Конспект урока по технологии организация рабочего места для выполнения машинных работ
Технологическая карта урока
Учитель: Перелыгина Галина Васильевна
Предмет: Технология
Класс: 5
МАОУ СОШ № 31
Тема урока: Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование и материалы: Учебник, рабочая тетрадь учащихся, технологическая карта урока, тесты для проверки качества знаний, правила по технике безопасности при работе на швейной машине, наглядные пособия (в печатном виде схема заправки верхней и нижней нити швейной машины, намотки нитки на шпульку), швейная машина, нитки, шпульки.
Цели урока: Формирование знания об организации рабочего места для работы на швейной машине, о подготовке машины к работе.
Обучающая: научить учащихся организовывать свое рабочее место при работе на швейной машине, заправлять верхнюю и нижнюю нити швейных машин, наматывать при помощи машины нитку на шпульку. Ознакомить учащихся с правилами по технике безопасности при работе. Сформировать умение применять полученные знания на практике.
Развивающая: развитие творческих способностей детей, интереса к предмету, речи школьников.
Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, аккуратность, культуру труда.
Планируемые результаты обучения
Личностные Предметные Метапредметные
Стремление к совершенствованию своих умений. Осознание своих возможностей. Понимание и формирования понятия о подготовке швейной машины к работе, умения организовывать рабочее место и заправлять верхнюю и нижнюю нити машины, формирование знания о правилах ТБ Регулятивные
Планирование своей работы, , оценка качества усвоения.
Познавательные
Извлечение необходимой информации на уроке.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество.
Ход урока
Этапы урока, цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент; активация уч-ся Приветствует детей, создает комфортную атмосферу. контролирует готовность учащихся к уроку. Приветствуют учителя, контролируют свою готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала Проверяет наличие у учащихся домашнего задания, беседует с учащимися о его выполнении, выявляет трудности, возникшие при выполнении, оценивает качество его выполнения; предлагает тесты для проверки качества усвоения знаний (материал прошлого урока), оценивает тесты, помогает в затруднительных ситуациях. Учащиеся предоставляют учителю свое домашнее задание; отвечают на вопросы теста - закрепляют свои знания об истории создания швейных машин, ее составных частях, назначении, различных видах приводов.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся; Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Учитель задает вопросы учащимся, в ходе беседы Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.Помогает, советует в планировании. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.
4. Актуализация знаний; ознакомление с новым материалом; Выявить уровень знаний и систематизировать их. Учитель знакомит учащихся с правилами организации рабочего места, с правилами по технике безопасности при работе на швейной машине, предлагает записать их в тетрадь. Учащиеся внимательно слушают учителя, задают вопросы, учувствуют в обсуждении, выполняют рекомендации учителя.
5. Первичное усвоение новых знаний; Организовать осмысленное восприятие новой информации Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, демонстрирует наглядно схему заправки верхней и нижней нитей машины. Показывает на своем примере, как выполнить правильно то или иное действие.
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.
6. Первичное закрепление; Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. Предлагает задание: 1. Описать последовательность заправки машины. 2. Выполнить практическую работу" Заправка верхней и нижней нитей машины"по группам.
Учитель контролирует, исправляет, помогает.Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует. Осуществляют учебные действия по намеченному плану, выполняют практическую работу по группамОбсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.Объясняют, анализируют, формулируют.
7. Контроль усвоения знаний; Определить типичные ошибки, способы их устранения. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Побуждает учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять качество своей работы. Осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и исправляют ошибки.
8. Выдача домашнего задания; Организовать обсуждение и запись домашнего задания Предлагает несколько вариантов домашнего задания, дает инструкции по их выполнению. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
9. Рефлексия деятельности; Организовать самооценку, подвести итог урока. Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Осуществляют самооценку , соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
1. Организационный момент. Здравствуйте, девочки. Я рада приветствовать вас на уроке технологии. Проверти, пожалуйста, вашу готовность к уроку, все ли вы приготовили и разложили на свои места. Я надеюсь, что наша деятельность на уроке будет продуктивной, а задания будут вам интересны.
2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала. Я предлагаю начать наше занятие с проверки домашнего задания. Я предлагала вам несколько вариантов домашнего задания. Расскажите, пожалуйста, какой вариант выбрали вы? Я готова выслушать каждую из вас. Какие трудности возникли у вас при выполнении того или иного задания? Насколько интересной показалась вам эта работа? Я бы хотела оценить вашу работу.
