удвоенные буквы согласных в корне слова». 1 25.09 15 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Повторение.
26.09
Непроизносимые согласные в корне слова. (8 часов)
16 Слова с непроизносимым согласным звуком в корне 1 Знание:
• репродуктивный;
• продуктивный;
• исследовательский (эвристический);
• творческий (проектно-креативный).
Способ действия.
Непроизносимые согласные в корне:
• репродуктивный;
• продуктивный;
• исследовательский (эвристический);
• творческий (проектно-креативный).
Ценностное отношение:
• нейтральный;
• ситуативно-заинтересованный; Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– извлекает информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– осознает уровень
и качество выполнения;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Освоение написания слов типа вкусный, чудесный 27.09 17 Правописание букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова1 30.09 18 Слова, в которых нет непроизносимого
согласного звука 1 02.10
19 Правописание проверяемых согласных в корне слова1 Знание:
• репродуктивный;
• продуктивный;
• исследовательский (эвристический);
• творческий (проектно-креативный).
Способ действия.
Непроизносимые согласные в корне:
• репродуктивный;
• продуктивный;
• исследовательский (эвристический);
• творческий (проектно-креативный). Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
с ними при работе
в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения
Познавательные:
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; Выведение общего правила написания проверяемых согласных 03.10 20 Проверочная работа № 3 «Буквы непроизносимых согласных в корне слова». 1 04.10 21 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Закрепление.
1 07.10 .
22 Контрольный диктант № 2 «Буквы непроизносимых согласных в корне слова».
1 Ценностное отношение:
• нейтральный;
• ситуативно-заинтересованный;
• устойчивая актуальность.
Личностный смысл:
• предметно-содержательный;
• личностно-групповой;
• индивидуально-личностный – сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
с ними при работе
в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд;
– старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении 09.10. 23 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Словарный диктант.
1 10.10
Безударные гласные в корне слова.
Безударные гласные в корне слова. (9 часов)
24 Правописание безударных гласных в корне слова 1 Знание:
• репродуктивный;
• продуктивный;
• исследовательский (эвристический);
• творческий (проектно-креативный).
Способ действия.
Безударная гласная в корне:
• репродуктивный;
• продуктивный; Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– извлекает информацию, представленную в разных формах;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Уметь находить
в слове корень путем подбора
и сопоставления однокоренных слов 11.10 25 Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне 1 14.10
1 2 3 5 6 7 8 9
26 Упражнения в подборе проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. 1 • исследовательский (эвристический);
• творческий (проектно-креативный).
Ценностное отношение:
• нейтральный;
• ситуативно-заинтересованный;
• устойчивая актуальность.
Личностный смысл:
• предметно-содержательный;
• личностно-групповой;
• индивидуально-личностный Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– осознает уровень и качество выполнения;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание,
участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
с ними при работе
в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
Уметь находить
в слове корень путем подбора
и сопоставления однокоренных слов 16.10 27 Развитие умения видеть в словах орфограммы –
безударные буквы. 1 17.10 28
29
30 Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне
Проверочная работа № 4
«Буквы безударных гласных в корне слова»
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Написании слов с безударными гласными в корне
1
1
1 18.10
21.10
23.10
31 Контрольный диктант № 3
«Буквы безударных гласных в корне слова»
1 участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
с ними при работе
в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд 24.10 32 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Закрепление пройденного. 1 25.10 Сложные слова и их правописание. (7 часов)
33 Знакомство с понятием «сложные слова» 1 Знать:
понятие лексического значения сложного слова ,которое складывается из значения двух корней, правописание сложных слов с соединительной гласной
Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, 28.10
34 Соединительные гласные ои е в сложных словах Уметь:
выделять два корня,
находить в предложении сложные слова,
правильно писать сложные слова с соединительными гласными; распознавать существительные и прилагательные;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; находить и исправлять ошибки
высказывает суждения по результатам сравнения;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– извлекает информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Коммуникативные:
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд 30.10 35 Образование сложных слов 31.10 36 Сложные слова, их использование в речи для характеристики людей. 01.11 37
38
39 Употребление в речи и правописание сложных слов
Проверочная работа № 5 «Сложные слова и их правописание»
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Сложные слова. Правописание.
