Рабочая программа элективного курса Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рабочая программа
элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
для учащихся 10 класса
Составитель Борзова Татьяна Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
Пояснительная записка
Единый государственный экзамен по русскому языку - один из двух обязательных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, поэтому подготовка к ЕГЭ станет первым успешным шагом в большую жизнь, поможет учащимся поступить в учреждения высшего и среднего образования.
Главная особенность Единого государственного экзамена состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит выполнить ряд заданий по всем основным разделам школьного курса.
Экзамен в формате ЕГЭ показал следующее:
ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных баллах на экзамене (у ребят нет возможности пересдать ЕГЭ), а следовательно способствует ответственной подготовке учащихся по предметам; вследствие чего повышается качество знаний;
Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют знания о языке как о системе (знания по лексике, морфологии, синтаксису); речеведческие знания (о тексте, основной мысли, средствах связи в нем; о типах речи: повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном; об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.); Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил); орфографическую и пунктуационную грамотность; владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение).
Малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах, не позволяет систематизировать знания, получение по русскому языку за курс основной школы. Этот недостаток позволяет компенсировать элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку», рассчитанный на учебный год. У ребят появляется возможность посещать дополнительные занятия, что позволяет учителю готовить учащихся на более высоком уровне сложности.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в тестовой работе, подготавливает к написанию сочинения-рассуждения, знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. По результатам предыдущих экзаменов, наибольшее затруднение вызывает написание сочинения, определение выразительных средств, дифференциация грамматических (особенно синтаксических) ошибок, большое количество ошибок допускается в заполнении бланков.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает условия, поэтому подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
Место элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» в образовательном процессе
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс, который призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволят выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательного уровня.
Так как в старших классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится 1 час, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторялись на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания, способствуют успешной сдаче ЕГЭ.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по-прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа.
Цели и задачи элективного курса по русском языку:
-совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе;
-помощь выпускникам в преодолении психологических трудностей, связанных с формой экзамена;
-знакомство с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку;
-формирование умения правильно оформлять бланк регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене;
-помощь старшеклассникам в подготовке к ЕГЭ на основе повторения, углубления и систематизации полученных знаний по русскому языку за курс средней школы;
-предоставление возможности объективно оценить свои знания по предмету, опробовав разработанные КИМы и оценив их структуру и содержание.
-углубленное изучение отдельных тем курса.
Результаты изучения элективного курса по русскому языку:
Структура и содержание программы предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса старшеклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовой и творческой частей работы. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят качество знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзамена.
Требования к уровню подготовки учащихся
Предлагаемый элективный курс по русскому языку помогает обеспечить эффективную подготовку обучающихся 10-11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Главная задача курса - формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций:
-языковой (умение определять правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),
-лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их, дифференцировать виды нарушения орфоэпических, лексических и грамматических норм и исправлять их, определять средства выразительности в тексте),
-коммуникативной (способность понимать высказывание).
Содержание элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» для учащихся старших классов.
Введение. Особенности ЕГЭ по русскому языку.
Изучение правил сдачи ЕГЭ и типология заданий. Кодификатор элементов содержания. Спецификация КИМов ЕГЭ по русскому языку. Правила заполнения бланков ЕГЭ по русскому языку. Информационные ресурсы.
Теоретические и практические аспекты основного содержания курса.
Типология заданий. Орфоэпический минимум.
Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Паронимы. Лексико-фразеологический анализ.
Грамматические нормы. Склонение числительных. Образование форм степеней сравнения прилагательных. Особенности формы повелительного наклонения некоторых глаголов. Образование форм местоимений и деепричастий. Формы существительных множественного числа.
Синтаксические нормы. Построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Употребление имен собственных в предложении. Трудные случаи управления и построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений и предложений с косвенной речью.
Морфемика. Словообразование. Основные словообразовательные суффиксы разных частей речи.
Морфология. Система частей речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи и способы их разграничения. Трудные случаи разграничения производных частей речи.
Орфография. Принципы русской орфографии. Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Правописание безударных личных окончаний и суффиксов глаголов. Суффиксы причастий и деепричастий и правила их правописания. Основные правила написания Н и НН в словах различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Слитное и раздельное, дефисное написание слов различных частей речи.
Синтаксис и пунктуация Простое осложненное предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении при сочетании союзов.
Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений в тексте. Типы текстов и их особенности. Языковые приемы связи предложений. Понятие «ключевого» слова.
Анализ средств выразительности. Основные группы выразительных средств русского языка (тропы, приемы, лексические и синтаксические средства выразительности).
Тематическое планирование
№ Раздел Кол-во
часов
1. Введение. Особенности ЕГЭ по русскому языку. 2
2. Типология заданий. Орфоэпический минимум. 1
3. Лексические нормы. 1
5. Грамматические нормы. 1
6. Синтаксические нормы. 2
7. Морфемика. Словообразование. 1
8 Морфология 1
9. Орфография. 10
10. Синтаксис и пунктуация 6
11. Работа с текстом. 2
12. Анализ средств выразительности. 4
13. Тестовый практикум 3
Календарно-тематическое планирование
№ план.
дата факт.
дата Раздел.
