Занятие по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников на тему
Занятие по математике в старшей группе на тему:
« Путешествие в страну математики».
Ахметова И.Н., воспитатель 1-квалификационной категории
Г.Караганда КГКП ясли- сада № 41 «Гульдер»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
-Упражнять детей в счете до 10-ти;учить составлять неравенства, -ориентироваться на плоскости,- составлять и решать задачи по мнемотаблицам;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах , называть и менять их признаки( цвет, размер, форму);закрепить знания детей о свойствах бумаги.
Развивающие задачи:
-Развивать внимание и логическое мышление в решении логических задач.
-Развивать у детей любознательность, взаимопомощь.
-Развивать самостоятельность, инициативу, умение действовать в команде;
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение слушать друг друга;
-доброжелательные отношения;
-прививать интерес к математике,
Оборудование:
цифры от 1 до 10 с обратной стороны написаны буквы ( слово « математика»),карта, чашка с водой ,доска, разноцветные мелки, гелиевый воздушный шарик с цифрой 8 и длинной ниткой; иллюстрации видов транспорта с цифрами 5,2,3,(поезд, машина, корабль);2 мнемотаблицы на дереве; нарисованная на ватмане избушка с неравенствами из геометрических фигур, гуашь( красная, желтая, синяя, зелёная), кисточки ,аудиозапись ( голос Баба-яги), геометрические фигуры разных цветов и размеров ;длинные прямоугольные листы с цифрами от 1 до 10 (дощечки для моста );счётные палочки по количеству детей.
Биллингвальный компонент:
Пішіндер- фигуры, сопақша- овал, ұш бұрыш- треугольник, төрт бұрыш- квадрат.
Ход занятия:
Воспитатель: «Сәлеметсіздер ме, балалар!».
Посмотрите сколько гостей к нам пришло. Поприветствуем всех добрыми словами. ( Дети приветствуют гостей- Сәлеметсіздер ме!
«Круг радости»
Арайлап таң атты!
Алтын шуақ таратты,
Әлемде нұр тыныштық
Әрбір атқан күн ыстық.
( Дети стоят в кругу , радуются солнцу, утру, благодарят за мир и спокойствие , за каждый прожитый день)
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, а какое сейчас мы узнаем ,если правильно выложим цифровой ряд.
2.Игра « Выложи слово» .( Дети выкладывают цифры от 1 до 10, переворачивают и читают «математика»). Итак, сегодня мы будем заниматься математикой.
Сюрпризный момент –приход сказочного персонажа «Вовка с тридевятого царства».
Вовка : «Сәлеметсіздер ме, балалар!Я Вовка из сказки .Направляюсь к королеве математики. Мне надоело, что все меня учат. Я и так самый умный! Хочу ,чтобы королева оценила мои знания по достоинству!2+2=5, на руке у меня 6 или 7 пальцев, да ,не важно.» (хвалится своими « знаниями»).
Воспитатель: « Ребята , а как вы думаете , всё ли правильно посчитал Вовка?
(Ребята исправляют его ошибки).Ребята ,давайте тоже пойдём к королеве математики , пусть она тоже испытает нас и скажет пора ли нам в школу!? По дороге и Вовку научим считать.»Вовка : « Я и дорогу знаю, у меня есть карта!» (Достаёт из кармана карту, замечает, что она грязная. С помощью воды пытается помыть. Карта намокает и расползается. Вовка удивляется)Воспитатель: «Вовка , ты что не знаешь, как надо обращаться с бумагой? Ребята объясните» .(Ребята рассказывают о свойствах бумаги).
Вовка : « Как же нам быть? Ну, ничего ,я новую нарисую, а ребята мне помогут!».
3.Игра «Нарисуй карту». (Ориентировка на доске).(Дети по указанию Вовки рисуют карту: в верхнем левом углу- детей, в верхнем правом углу- дуб, в нижнем левом -избушку, в правом нижнем- озеро, по середине- замок королевы математики. Между пунктами назначения рисуют стрелки.)Воспитатель : «Отправляемся в путь , а на чем мы поедем сейчас узнаем».
