Рабочая программа по внеурочной деятельности — кружок «Моя первая экология».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района «Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Софринская СОШ № 2»
Никонова Н.В.
Приказ от «_» 2015 г. №
Рабочая программа
по внеурочной деятельности -
кружок «Моя первая экология».
2В класс.
Составитель: Маркова В.А., учитель начальных классов
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Актуальность программы.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Новизна программы «Моя первая экология» строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Цель и задачи программы данного курса:
-развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
-формирование представлений о природе как универсальной ценности;
-изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
-развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
-развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему
миру природы;
-развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
-формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Общая характеристика курса
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Место курса в учебном плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 учебных часа в год.
Содержание курса
Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на:
-развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
-формирование представлений о природе как универсальной ценности;
-изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
-развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
-развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
-развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
-формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Программа курса «Моя первая экология» состоит из 5 разделов:
Раздел 1. «Первые шаги по тропинке открытий» (5 часов).
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,справочники, карта местности и др.
Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Раздел 2. «Геометрия живой природы» (5 часов).
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия
в строении различных органов животных и растений.
Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ
достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве.
Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.Раздел 3. «Природа в наших ощущениях» (5 часов).
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов.
Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба.
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия сиспользованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте
познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.Раздел 4. «Природа и её обитатели» (9 часов).
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Раздел 5. «Лесные ремёсла» (10 часов).
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де-
реву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным
(отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные учебные действия.
У ученика сформируется:
-любознательность и интерес к изучению природы методами искусства и естественных наук;
-интеллектуальные и творческие способности, дающие возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
-ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
-мотивация дальнейшего изучения природы.
Метапредметные учебные действия.
Ученик научится:
-самостоятельно организовывать учебную деятельность, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
-использовать приёмы исследовательской деятельности, доступные для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
-использовать приёмы работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
-корректно вести диалог и участвовать в дискуссии, а также участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные учебные действия.
Ученик научится:
-работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
-использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
-вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
-применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
-выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
-составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя);
-выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;
-соотносить форму и свойства различных природных объектов;
-выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
-применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
-устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды;
-изучать и развивать возможности органов чувств как источника
информации об окружающей среде;
-проводить наблюдения за природными объектами;
-работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
-изготавливать простейшие модели приборов;
-составлять описания объекта изучения;
-выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;
-оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта;
-планировать и выполнять простейшие наблюдения за природнымиобъектами;
-составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
-находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных;
-приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
-различать предметы наиболее известных народных промыслов;
-приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве;
-ухаживать за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
-приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
-элементарным представлениям о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Учебно-тематическое планирование курса
№ № п/пНаименование разделов программы Количество часов Количество контрольных работ
1 Первые шаги по тропинке открытий 5 нет
2 Геометрия живой природы 5 нет
3 Природа в наших ощущениях 5 нет
4 Природа и её обитатели 9 нет
5 Лесные ремёсла 10 Диагностическая работа
Итого: 34 Календарно-тематическое планирование занятий
курса «Моя первая экология» во 2В классе.
2015/2016 учебный год.
№ п/пТема занятия Характеристика деятельности учащихся Кол-во часов Дата проведения
Планируемая Фактическая
1 четверть (9 часов)
Раздел 1. «Первые шаги по тропинке открытий» (5часов).
1 Введение в экологию. Работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений. 1 2 Учимся наблюдать. Работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений. 1 3 Десять заповедей друзей леса. Заучить основные правила поведения в природе. Работа в группах. Конкурс рисунков. 1 4 Экскурсия в природу. Практическое занятие на природе. Вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество) Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни. 1 5 Экскурсия в природу. Записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления; вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество). Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни. 1 Раздел 2. «Геометрия живой природы» (5 часов)
6 Введение в экологию. Выражать свои эмоции и чувства возникающие во время общения с природой с помощью художественного слова, рисунка. 1 7 Лучевая симметрия. Находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов. 1 8 Различаем деревья по кроне. Сопоставлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма. .Соотносить форму и свойства различных природных объектов. 1 9 О кронах, густых и ажурных. Выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений.
Устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды. 1 2 четверть (7 часов)
10 Экскурсия в природу. Записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления; вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество). Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни. 1 Раздел 3. «Природа в наших ощущениях» (5 часов)
11 Тренируем органы чувств. Находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде. 1 12 Что такое гармония? Выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов.
Выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; сообщения. 1 13 Учимся пользоваться приборами. Выявлять и описывать разнообразие определенных природных объектов, явлений. Проводить наблюдения за природными объектами. 1 14 «Микроскоп» из пластикового стаканчика. Соотносить форму и свойства различных природных объектов.
Работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений. 1 15 Экскурсия в природу. Практическое занятие на природе. Вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество) Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни. 1 Раздел 4. «Природа и её обитатели» (9 часов)
16 Учимся планировать наблюдение. Применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов. 1   3 четверть (10 часов)
17 Изучаем условия обитания животных. Работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений. 1 18 Изучаем условия обитания растений. Работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений. 1 19 Всё связано со всем. Планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами. Составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма. 1 20 Всё связано со всем. Планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами. Составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма. 1 21 Изучаем поведение животных и растений. Находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных. 1 22 Чья «столовая»? Использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений. 1 23 Что и кто влияет на живой организм? Планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами. Составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма. 1 24 Экскурсия в природу. Записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления; вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество). Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни. 1 Раздел 5. «Лесные ремёсла» (10 часов)
25 Традиционные народные промыслы, связанные с лесом. Приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла. 1 26 Лесные мотивы. Составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
1 4 четверть (8 часов)
27 Антропоморфизм в народном творчестве. Приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народных промыслов. 1 28 Лесная палитра. Различать предметы наиболее известных народных промыслов. Конкурс поделок. 1 29 Лес – кормилец и врачеватель. Работа в группах. Работа с картинками. 1 30 Лес – кормилец и врачеватель. Работа в парах. Инсценировка. 1 31 Экскурсия. По родным местам. Практическое занятие на природе. Вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество) Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни. 1 32 Экскурсия. По родным местам. Записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления; вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество). Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни. 1 33 Экскурсия. По родным местам. Записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления; вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество). Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни. 1 34 Обобщение пройденного за год. Подведение итогов.
1 Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного курса
1. Учебные пособия:
1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004;
2. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/
Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004;
3. Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов.энциклопедия, 1985
4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
5. Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф, 2013 г
2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
3. Печатные пособия:
-Физическая карта
-Карта России
-Муляжи фруктов и овощей
-Коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых
-Гербарии дикорастущих и культурных растений
-Живые объекты (комнатные растения)
-Плакаты «Животные»
-Компас
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье. «Согласовано» Зав. кафедрой начальных классов
Бортникова Е.И.
«» августа2015 г.
«Согласовано» Зам. директора по У BP
Черникова О.И.
« » августа2015 г.