Тема занятия. Тип занятия Примечание
Введение.
Особенности ЕГЭ по русскому языку(2ч.)
1. Изучение правил сдачи ЕГЭ и типология заданий экзамена по русскому языку. Кодификатор элементов содержания. вводное 2. Спецификация КИМов ЕГЭ по русскому языку. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Информационные ресурсы. инструктивное Теоретические и практические аспекты основного содержания курса.(7ч)
3. Типология заданий.
Орфоэпический минимум (задание 4) лекция с элементами тренинга 4. Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Паронимы (задание 5). Лексико-фразеологический анализ (задания 3, 22). тренинг 5. Грамматические нормы. Склонение числительных. Образование форм степеней сравнения прилагательных. Особенности формы повелительного наклонения некоторых глаголов. Образование форм местоимений и деепричастий. Формы существительных множественного числа (задание 6). тренинг 6. Синтаксические нормы. Построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Трудные случаи управления и построение предложений с однородными членами (задание 7). тренинг 7. Синтаксические нормы. Употребление имен собственных в предложении. Построение сложноподчиненных предложений и предложений с косвенной речью (задание 7) тренинг 8. Морфемика. Словообразование. Основные словообразовательные и формообразующие суффиксы разных частей речи (задание 10) тренинг 9. Морфология. Система частей. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Служебные части речи и способы их разграничения. Трудные случаи разграничения служебных частей речи (задание13) лекция с элементами тренинга Орфография (10ч.)
10. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки (задание8-14) лекция с элементами беседы 11. Безударные гласные в корне слова. Корни с чередованием гласных (задание 8) тренинг 12. Правописание приставок. Буквы Ы/И после приставок на согласную (задание 9) тренинг 13. Правописание безударных личных окончаний и суффиксов глаголов. Суффиксы причастий и деепричастий и правила их правописания (задание 11) тренинг 14. Основные правила написания Н и НН в словах различных частей речи
(задание 14) тренинг 15. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи (задание 12) тренинг 16. Правописание производных наречий, предлогов и союзов, их отличие от слов самостоятельных частей речи с предлогом (задание 13) тренинг 17. Дефисное написание местоимений, наречий и некоторых частиц (задание 13) тренинг 18. Диагностическая работа по материалу заданий 3-14 контроль 19. Анализ диагностических работ. консультация Синтаксис и пунктуация(6ч.)
20. Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм (задания 17-19) лекция с элементами беседы 21. Простое осложненное предложение (задания 15-17) тренинг 22. Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (задание 15). тренинг 23. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Пунктуация при сочетании союзов (задания 18, 19) тренинг 24. Диагностическая работа по материалу заданий 3-19 контроль 25. Анализ диагностических работ. консультация Работа с текстом (2ч.)
26. Установление причинно-следственных отношений в тексте (задание 1). Языковые приемы связи предложений (задание 2). тренинг 27. Типы текстов и их особенности (задание20,21). Понятие «ключевого» слова. тренинг Анализ средств выразительности (4ч.)
28. Основные группы выразительных средств русского языка. Тропы (задание 24). лекция с элементами тренинга 29. Основные группы выразительных средств русского языка. Приемы (задание 24). лекция с элементами тренинга 30. Основные группы выразительных средств русского языка. Лексические и синтаксические средства выразительности (задание 24) лекция с элементами тренинга 31 Определение выразительных средств русского языка в тексте рецензии
задания 24. практикум Тестовый практикум(3ч.)
32. Диагностическая работа по материалу заданий 1-24. практикум 33. Выполнение заданий КИМов.
контроль 34. Анализ диагностических работ.
консультация Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Список литературы
Основная и дополнительная литература для учителя:
Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева, Т.Г.Холявина. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, 10-11 классы. М.: Вако, 2012
Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. (базовый уровень)- М. Просвещение, 2007
Золотарёва И.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов. М.: ВАКО, 2009
Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 10-11 кл.. М.: Интеллект-Центр, 2007.
Г.Х. Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Валеология в развитии речемыслительной деятельности учащихся
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку.
Баронова, М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М.: Экзамен, 2010
Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. ЕГЭ. Практикум 2(В). М.: Экзамен, 2010
И.П.Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: Национальное образование, 2013
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, Феникс, 2008г.
П.Цыбулько. ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: Веко 2013г.
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2011. Ростов-на Дону: Легион, 2012г.
Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: Экзамен, 2013
Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: Тригон, 2009
С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: Вентана Граф, 2007
Учебное пособие для учащихся
И.П.Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: Национальное образование, 2013.
Электронные образовательные ресурсы по русскому языку
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.ru
Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http://www.philolog.ru/dahl/
Имена.org - популярно об именах и фамилиях
http://www.imena.org
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка
http://www.gimn13.tl.ru/rus/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http://ruslit.ioso.ru
Крылатые слова и выражения
http://slova.ndo.ru
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://www.mapryal.org
Мир слова русского
http://www.rusword.org
Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система
http://www.ruscorpora.ru
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://yamal.org/ook/
Основные правила грамматики русского языка
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы
http://gramota.ru/book/ritorika/
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://www.ropryal.ru
Рукописные памятники Древней Руси
http://www.lrc-lib.ru
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН
http://rusgram.narod.ru