Сценарий общешкольного мероприятия Прикоснись сердцем к подвигу

Памяти блокадного Ленинграда посвящается...

«Прикоснись сердцем к подвигу»

Форма проведения: Литературно-музыкальная гостиная
Оборудование: проектор, презентация “Блокадный Ленинград”; аудиозаписи.
Цели и задачи:
способствовать углублению и расширению знаний учащихся по истории Отечества;
воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России;
воспитывать любовь к поэзии;
развитие познавательного интереса учащихся;
содействовать развитию творческих способностей учащихся, навыков актерского мастерства;
воспитание толерантности, умение общаться в коллективе.
Ход мероприятия
На сцене 4 ведущих, историк, блокадники, девушка, исполняющая роль Ольги Берггольц.
Историк дает историческую справку о положении Ленинграда Ведущие рассказывают о первых днях блокады, о наступающем на город голоде.
Ребята, исполняющие роль блокадников, зачитывают воспоминания свидетелей тех событий.
Звучит чтение дневника Тани Савичевой.
Повествование о мужестве и стойкости блокадников, о жизни города (чтение стихов О.Берггольц, Ю. Воронова, В. Инбер, симфония Шостаковича).
Выступления ведущих сопровождается чтением стихотворений о блокадном Ленинграде.

(песня ленинградские мальчики 1-8 слайд)
на сцене появляются ведущие
Вед. Памяти блокадного Ленинграда посвящается (9 слайд)

Вед. 1. У времени есть своя память – история. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая.

ЧТЕЦ.10 слайд
Опять война,
Опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы! Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна... (Ю. Воронов)
11 слайд
Историк: историческая справка: Секретная директива немецкого военно-морского штаба “О будущности города Петербурга” от 22 сентября 1941 года:
«После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города»
12
Ведущий: 23 июня 1941 года в 1 час 45 минут в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. За годы блокады такие сигналы будут подаваться 649 раз.
Ведущий: 25 июня в городе вырыто более 136 тысяч погонных метров щелей, в которых могло укрыться около 273 тысяч человек.
Ведущий: 26 июня. По радио начал работать метроном. Его мирное тиканье означало, что радиоточка в исправности. А включена она должна быть постоянно на случай воздушной тревоги.
13 (звук метронома)

14
Историк: Один из документов фашистской программы гласит (перевести на немецкий):
“Помни и выполняй:
Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа.
Уничтожай в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик..”
Этот документ убеждает, с каким беспощадным врагом встретился лицом к лицу советский народ. Участие в великой освободительной борьбе против фашизма стало высшим долгом.
Ведущий: 27 июня. Принято решение о создании Ленинградской армии народного ополчения. В ряды ополченцев за короткое время вступило 110 тысяч ленинградцев.
Б.Окуджавы"До свидания, мальчики" (песня)15-19
Ведущий-юноша: 6 сентября. На Ленинград упала первая фугасная бомба. 20-23
Это была 129-я воздушная тревога. 128 раз врагу не удавалось пробиться.
8 сентября. Пал Шлиссельбург. Замкнулось кольцо блокады.
.. .Я говорю с тобой под свист снарядов,  Угрюмым заревом озарена .  Я говорю с тобой из Ленинграда,  Страна моя, печальная страна...  Над Ленинградом – смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.  Но мы забыли, что такое слезы,  Что называлось страхом и мольбой.
Кронштадский злой, неукротимый ветер В мое лицо закинутое бьет. В бомбоубежище заснули дети, Ночная стража встала у ворот.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад, И если завтра будут баррикады – Мы не покинем наших баррикад.
24
Ведущий : Но прямое наступление захлебнулось. Наши войска плотно держали изнутри блокадное кольцо, не давая нигде его переступить. И тогда гитлеровскому генеральному штабу потребовались консультации Цигельмайера – крупного ученого в области питания, руководителя Мюнхенского пищевого института.
Цигельмайер (историк): Я вычислил, сколько может продлиться блокада при существующем рационе, когда люди начнут умирать, как будет происходить умирание, в какие сроки они вымрут.
Я писал справку, что люди на таком пайке физически не могут жить. И поэтому не следует рисковать немецкими солдатами. Ленинградцы сами умрут, только не надо выпускать ни одного человека через фронт, пускай их останется там больше, тогда они скорее умрут и мы войдем в город совершенно свободно, не потеряем ни одного немецкого солдата.
ЧТЕЦ.
На Ленинград, обхватом с трех сторон,
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биение. 25
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом. (В. Инбер)
26
Ведущий 1: А голод был уже рядом, в городе. Ужесточались продуктовые нормы. 13 ноября. Уже четвертое снижение норм выдачи хлеба. Рабочим – 300 г, всем остальным – по 150 г.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре.
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб и тяжкий грех,
Хотя бы крошку бросить наземь...
О. Берггольц

Блокадники: 28-29
1.  Умирали сначала мужчины. Люди превращались в каких-то стариков. Все мышцы были видны и сосуды тоже. И все такие дряблые были. Кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжелораненые.
2. Я была в семье самая молодая и сильная. И каждый день ходила получать хлеб. Иногда стоишь-стоишь, а хлеба не было. Все мои лежали на кроватях в одной комнате. Все в валенках, под ватными одеялами. Рядом с буржуйкой ведро с водой, которое к ночи замерзало до дна. Потом вставали по очереди и откалывали кусочки льда, чтобы согреть воду.
Блокадник:
4. Вы меня послушайте. Вот сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались досытья поесть хлеба. А я сказала себе: когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый богатейший человек. Вот с этого я начинаю утро, только с этого. Я не вру. Пью чай две чашки крепкого, и это богатство. Когда умирал человек и ты к нему подходил, он ничего не просил – ни масла, ни апельсина, ничего не просил. Он только говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!..
ЧТЕЦ. 30
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки ~ белые как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, скажи?
- Сгорел.
Он сел, его снежком заносит.
В его глазах мутится свет,
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает, хлеба нет.
(Ю. Воронов)
31-35
Ведущий : Ленинградские дети! Они были мужественны и стойки. Вместе со взрослыми трудились, боролись и учились! Учились, несмотря ни на что.
Вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе. В классе – «буржуйка», ученики сидели в пальто, руки коченели, мел выскальзывал, шатались от голода.