4.Игра «Реши и отгадай». Воспитатель предлагает решить примеры и ответы соединить с цифрами на транспорте (3+2, 6-4, 5+3,7-4).
Воспитатель: « Поедем мы на транспорте, на котором цифра больше 7, но меньше 9. (Дети называют шарик под номером 8) .( Вовка решает неправильно, дети его исправляют). Дети держатся за ниточку, дуют на него, и летят к первому пункту карты- к дубу).
5.Игра «Составь и реши по мнемотаблице».
Воспитатель обращает внимание на таблицы на дереве.
Воспитатель : «Ребята, это белочка оставила для нас задание. Давайте по таблицам составим и решим задачи». ( Дети составляют и решают задачи, Вовка пытается им мешать)
(На дубе было 5 орешков. Прискакала белочка и принесла ещё 3 орешка. Сколько всего орешков ? В лесу росло 6 грибов . Пришла Красная Шапочка и сорвала 2 грибка. Сколько осталось грибов?)Воспитатель уточняет, что было условием, какой был вопрос, как получили ответ.
-29718010287000313182010287000
Воспитатель : « Молодцы ребята. А нам пора в путь. Какой у нас следующий пункт карты?(Озеро). Чтобы по нему пройти, надо выложить дорожку из
камней. Но камни будут необычные, а в форме геометрических фигур .Назовите фигуры на казахском языке. ( Дети называют :пішіндер-ұш бұрыш, сопақша, төрт бұрыш .Вовка повторяет неправильно, дети его исправляют.)
6.Игра : « Выложи дорожку» ( Дети выкладывают дорожку из геометрических фигур по указанию воспитателя.) «Первая фигура- красный большой квадрат. В следующей фигуре поменять один признак (Дети кладут маленький красный квадрат, изменяя размер). В следующей фигуре поменяйте 2 признака .( Дети кладут маленький, синий, треугольник, изменяя цвет и форму )и т.д.
Воспитатель: « Куда идти дальше?(Дети смотрят по карте- к избушке Баба-яги. )Смотрите. Ребята, Баба-яга сломала мост, чтобы мы к ней не прошли. Сможем его починить?(Дети соглашаются его отремонтировать).
7.Игра «Отремонтируй мост». (Дети вставляют пропущенные цифры в числовом ряду до 10. Называют соседей числа)Дети приходят к избушке , слышат голос Баба-яги : «Чего пришли, чего тут забыли. Ходят здесь такие нарядные, красивые, хоть бы о других подумали….Вон какая у меня избушка не красивая . Вот раскрасите её, тогда пропущу к королеве математики.»
12573005651500
18288001816102> ○<4
002> ○<4
160020026035001714500260351< ○<3
001< ○<3
16002002603500
1828800742952<○>1
002<○>1
2057400323853<○>2
003<○>2
21717003238500
251460010477500182880010477500
251460015303500160020015303500251460015303500251460015303500251460015303500182880015303500171450015303500160020015303500
8.Игра «Раскрась избушку».Воспитатель предлагает составить неравенства и раскрасить избушку в соответствии с инструкцией (4-красный цвет, 1-жёлтый цвет, 2 –синий, 3- зелёный). Дети решают, раскрашивают гуашью и идут к замку королевы математики.
Выходит королева математики : «Сәлеметсіздер ме балалар! Какие вы молодцы. Всё видела , всё знаю . Вы ребята молодцы , столько заданий выполнили, столько препятствий преодолели.Скажите, что для вас было самым трудным, а что показалось самым легким?.( дети рассказывают о своих трудностях и удачах). Осенью вы можете идти в школу. А вот Вовку с тридевятого царства я ещё немного подержу у себя в королевстве. Ему ещё многому надо научиться.(Вовка грустит, но соглашается, что он не так много знал , как ему казалось, и с радостью соглашается остаться). А вам ребята за старанье я дарю счётные палочки. Они вам в школе обязательно пригодятся. Сау болыңыздар балалар!» Дети прощаются с королевой, с гостями , возвращаются в группу.