11.11
13.11
14.11
Части слова. Приставка. (6 часов)
40
Приставка, ее роль в слове Знать:
Правописание букв безударных гласных в приставках,
приставки про - и пра-, по-,и па-,их правописание,
различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня,
правило правописания разделительного Ъ и ь,
понятие об окончании и основе слова,
суффиксы и его роль в слове.
Познавательные:
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– делает выводы наоснове обобщения знаний;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– извлекает информацию, представленную в разных формах;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других Развитие умения видеть в словах знакомые приставки, образовывать с их помощью новые слова
15.11 41 Различение приставок и предлогов
18.11 42 Правописание безударных гласных в приставках 20.11
43 Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание Уметь:
– находить в словах корень ,суффиксы, приставки
– правило написания приставок с безударной гласной, различать омонимичные приставки и предлоги.
– правильно переносить слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня; в слове
находить окончание и основу, действуя по алгоритму ;учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
21.11 44
45 Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня
Удвоенная согласная на стыке приставки и корня. 22.11
25.11 Разделительные Ъ и Ь. (6 часов)
46 Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь знаков – разбирать по составу доступные слова,
применять на практике изученные правила,
писать под диктовку текст,
самостоятельно
образовывать слова с помощью суффикса
разбирать по составу
контролировать и анализировать выполнение своей проверочной работы, читать художественные тексты
Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– извлекает информацию, представленную в разных формах.
Развивать умение правильно писать слова с разделительными ь и ъ, переносить слова с ь и ъ 27.11
47 Правописание слов с разделительными ъи ь знаками Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Коммуникативные:
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд;
– старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
28.11 48 Проверочная работа № 6 «Части слова. Приставка. Буквы безударных гласных в приставках. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. Разделительный Ъ и Ь»
29.11 49 «Пишу правильно» (работа над ошибками) .Повторение изученного. 02.12 50 Контрольный диктант № 4
«Части слова. Приставка. Буквы безударных гласных в приставках. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. Разделительный Ъ и Ь» 04.12 51 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Правописание слов с разделительным ь и ъ знаками. 05.12
Части слова. Основа слова и окончание. (2 часа)
52 Понятие об окончании и основе слова
Познавательные:
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– осознает уровень и качество выполнения.
Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе Знать роль окончания в слове
06.12 53 Развитие умения находить в слове окончание и основу Знать определение основы слова. Роль окончания в слове, в предложении 09.12
Части слова. Суффикс. (3 часа)
54 Суффикс и его роль в слове Знание:
• репродуктивный;
• продуктивный;
• исследовательский (эвристический);
• творческий (проектно-креативный).
Способ действия.
Состав слова. Суффикс:
• репродуктивный;
• продуктивный;
• исследовательский (эвристический);
• творческий (проектно-креативный).
Ценностное отношение:
• нейтральный;
• ситуативно-заинтересованный;
• устойчивая актуальность. Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– осознает уровень и качество выполнения;
– работая по плану, сверяет свои действия Уметь находить в словах знакомые суффиксы, образовывать с их помощью новые слова 11.12 55 Развитие умения находить в слове суффикс 12.12 56 Обобщение и систематизация знаний о частях слова
13.12
Разбор слова по составу. (4 часа)
57 Упражнения в разборе слов по составу с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд;
– старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
16.12 58 Проверочная работа № 7 «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу» 18.12 59 Контрольное списывание 19.12 60 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Разбор слова по составу.
20.12
Имя существительное как часть речи. (5 часов)
61 Части речи в русском языке Знать:
-часть речи имя существительное и его грамматические признаки :-род имени существительного, -число имен существительных,
- окончание имен существительных ж.р. м. р., с.Р.
