РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По информатике Класс 3. Составлена на основе авторской программы Горячева А.В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»под ред. А.А.Леонтьева – М.: Баласс, 2013).
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «ИНФОРМАТИКА» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе общеобразовательной программы «Школа 2100»,
примерной программы по курсу «Информатика», автора А.В. Горячева, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система Школа 2100»)
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 ч
Цели пропедевтического курса информатики (Горячев А.В.) направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса. В первую очередь, с точки зрения авторов программы, к таким условиям относится развитие мышления учеников. Поэтому в Образовательной системе «Школа 2100» принят следующий набор задач обучения пропедевтическому курсу информатики:
1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
• применение формальной логики при решении задач;
• алгоритмический подход к решению задач;
• системный подход;
• объектно-ориентированный подход.
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решить задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)
Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя:
• проблемно-диалогическую технологию
• здоровье сберегающую технологию.
• игровую технологию.
• технологию оценивания достижений.
Формы:
• Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
• Образовательное путешествие;
• Творческая мастерская;
• Познавательная лаборатория;
• Исследование;
• Презентация;
• Диагностика;
• Проектирование;
• Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
• Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).
Планируемые результаты изучения курса «Информатика в играх и задачах» в 3-м классе
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммун икат ивные УУД • критическое отношение к • освоение способов решения • поиск информации; • подготовка В результате изучения материала учащиеся
информации и проблем творческого • использование средств выступления; должны уметь:
избирательность её характера в жизненных информационных и • аргументирование • находить общее в составных
восприятия; ситуациях; коммуникационных своей точки зрения на частях и действиях у всех
• уважение к информации о • формирование умений технологий для выбор оснований и предметов из одного класса
частной жизни и ставить цель - создание решения критериев при (группы однородных предметов);
информационным творческой работы, коммуникативных, выделении признаков, • называть общие признаки
результатам других людей; планировать достижение познавательных и сравнении и предметов из одного класса
• осмысление мотивов своих этой цели; творческих задач. классификации (группы однородных предметов)
действий при выполнении • оценивание получающегося объектов; и значения признаков у разных
заданий с жизненными творческого продукта. • выслушивание предметов из этого класса;
ситуациями. собеседника и ведение диалога. • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
• изображать графы;
• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
• находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. Учебник, 3 класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч. (ч. 1)
Комплект наглядных пособий. 3 класс. Информатика. В 2-х ч.
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Методические рекомендации для учителя. Информатика в играх и задачах. 3 класс.
Содержание учебного предмета 3 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Учащиеся должны:
• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
2. Группы (классы) объектов (8 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. Учащиеся должны:
• описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
• именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; ° записывать значения признаков в виде таблицы;
• описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
3. Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Учащиеся должны:
• изображать графы;
• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
• находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4. Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности . Аналогичные закономерности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны:
• находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
• находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
• располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
• находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию
Календарно-тематическое планирование по информатике для 3 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ Изучаемый раздел, тема учебного материала Тип урока Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление) Вид контроля Домашнее задание Дата проведения по плану (фактически)
3а 3б 3в
1. Алгоритмы 8ч Раздел 1 1 ТБ.
Введение. Алгоритм. УОНМ - анализ условия учебной задачи;
- оценивание работы в соответствии с критериями;
- оценивание работы товарища;
- участие в коллективном обсуждении;
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плаче действий и внесение в него изменений Знать: алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; Понимать: построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем;
Уметь: выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; Выучить правило ТБ, №3,4 2 Схема алгоритма. УОНМ ФО №6, №9(3,4) 3 Ветвление в алгоритме. УОНМ СР, ФО №12 4 Цикл в алгоритме. УОНМ ФО №18 5 Алгоритмы с ветвлениями и циклами. УЗИ СР №22 6 Подготовка к контрольной работе. УОСЗ ФО №26 7 Контрольная работа №1 «Алгоритмы». УПЗ КР Составить алгоритм со стрелочками 8 Работа над ошибками. Решение трудных задач. УКЗ самоконтроль 2. Группы (классы) объектов 8ч. К главе 2 9 Состав и действия объектов. УОНМ - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- участие в коллективном обсуждении; Знать: общие названия и отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов; Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы. ФО №9 10 Группа объектов. Общее название. УОНМ СР, ФО №14,16 11 Общие свойства объектов группы. УОНМ ФО, СР № 20 12 Особенные свойства объектов группы. УОНМ ФО, СР №24 13 Единичное имя объекта. УОНМ ФО, СР №26 14 Отличительные признаки. УОНМ ФО, СР №31 15 Контрольная работа № 2 «Группы объектов». УОПЗ КР № 35,38 16 Работа над ошибками. Решение занимательных задач. УКЗ самоконтроль №39, 42 3. Логические рассуждения 10ч К главе 3 17 Множество. Число элементов множества. УОНМ - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; Знать: понятия множество, подмножество; высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); ФО №2, 8,
7(закрасить) 18 Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. УОНМ ФО, СР №12 19 Пересечение и объединение множеств. УОНМ - установление- причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- анализировать условия учебной задачи;
- умение оценивать работу в соответствии с критериями;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; графы и их табличное описание; пути в графах; деревья; Уметь: определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств); отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять истинность составных высказываний; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений. ФО, СР №16, 17 20 Истинность высказывания. Отршда-ние. Истинность высказываний со словом «Не». УОНМ ФО, СР №22 21 Истинность высказываний со словами «И», «Или». УОНМ ФО, СР №26 22 Граф. Вершины и ребра. УОНМ ФО, СР №29 23 Граф с направленными ребрами. УОНМ ФО, СР №34, 35 24 Построение графов., решение трудных задач. УОСЗ СР №38,39 25 Подготовка к контрольной работе УПЗУ КР №43,44 26 Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».. УКЗ самоконтроль № 47 4. Применение моделей (схем) для решения задач 8ч. К главе 4. 27 Аналогия. УОНМ - анализ условия учебной задачи;
- оценивание работы в соответствии с критериями;
- оценивание работы товарища;
- участие в коллективном обсуждении;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения Знать: понятие аналогии; понятие закономерности; аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией. Уметь: находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию ФО, СР №1,2 28 Закономерность. УОНМ ФО, СР №7, 8, 13, 15 29 Аналогичная закономерность. УПЗУ ФО, СР №20, 21 (22), 23 30*' Решение задач на тему «Такое же или похожее правило». УПЗУ ФО, СР №26, 28 31 Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». УКЗ КР №30, 33 32 Работа над ошибками. Выигрышная стратегия. КУ самоконтроль №36, 45 33 Нахождение выигрышной стратегии. УПЗУ ИЗ 34 Обобщающий урок за курс 3 класса. УОСЗ