Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку». 10-11 класс
Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку».
10-11 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа
Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Тематическое планирование 10 класс
Раздел
программы
Тема
34 часа
Дата
1. Введение
1.Русский язык в современном мире.
1
2. Текстоведение.
Подготовка к заданиям уровней А и В.
2Особенности стилей языка
1
3.Стиль как функциональная единица языка.
1
3.Назначение стиля.
4.Языковые особенности стиля.
1
5.Практимум по определению стиля.
1
6.Практикум по определению стиля.
1
7.Типы речи.
1
8.Тренинг. Выполнение заданий А 28-30.
1
Выразительные средства языка.
9.Выразительные средства языка. Тропы. Фигуры. Лексика.
1
10.Виды тропов. Алгоритм выполнения задания В 9.
2
11.Тренинг. Виды тропов. Их определение.
1
12. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задание В8)
1
13.Фигуры. Их виды.
2
14Выразительные средства лексики.
2
15.Практикум. Выполнение задания В8
1
16.Знакомство с демоверсией 2012года, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ
1
17. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. (Задания А7 А8, А30)
1
18. Текст. Стили и типы речи. (Задание А29)
1
Создание сочинения. Подготовка к выполнению раздела С.
19.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.
1
20. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).
1
21. Выявление и формулировка авторской позиции.
1
22. Способы аргументации собственного мнения.
1
23. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
1
24.Практикум по написанию сочинения.
1
25.Практикум по написанию сочинения.
1
26. Анализ речевых и грамматических ошибок.
1
4.Словообразование.
27.Морфемный и словообразовательный анализ слов.
1
28. Практикум. Способы образования слов.
29. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
5. Комплексная подготовка к ЕГЭ.
30-32. Тренинг в формате ЕГЭ.
3
6.
33-34.Индивидуальная коррекция ошибок.
2
Список рекомендуемой литературы.
1. ЕГЭ-2012. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008.
2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пояснительная записка.
Элективный курс по русскому языку в 11 классе направлен на формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Самой показательной для выявления уровня сформированности языковой и коммуникативной компетенции учащихся является часть С. Как показал анализ результатов, наиболее трудно выполнимым является языковой анализ исходного текста: учащиеся не всегда могут определить стилевую принадлежность исходного текста, не понимают зависимости стиля от цели высказывания. Затруднения выпускников возникают при определении проблем текста. Учащиеся не всегда понимают коммуникативную задачу, стоящую перед ними, и комментарий исходного текста заменяют пересказом. Вызывает затруднение аргументация собственного утверждения.
Также учащиеся затрудняются в определении средств художественной выразительности.
Данный элективный курс направлен на формирование аналитических умений учащихся, развития разнообразных речевых умений:
- ставить перед собой коммуникативные задачи
- определять цель высказывания
- искать способы аргументации собственных мыслей
- определять средства художественной выразительности
- их роль в тексте
- повышать культуру речи.
Данный курс носит текстоориентированную практическую направленность.
Тематическое планирование 11класс.
Раздел программы
Тема.
1. Текстоведение.
1.Стиль как функциональная разновидность русского языка.
1.
2.Текст. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
1
3.Практикум. Определение средств связи предложений в тексте.
1
4.Практикум. Стилевая принадлежность текста.
1.
5.Типы речи. Их отличительные признаки.
1.
2. Языковые
нормы.
6.Нормы литературного языка.
1
7.Орфоэпические нормы.
1
8.Морфологические нормы.
1
9.Синтаксические нормы.
1
10.Нормы управления и согласования.
1
11.Лексические нормы. Лексическое значение слова.
1
Выразительные
средства языка.
12.Практикум. Роль фразеологизмов в речи. Их видение.
1
13. Тренинг. Определение видов тропов.
1
14..Синтаксические фигуры.
1
15. Тренинг. Выполнение задания В 8.
1
2 полугодие.
Технология написания сочинения.
16. Критерии оценки и проверки сочинения. Требования к сочинению.
1
17. Выявление и Формулировка проблемы исходного текста.
1
18.Способы формулирования проблемы текста.
1
19. Комментарий сформулированной проблемы.
1
20. Типы комментария.
1
1
22. Соотношение проблемы текста и авторской позиции. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
1
23. Аргументированное выражение собственного мнения.
1
24. Средства связи между предложениями.
1
Контроль ЗУН.
25- Промежуточная аттестация в формате ЕГЭ.
26-
27.
3
Предупреждение и исправление ошибок.
28. Речевая связность и последовательность изложения, т.е. речевое оформление.
1
29.Грамматические ошибки, их исправление и предупреждение.
1
30.Этические ошибки. Их предупреждение.
1
Анализ текста.
31. Комплексный анализ текста.
1
32.Комплексный анализ текста.
1
33.Комплексный анализ текста.
34 Комплексный анализ текста.
13 PAGE 14115
Заголовок 2Заголовок 415