Конспекты заданий по предметам: «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи. Развитие элементарных математических представлений. Рисование. Лепка. Аппликация»


Конспекты заданий для детей дошкольного возраста по предметам:
«Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи. Развитие элементарных математических представлений. Рисование. Лепка. Аппликация»
Выполнила:
учитель начальных классов Свирина Д. А.
2016
Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
Согласные звуки, мягкие и твердые. Штриховка узоров. Пересказ сказки «Три медведя».
Согласные звуки, мягкие и твердые. Задания.
Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Оборудование: робот Дэн и кошечка Дина, синие и зеленые квадраты.
Организационный момент.
Все ребята ровно встали,
Глазки на меня подняли,
Сели дружно, не зевайте!
На вопросы отвечайте!
Повторение пройденного материала :-  Какие бывают звуки? ( гласные, согласные)
 – Какие звуки называются  гласными? (Поются, нет преграды.)
      – Какие звуки называются согласными? ( Не поются, есть преграда)
Объяснение нового материала.
Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.
Воспитатель показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Дэн».
Воспитатель. Кто к нам пришел? (робот Дэн)
– Какой он? (Железный, твердый…)
– Каким голосом он говорит? (Грубым, громким, твердым.)
Появляется кошечка: «Добренького вам утречка, ребятушки! Меня зовут Дина».
Воспитатель. Кто это? (кошечка Дина)
– Какая она? (Пушистая, мягкая…)
– Каким голосочком она говорит? (Нежным, ласковым, мягким.)
– Дэн и Дина любят произносить разные звуки:
                                   Дэн:     [к]    Дина: [к’]
        [г]               [г’]
        [х]                 [х’]
        [т]               [т’]
        [д]                [д’]
        [с]               [с’]
        [з]               [з’]
        [р]               [р’]
Воспитатель. Эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)
Те звуки, которые любит произносить Дэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Дина, называются мягкими, как сама кошечка.
Твердые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком , а мягкие согласные – зеленым квадратиком.
Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.
Робот Дэн  произносит звук [к], дети повторяют вслед за ним.
Воспитатель. Обратите внимание на то, что язычок делает горку легко, без напряжения.
Кошечка Дина  произносит звук [к’], дети повторяют за ней.
Воспитатель. Мы сразу ощущаем напряжение язычка, как будто кошечка потягивается, выгибает спинку дугой.
Аналогично обращается внимание детей на расслабление – напряжение спинки языка на примере других звуков: [х] – [х’], [с] – [с’],  [з] – [з’],  [р] – [р’]…
ВНИМАНИЕ! Рассматриваемые звуки должны быть сохранны в речи детей!
Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.
Введение проблемной ситуации и решение.
Воспитатель. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)
– Обратите внимание на имена наших гостей: Дэн и Дина. Какой первый звук в имени робота?  ( Д)  Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой первый звук в имени кошечки? (ДЬ )Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой же можно сделать вывод?
Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.
Воспитатель. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.
  Есть привередливые звуки, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й’], [ч’], [щ’], они живут  без твердой пары.
– Это мои любимые звуки! – мурлычет кошечка Дина , – Ведь они всегда мягкие!
Воспитатель. Звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.
– А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! – обрадовался  робот Дэн, – По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!
Закрепление.
Воспитатель. Дэн и Дина  хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.
Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.
Воспитатель. Я буду произносить слова, а вы поднимайте синий квадрат , если первый звук в слове твердый, и зеленый квадрат , если первый звук в слове мягкий.
Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, сон, пень, лес, лото, мак.– Какие бывают согласные звуки?  (твёрдые и мягкие)
– Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).
– Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)
     – Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)
Игра «Твердый - мягкий»
Первый вариант. Педагог произносит согласный звук и делает вид, что подкидывает его в воздух, словно мячик. Если звук твердый, дети выбрасывают вперед сжатый кулачок и говорят «твердый». Если звук мягкий, дети делают мягкое движение кистью и говорят «мягкий».
Второй вариант. Его можно использовать, когда дети научатся различать согласные звуки по твердости - мягкости.
Выходят двое играющих. Им выдается мяч. По жребию определяют, кто из детей первым кидает мяч.
Первый играющий произносит какой-нибудь согласный звук и кидает мячик другому игроку. Тот, кто ловит мяч, должен угадать, мягкий это звук или твердый, а затем придумывает и называет свой звук и кидает мяч сопернику. При неправильном ответе или слишком долгой паузе игроку засчитывают «гол». Три «гола» означают поражение в игре.

Можно использовать карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.
Синим цветом –твердые, зеленым – мягкие.
Твердые и мягкие согласные звуки Б - В
 
  Твердые и мягкие согласные звуки Г - Д
 
  Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З   
  Твердые и мягкие согласные звуки К - Л
 
  Твердые и мягкие согласные звуки М - Н
 
  Твердые и мягкие согласные звуки П - Р
 
  Твердые и мягкие согласные звуки С - Т
 
  Твердые и мягкие согласные звуки Ф - Х
 
  Твердые и мягкие согласные звуки Ц - Ч
 
 Твердые и мягкие согласные звуки Ш - Щ
   


Штриховка узоров
Штриховка поможет ребенку овладеть навыками письма. Дошкольники учатся проводить параллельные, горизонтальные и наклонные линии.
Выполни штриховку в направлении, указанном стрелочкой.  Линии должны находиться на одинаковом расстоянии друг от друга.