-разбор по составу,
- уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк, -еньк,
Словообразование
Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклас-сниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Развитие внимания к значению слова 23.12 62 Определение имени существительного
25.12 63 Роль имен существительных в речи 10.01 64
65 Понятие об одушевленныхи неодушевленных именах существительных
Имена существительные в речи
11.01
13.01
Род и число имен существительных. (7 часов)
66 Имена существительные мужского, женского и среднего рода Уметь:
-выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи,
-определять грамматические признаки имен существительных,
-образовывать имена существительные при помощи суффиксов -оньк. –еньк,
- изменять по числам, родам,
-образовывать имена существительные от глаголов,
- записывать текст под диктовку. Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; 15.01 67 Род – постоянный признак имен существительных 16.01 68 Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода. 17.01
69 Изменение имен существительных по числам – определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Коммуникативные:
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд 20.01 70 Образование множественного числа имен существительных 22.01 71 Окончания имен существительных в единственном и во множественном числе
23.01 72 Разбор имени существительного как части речи 24.01
Словообразование имен существительных. (7 часов)
73 Образование имен существительных
с уменьшительно-ласкательным значением Познавательные:
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями,
соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправ- Образование имен существительных с помощью суффиксов
-онк-, -оньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-,
-ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник- 27.01 74 Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке 29.01 75 Образование имен существительных от основ существительных и глаголов
Образование имен существительных 30.01
76 Разбор имен существительных по составу ляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд 31.01 77 Изложение «Мурлыка»
Подробное изложение 03.02 78 Проверочная работа № 8 «Имя существительное как часть речи» 05.02 79 «Пишу правильно» (работа над ошибками)
06.02
Местоимение. (7 часов)
80 Понятие о местоимении. Личные местоимения Уметь:
распознавать личные местоимения, применять местоимения в устной и письменной речи
– находить местоимения в текстах;
– исправлять деформированные тексты
с неправильным употреблением местоимений, разбирать местоимение как часть речи-записыванить текста под диктовку.;Знать:
определение местоимения
Личные местоимения, знать порядок разбора местоимения как части речи
Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– извлекает информацию, представленную в разных формах;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
07.02 81 Местоимения 1, 2, 3-го лица
Склонение личных местоимений 10.02 82 Правописание предлогов с местоимениями 12.02
83 Разбор местоимения как части речи – обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– осознает уровень и качество выполнения;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Коммуникативные:
– Умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
Морфологический разбор
13.02 84 Роль личных местоимений в речи. Обучающее сочинение «О себе» Создание небольшого текста 14.02 85
Закрепление знаний о местоимении.
Распознавание личных местоимений. Морфологический разбор местоимений 17.02 86 Проверочная работа № 9 «Местоимение как часть речи»
19.02
Имя прилагательное. (6 часов)
87 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Определение имени прилагательного Знать:
– определение имени прилагательного;
– правило написания безударных окончаний прилагательных.
сферу употребления прилагательных.
- Связь имен прилагательных с именами существительными Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе, знать понятие «антонимы»
Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– осознает уровень и качество выполнения;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. 20.02
88 Роль имен прилагательных в речи. Уметь проверять безударные окончания прилагательных
согласовывать имя прилагательное и имя существительное;
– доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи;
выполнять морфологический разбор прилагательных осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями,
определять значение суффиксов -н-, -еньк-, -оват-,
-еват, выделять значимые части слова
Работа над связным текстом, применять ЗУН при выполнении проверочной работы, писать текст под диктовку Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд;
– старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
Познавательные:
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Изменение прилагательных по родам и числам 21.02 89 Связь имен прилагательных с именами существительными 24.02 90
91
92 Разбор имени прилагательного как части речи
Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных 26.02
27.02
28.02
Разбор имен прилагательных по составу. (6 часов)
93 Словообразование имен прилагательных 03.03 94 Разбор имен прилагательных по составу 05.03 95 Проверочная работа № 10 «Имя прилагательное как часть речи» Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Коммуникативные:
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд 06.03 96 «Пишу правильно» (работа над ошибками) 07.03
97 Контрольный диктант № 5
10.03 12.03 98 «Пишу правильно» (работа над ошибками)
Глагол. Правописание частицы НЕ с глаголами. (6 часов)
99 Определение глагола как части речи Знать определение глагола.,правило написания не с глаголами, определение неопределенной формы глагола.
