Презентация к Методическому объединению для педагогов дополнительного образования Особые дети. Специфика педагогического взаимодействия


Специфика педагогического взаимодействия Дети с ограниченными возможностями здоровья  Дети с ОВЗ – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования. Особые образовательные потребности Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья определяются специфическими закономерностями отклоняющегося развития: замедлением темпа возрастного развития, замедлением скорости приема и переработки поступающей информации, общим снижением психической активности, диспропорциональностью между направленной и спонтанной сторонами развития, недоразвитием всех или некоторых форм предметной деятельности, недоразвитием моторики, более высокой психофизиологической "ценой" достижения того или иного результата, нарушениями речи, недостатками словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом, затруднениями в сфере общения, несогласованностью в образной и вербальной сферах психики, первичное нарушение актуалгенеза, деформацией социальной ситуации развития и системы отношений ребенка с ближайшим окружением. Для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой развития является направленное развитие, то есть организованный педагогический процесс, так как перечисленные особенности психофизического развития данной группы детей затрудняют развитие в спонтанной форме. Специальные образовательные условия Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья протекает в специальных образовательных условиях, которые включают в себя:наличие современных специальных образовательных программ;учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;адекватную среду жизнедеятельности;проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;предоставление медицинских, психологических и социальных услуг. Интеллектуальная недостаточность Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является максимальное приспособление их к жизни в условиях окружающей социальной среды. Интеллектуальная недостаточность Достижение обозначенной цели достигается решением следующих основных задач работы с такими детьми.Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе их обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся.Формирование правильного поведения.Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.Бытовая ориентировка и социальная адаптация. Задержка психического развития Осуществляя коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими ЗПР, следует учитывать:своеобразие интеллектуального, эмоционального и личностного развития;гетерохронное развитие различных психических функций;неравномерность развития операционной и содержательной стороны психической деятельности.Сложность психологической структуры ЗПР в дошкольном возрасте обусловливает широту спектра задач коррекционной работы с детьми. На начальном этапе работы необходимо сформировать базовые составляющие психического развития: произвольность и эмоциональную регуляцию, психологическую базу для развития мышления и речи, создать развивающую среду для максимальной реализации потенциальных способностей детей. Нарушения зрения Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный характер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности.Детям с нарушениями зрения нужно развивать ориентировку в пространстве, а также проводить специальные занятия по развитию речи (формировать речевую функциональную систем, увеличивать словарный запас, совершенствовать смысловую стороны речи; устранять вербализм и эхолалии). Нарушения слуха Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления.Выделяют три основных направления работы по развитию речи глухих дошкольников: формирование и развитие языковой способности; развитие речевой деятельности; подготовка к усвоению основных закономерностей языка. Нарушения речи Логопедическая работа состоит из последовательных этапов.На первом этапе работы стимулируется речевая активность ребенка, проводится тренировка дыхательной и голосовой систем, артикуляционная гимнастика. Второй этап — работа по обогащению активного и пассивного словарного запаса.На третьем этапе ребенка учат грамматически правильно строить и распространять предложения, составлять рассказы, пересказывать тексты, работают над коррекцией звукопроизношения и над звуковым анализом, развивают и совершенствуют связную речь. Нарушения опорно-двигательного аппарата Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются: последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений; коррекция высших корковых функций; воспитание устойчивых форм поведения и деятельности; профилактика личностных нарушений;профессиональная ориентация. Психические нарушения Цель педагога – помочь ребенку с РАС адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей. Сложная структура дефекта Коррекционно-педагогическая помощь таким детям, прежде всего, ориентирована на социализацию и обеспечивается специалистами разного профиля.Коррекционная работа с детьми со сложными  (комплексными) нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывать зону ближайшего развития и  постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы. Спасибо за внимание!