Сказка «Три медведя».
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла.
В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и её звали Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
В домике было две комнаты. Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михайлы Ивановича; другой поменьше - Настасьи Петровны, а третий, маленький, с красненькой подушечкой - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась - так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.
Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иваныча; другая средняя - Настасьи Петровны; третья - Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.
Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал в моей чашки?Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал в моей чашки?А Мишутка увидал свою пустую чашку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал?
Михаило Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моём стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.
- Кто ложился на мою постель и смял её? - заревел Михаило Иваныч страшным голосом.
- Кто ложился на мою постель и смял её? - зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
- Кто ложился на мою постель?
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
- Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел ее укусить.
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, девочка выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Итоговое занятие. «Три поросенка» С. Михалкова
Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка);
Для звездочета я загадка,И начинаюсь я на "М",Но только я не шоколадка,Хотя я тоже нравлюсь всем.(Марс)
Звуковой анализ слова "Марс". Один ребенок работает у доски, остальные - за столами.
Составление модели слова; проверка.
"Назови пару"
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.
"Буки - Буки - Закорюки"
- Изобразите буквы "Г", "Л", "Ф", "К", "Ч", "Я", "Р", "Х" с помощью рук, ног, туловища.Игра «Соберём урожай»
Цель:
интонировать в словах первые звуки и определять на слух, какой он, твёрдый или мягкий согласный, называя их «большой братец» и «маленький братец»
Ход игры:
- В саду созрел урожай плодов. Необходимо их собрать в 2 корзины: в большую слова - названия плодов «большого братца», а в маленькую - слова «маленького братца». Выделите в словах – названиях плодов первые звуки и можно начинать сбор урожая.
Дети проговаривая слова, интонируют первый звук слова и определяют, какой он "братец" и кладут плод в корзины: в большую с "большим братцем" (груша, томат, морковь, лук) и в маленькую корзину с "маленьким братцем" (редис, вишня, персик, репа) .Рисование. Лепка. Аппликация
Лепка животных
Польза лепки Известно, что во время лепки развивается правое полушарие, которое отвечает за творческое мышление. Однако главное, что дает лепка – развитие мелкой моторики. Не важно, что лепит ребенок, главное, что он это делает своими ручками. Даже, если пока у малыша получаются только валики и шарики – это все равно полезно. От развития мелкой моторики зависит развитие внимания, логического мышления, координации и воображения. Раньше я не обращала внимания на моторику и даже толком не понимала, для чего она. Только со временем, когда дочка долго не хотела разговаривать, я поняла, что именно речь во многом зависит от развития мелкой моторики.
Зайчик.     Лепим комбинированным способом. Сначала пластилин делим на 2 части. С одной лепим туловище и голову. Из второго куска формируем уши, лапы. В основе лепки туловища - овал. Пальцами намечаем, передавливаем и вытягиваем часть Пластилина для головы (рис. 1). Другую часть делим на 2 пропорциональные части и создаём столбики. Это будут уши. Дальше столбики слегка сжимаем, а края загибаем так, чтобы получить углубление (рис. 2)
    Третью часть делим на 2 пропорциональные части, а потом каждую из них ещё на 2 части. Это будут лапки. Глину раскатываем прямыми движениями рук и создаём столбики одинаковой длины и толщины. Лепим хвостик, в основе его - шар. Со следующего куска глины лепим морковь - в основе лепки конусообразная форма. Все части плотно прижимаем (рис. 3). Стекой выделяем мелкие детали: глаза, усы, нос и др. Зайчика можно лепить с детьми средней группы.

Рыбка.
    Лепим из целого куска пластилина. В основе лепки овальная форма, которую мы получаем, раскатывая пластилин прямыми движениями рук. Намечаем и пальцами приплюскиваем хвост рыбки (рис. 1). Вытягивая и заостряем переднюю часть головы. Приёмом вытягивания и защипывания пластилина делаем плавники (рис. 2). Стекой выделяем ротик, плавники, глаза и др. (рис. 3). Рыбку можно лепить со средней группой.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Скучный лес»
Цель: познакомить детей с несколькими приемами лепки животных, воспитывать у детей интерес к животным, развивать любознательность, уметь передавать характерные признаки животных, учить контролировать свои действия при лепке.
Материал: макет изготовленного леса из пластилина, коробка с пластилином, стеки, дощечки, салфетки, картинки с изображением животных, фотоаппарат.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на макет леса.

При рассматривании приходят к выводу, что в лесу только деревья и полянки. Воспитатель:
- Вам не кажется, что лес какой-то пустой и скучный. Чего в нем не хватает?
Дети: - Зверей и птиц.
Воспитатель: - Предлагаю лес оживить. Как нам это сделать?
Дети: сделать из пластилина животных и птиц.
Воспитатель показывает коробку с пластилином.  
- Коробка откроется тогда, когда вы отгадаете все загадки про зверей, которые будут жить в нашем лесу.
1. Лесной портной
Не шьет сорочек,
На иглах он несет грибочек.(Еж)
 2. Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех боится. (Заяц)
 3. Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
То мороза пряча нос. (Медведь)
Воспитатель:
- Молодцы дети, все загадки отгадали. Коробка с пластилином открылась. А еще какие животные живут в лесу. (Дети перечисляют животных.)
Физминутка «Изобрази животное».
Воспитатель показывает волшебный фотоаппарат и предлагает детям изобразить животных. Фотографирует детей . Затем воспитатель раздает детям фотографии с разными лесными животными, которых изображали дети.
Воспитатель:
- Дети, рассаживайтесь за столы. Начнем лепить обитателей для нашего леса.
Воспитатель напоминает способы лепки и то, что необходимо при лепке зверей соблюдать пропорции тела. Наблюдая за работой детей, воспитатель помогает детям добиться выразительности передачи образа животных.


В конце занятия дети рассматривают животных и размещают рядом с норками, пнями и деревьями.
Воспитатель: - Смотрите дети. Лес на ожил.

В нем теперь есть много животных, а вот ягод и цветов нет.

Давайте продолжим работу на следующем занятии и украсим лес ягодами, цветами и грибами.