Уметь:
распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор;
– изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время)
писать не с глаголами раздельно
– писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих;
– образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени
Уметь контролировать и анализировать собственное написание диктанта
Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– осознает уровень и качество выполнения;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
13.03 100 Изменение глаголов по временам 14.03 101
Суффикс -л-
в глаголах прошедшего времени 17.03 102 Изменение глаголов прошедшего времени по родам 19.03 103 Изменение глаголов по числам 20.03 104 Правописание частицы нес глаголами 21.03
Неопределенная форма глагола. Наречие. (8 часов)
105 Неопределенная форма глагола Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
Познавательные:
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– извлекает информацию, представленную в разных формах;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.
Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
24.03 106 Образование времени от неопределенной формы глагола 02.04 107 Разбор глагола как части речи 03.04
108 Наречие как часть речи
Знать:
названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации).
Предложения по цели высказывания, по интонации,
Грамматическую основу предложения. Распространенные, нераспространенные.
Уметь определять вид предложения по цели высказывания;
–определять вид предложения по интонации,
- разбирать предложения по членам;
– выделять подлежащее и сказуемое;
– выделять сочетания слов, ставить знаки препинания между однородными членами;излагать текст – сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– осознает уровень и качество выполнения;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
04.04 109 Проверочная работа № 11 «Глагол как часть речи. Правописание частицы нес глаголами»
07.04 110 Контрольный диктант № 6
«Глагол как часть речи. Правописание частицы нес глаголами» 09.04 111 «Пишу правильно» (работа над ошибками)
10.04 11.04 112 Изложение «Перелетные птицы»
Виды предложений по цели высказывания и интонации. (3 часа)
113 Виды предложений по цели высказывания
Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
– работая по плану,
сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
14.04 114 Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение 16.04 115 Восклицательные и невосклицательные предложения 17.04
Главные и второстепенные члены предложения. (5 часов)
116 Грамматическая основа предложения Познавательные:
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, 18.04 117 Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое 21.04 118 Второстепенные члены предложения Составление схем предложений и предложений по схемам 23.04
119 Предложения распространенные и нераспространенные : одноклассниками и самостоятельно;
– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– осознает уровень и качество выполнения;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Коммуникативные:
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд;
– старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– делает выводы на24.04 120 Разбор предложений 25.04
Предложения с однородными членами. (4 часа)
121 Однородные подлежащие и сказуемые основе обобщения знаний;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
– вырабатывает критерии оценки в диалоге сучителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправ-
ляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения 28.04 122 Запятая в предложениях с однородными членами 30.04 123 Главные и второстепенные однородные члены предложения 02.05 124 Контрольное изложение 05.05
Простые и сложные предложения. (7 часов)
125
Понятие о простом и сложном предложении Познавательные:
– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– делает выводы на основе обобщения знаний;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– извлекает информацию, представленную в разных формах.
Различение
и употребление
в речи простыхи сложных предложения 07.05 126 Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения 08.05
127 Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые Регулятивные:
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
– осознает уровень и качество выполнения;
– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Коммуникативные:
– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд;
– старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении 12.05 128 Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении 14.05 129 Разбор простого и сложного предложения 15.05 16.05 130 Проверочная работа № 12 «Предложение» 17.05 131 «Пишу правильно» (работа над ошибками) Контрольное списывание.
Повторение. (5 часов)
132 Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи Знать :Алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации.
Уметь:
Составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя, систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации, представлять его в виде схем. Таблиц. Познавательные:
– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.
Регулятивные:
– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
– осознает уровень и качество выполнения;
– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет
19.05 133 Контрольное списывание
21.05 134 Итоговая контрольная работа 22.05 135 «Пишу правильно» (работа над ошибками) 23.05 136
137
138
139
140 Итоговый контрольный диктант.
Экскурсия в парк на тему «Парки города».
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в картинную галерею.
«Родники Азнакаевского района». Экскурсия. 24.05
26.05
28.05
29.05
30.05
.