ЧТЕЦ
В школе
Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
(Ю. Воронов)

Ведущий : Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. 22 ноября 1942 года на еще не окрепший лёд вышли первые грузовики, вёзшие муку. Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”. 36-39

Ведущий : Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы
Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове.
Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. В эти жуткие дни Таня вела
страшный дневник. Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой. 40-41

Чтец Таня Савичева: 42
Женя умерла 28 декабря 12-00 часов1941 года.  Бабушка умерла 25 января 3 час дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Коля умер 13 апреля 2 час 1942 года. Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама 13 мая в 7-30 утра 1942 года. Савичевы умерли. Осталась одна Таня. Умерли все. 43
Ведущий :  Таню успели эвакуировать, но она прожила недолго и умерла от истощения.
Дневник о гибели всех Савичевых обошёл весь мир, был предъявлен фашистским преступникам на Нюрнбергском процессе. 44
(песня «Не отнимайте солнца у детей», муз. Е.Лучников, Е.Бондаренко, сл.В.Попков) 45
Но в то, что умер город наш, – не верьте! Нас не согнут отчаянье и страх... Мы знаем от людей, сраженных смертью, Что означает “Смертью смерть поправ”
Мы знаем: клятва говорить не просто И если в Ленинград ворвется враг, Мы разорвем последнюю из простынь Лишь на бинты, но не на белый флаг!
(Ю. Воронов)
Ведущий: У блокадного Ленинграда была своя богиня Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами. Стихами Ольги Берггольц. 46
Ольга Берггольц: Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы.
Стихи стали нужны. Они помогали верить, что небесполезны их муки беспредельные.
Чтец:
Я буду сегодня с тобой говорить, Товарищ и друг ленинградец. О свете, который над нами горит, О нашей последней отраде. Товарищ, нам горькие выпали дни, Грозят небывалые беды, Но мы не забыты с тобой, не одни,- И это уже победа. Мы знаем – нам горькие выпали дни, Грозят небывалые беды, Но Родина с нами, и мы не одни, И нашею будет Победа.

Ведущий : И именно в блокадном Ленинграде Шостакович написал свою симфонию, посвятив ее всем жителям блокадного города. "Посвящается городу Ленинграду".47
Ведущий: И пришел день 9 августа 1942 года. 355-й день ленинградской блокады. День исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.
(Седьмая симфония.)
Ведущий: Весной сорок второго года множество ленинградцев носило на груди жетон – ласточку с письмом в клюве. 48 Маленькую ласточку из жести 
Я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
Это означало: "Жду письма".
Этот знак придумала блокада. 
Знали мы, что только самолет, 
только птица к нам, до Ленинграда, 
с милой-милой родины дойдет.
(о конкурсе) 49-52
Историк: Из приказа войскам Ленинградского фронта 27 января 1944 года.
Товарищи красноармейцы, сержанты и офицеры войск Ленинградского фронта! Трудящиеся города Ленинграда. 53-58
Войска Ленинградского фронта в итоге 12-дневных напряженных боев прорвали на всем фронте под Ленинградом сильно укрепленную оборону немцев. В итоге боев город Ленинград полностью освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника.
Ведущий: 27 января 1944 года, 900-дневная блокада Ленинграда была снята. 59

Ведущий: Цена Подвига: 60
безвозвратные потери советских Вооруженных Сил составили около 900 тысяч человек
почти 2 миллиона раненых, больных, обмороженных.
в городе погибло 800 тысяч человек
на город сброшено 74.289 зажигательных и фугасных бомб,
жертвами бомбежек стали 1926 убитых, 10.554 раненых.
Ведущий: На 1 января 1944 года в Ленинграде было зарегистрировано 551.908 человек, в том числе116. 032 детей до 16 лет.
Чтец:
Мне кажется: Когда гремит салют, Погибшие блокадники встают. Они к Неве По улицам идут, Как все живые. Только не поют: Не потому, Что с нами не хотят, А потому, что мертвые Молчат. Мы их не слышим, Мы не видим их, Но мертвые Всегда среди живых. Идут и сморят, Будто ждут ответ: Ты этой жизни  Стоишь или нет?


Ведущий: Многие жители блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта, Давайте почтим их память минутой молчания.

(минута молчания) 62

Убейте войну, 63-65
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!
Но о тех,
кто уже не придет никогда, -
заклинаю, -
помните!


Ведущий: По дороге из Ленинграда к Ладоге неожиданно вырастает на придорожном холме белая каменная ромашка - «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. На лепестках каменной ромашки изображено лицо мальчика, который улыбается, и слова из детской песенки «Пусть всегда будет солнце».
66-67
(песня «Пусть всегда будет солнце»)
68








13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115