Проектная деятельность по экологии во второй младшей группе Лук от всех недуг.


Проектная деятельность по экологии во второй младшей группе № 6
на тему  «Лук от всех недуг!»
                                                                                                               
Подготовили
                                                                                                         воспитатели:
Ускова Е.М.
Вятчанина Т.А.
Березники, 2017 г.
Этапы работы над проектом:

ПОДГОТОВИТЕЛЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА. 
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

ОСНОВНОЙ ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т.д.).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Проводятся итоги работы, подготовка в пищу выращенного лука.

Актуальность проекта.
В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.  В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи:
формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло);
закрепление представления о репчатом луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
выработка навыков посадки лука в землю;
выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Тип проекта.
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: кратковременный.
Линия развития: экологический.
Объект исследования: репчатый лук.
Продолжительность проекта: 2 недели. Март 2017 г.
Место проведения: МАДОУ «Детский сад №46», помещение группы № 6.
Форма проведения: дневная (в рамках организации воспитательно-образовательного процесса во время ОД и в повседневной жизни).
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы (с 3 до 4 лет), воспитатели.
Проектная идея: объединение детей, и воспитателей в совместной деятельности: выращивание лука на подоконнике весной.
Оборудование и материалы:
корзинка с луковицами; контейнеры с землей; лейки с водой; грабельки, совочки, влажные салфетки; клеенка на столы; фартуки для детей;
кисти, баночки с водой, альбомный лист, гуашь, фломастеры, лук, игрушка Чиполино;
шапочки с изображением лука.
Участие родителей в реализации проекта.
Консультация для родителей.
Изготовление табличек-указателей с картинками растений (лука).
Помощь родителей в приобретении посевного материала, емкостей для выращивания овощей, изготовление шапочек для игр.
План реализации проекта.

п/п Мероприятия Цели Сроки реализации
1 этап – подготовительный.
1. Консультация для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука». Просвещение родителей по данной теме. Понедельник, 6 марта.
2. Подбор демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Лук от всех недуг»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности. Понедельник, 6 марта.
2 этап – основной.
3. ОД по познавательному развитию «Сажаем лук».
Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука. Вторник, 7 марта.
4. Труд в уголке природы. Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло). Четверг, 9 марта.
5. Дидактические игры:
«Вершки – корешки».
Лото «Овощи, фрукты, ягоды». Обучить классификации растений по ценности. Пятница, 10 марта
6. Рассматривание иллюстраций овощных культур (в том числе лука). Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. Понедельник, 13 марта.
7. Беседа о том, как ухаживать за луком. Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. Понедельник, 13 марта.
8. Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию: рисование: «Лучок – желтый бочок». Закреплять умения детей различать овощные культуры. Добиваться схожести с оригиналом. Вторник, 14 марта
9. Опыты: «Луковка», «Лук и земля», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок». Уточнить представления о луковице. Учить находить "донце" с корнями и верхушку. Определить вкус лука: горький, сладкий, солёный. Сравнить, чем похожи и чем отличаются лук и чеснок: форма, вкус, цвет. Выяснить сколько «шуб» одето на луковице. Среда, 15 марта
10. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке. Углублять и расширять знания об овощных культурах. Четверг, 16 марта.
3 – этап заключительный.
11. Подведение итогов проекта: оформление выставки совместной деятельности детей и воспитателей «Лук от всех недуг». Развитие детского художественного творчества, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Сопоставление желаемых и полученных результатов. Пятница, 17 марта.
12. Употребление в пищу выращенного лука. Празднование удачного завершения работы. Пятница, 17 марта.
Предполагаемый результат.
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности; формирование познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной деятельности; обогащение представлений детей о трудовых действиях, результатах труда.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Вывод: в результате проведенной работы дети понимают и осознают, насколько ценен лук. Рассматривая с детьми, выполненные работы в группе, сделали вывод, лук прорастает у каждого по своему. Все зависит от того как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти один и целой семейкой, а также в виде ракеты (но многое зависит и от качества земли в которую сажают лук).
По итогам работы было отмечено:
Повышение уровня экологической культуры у детей.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук от всех недуг».
Заключение: 
Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт практико-ориентированной деятельности. В процессе работы над проектом дети рассматривали рост лука, изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
Выход на следующий проект «Выращивание лука в огороде».
Использованная литература.
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М.: Просвещение, 1992 г.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я».
Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» - М.: Просвещение, 1987
Паникоровская Н. «1000 загадок, скороговорок, считалок».
Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М.: Просвещение, 1992
Смирнов А. «Зачем луку луковица».
Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М.: Просвещение, 1990
«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. М.: Воспитание дошкольника, 2005
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. М.: Воспитание дошкольника, 2014