На прошлом занятии мы с вами начали изучать новый раздел "Машиноведение". Мы познакомились с бытовой швейной машиной, ее составными частями, с различными приводами швейных машин. Мы посмотрели презентацию, узнали много фактов из истории швейных машин. Я бы хотела проверить, как вы усвоили эту информацию. Для этого я подготовила специально для вас вопросы по пройденной теме. Это небольшое тестирование покажет, насколько хорошо вы усвоили предыдущую тему, поможет закрепить ваши знания по предмету. (Приложение 1)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Мы изучили устройство швейной машины. Как вы думаете, для того, чтобы приступить к работе на ней, что нужно сделать? Попробуйте составить небольшой план своего ответа. Что нужно сделать прежде всего? Сколько действий? И какие именно действия? Попробуйте предположить какова будет цель нашего занятия. Спасибо за ваши ответы, а теперь я вам расскажу обо всем этом подробнее и вы увидите, насколько вы были правы.
4. Актуализация знаний; ознакомление с новым материалом. Для выполнения операций на швейной машине нужно правильно организовать свое рабочее место. Оно состоит из рабочего стола, на нем устанавливается швейная машина и располагаются необходимые инструменты и материалы, приспособления и детали. Стол должен быть хорошо освещен и достаточного размера, чтобы на нем могло разместиться изделие и необходимые инструменты.
Приспособления для шитья нужно располагать так, чтобы в нужную минуту они были под рукой. Справа - коробка с инструментами, перед ученицей - объект работы. На столе должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления для выполнения данной операции. Безопасность труда, качество выполнения, производительность труда - все это зависит от организации рабочего места.
При работе на швейной машине нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. (Приложение 2)
При работе на швейной машине нужно соблюдать правила по технике безопасности. (Приложение 3). Я предлагаю вам записать их в тетрадь.
Надежная работа швейной машины во многом зависит от умения того, кто на ней работает. Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней нитей, регулировки стежка, намотки нити на шпульку.
5. Первичное усвоение новых знаний. Намотка нижней нити на шпульку. Последовательность мы с вами рассмотрим в нашем учебнике и на рисунках 70 и 71. Заправку верхней и нижней нитей рассмотрим на рисунках 72 и 73.
Я покажу вам всю последовательность работы, а вы внимательно следите за моими действиями, запоминайте приемы, задавайте вопросы.
6. Первичное закрепление; Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. Я предлагаю вам выполнить практическую работу и посмотреть, насколько хорошо вы усвоили информацию. я предлагаю вам выполнить задание, разделившись на группы. Когда одна группа будет выполнять практическую работу - другая будет наблюдать, запоминать допущенные ошибки. Затем поменяются местами. Далее мы будем обсуждать проделанную работу. Я буду помогать вам и контролировать процесс выполнения.
7. Контроль усвоения знаний. Давайте с вами обсудим нашу практическую работу. Я буду задавать вопросы каждой группе. Правильно ли выполнили работу? Какие ошибки вы допустили? Почему возникли сложности? Что нужно сделать, чтобы сделать работу правильно? Учитель говорит о допущенных ошибках, а учащиеся делают выводы о качестве своей работы, о том, правильно ли они указали на свои ошибки? На сколько точно выполнили задание учителя?
8. Выдача домашнего задания. Для того, чтобы окончательно закрепить знания, полученные на уроке, предлагаю вам выполнить дома следующее:
1. Выполнить практические задания: намотать нитку на шпульку, заправить верхнюю и нижнюю нити. (если дома есть швейная машина)
2. Сделать небольшую презентацию к следующему уроку (последовательность заправки швейных машин)
3. Выучить правила по технике безопасности, организацию рабочего места, учебник стр. 121-125.
9. Рефлексия деятельности. Мы постепенно подошли к заключительной части нашего урока. Вернемся к началу занятия и проанализируем наш урок. Какова же была цель нашего урока? Выполнили мы цель урока? Со всеми заданиями справились? Какие сложности возникли у нас? Нашли ли мы пути решения проблемных ситуаций? Что нового и интересного узнали на уроке?
Я прошу вас попытаться оценить нашу работу в целом, высказать свое мнение, дать словесную оценку своей деятельности на уроке. Подведем итог нашего занятия и я выставлю вам оценки.