Рабочая программа элективного курса Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Утверждаю
Директор школы:
__________________
Климова Г.А.
« ___»___________2014 г.


Рабочая программа
факультативного курса по русскому языку
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
в 10-11 классе
МКОУ Чернышевской средней общеобразовательной школе
Кадыйского муниципального района Костромской области
на 2014-2015 учебный год




Составитель: Молькова Е.В.,
учитель русского языка и литературы.



2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативный курс по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 68 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, поскольку факультативный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса:
гуманитарное развитие учащихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение учащимися свободной письменной речью;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.

Программа элективного курса рассчитана на два года:
10-й класс – 34 часа в неделю, 11 класс – 34 часа в неделю; всего 68 часов.


Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
основные особенности функциональных стилей;
уметь:
оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.


Содержание программы


Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучения факультативного курса «Готовимся к ЕГЭпо русскому языку»


п/п
Тематика курса
кол-во часов
теорети
ческая часть
практи
ческая
часть


10 класс




1
Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

2
1
1

2
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1
0,5
0,5

3
Орфоэпические нормы русского языка

1

1

4
Словообразовательные нормы

2

2

5
Лексические нормы

3

3

6
Морфологические нормы и орфография

10

10

7
Синтаксические нормы и пунктуация

15

15


Всего в 10 кл.
34
1,5
1,5


11 класс




1
Повторение трудных тем орфографии и пунктуации
3

3

2
Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка
10

10

3
Исходный текст (проблемы, авторская позиция)
5

5

4
Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения.
10
0,5
9,5

5
Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)
4

4

6
Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ.
Обобщающее повторение
2

2


Всего в 11 кл
34
0,5
33,5


И т о г о
68
2
66











Календарнотематическое планирование
учебного материала факультативного курса
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»




10-11 классы ( 68 час.)




занятия



Тема занятия
количество
часов
форма занятия



10 класс – 34 часа



1

Введение. Нормативные и методические документы
по ГИА. Особенности ЕГЭ по русскому языку

1
лекция

2

Спецификация, кодификатор и демонстрационная
версия экзаменационной работы.

1
практикум

3

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Словари русского языка.

1
лекция
практикум

4

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

2
работа с тестами


5-6

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.

2
практикум


7-8

Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике.
Словообразовательные нормы.

1
Самост. работа


9

Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

2
работа с тестами


10

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

1
практикум


11

Морфологический анализ слов разных частей речи.

1
исслед.
работа


12

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.. Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

1
Самост
.работа


13

Правописание корней и приставок.

1
практикум


14

Правописание корней и приставок. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии

1
практикум


15

Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.

1
исслед.
работа


16

Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н- и –НН-).

1
тренинг


17

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1
работа с тестами


18

Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.

1
Исслед
.работа


19

Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

1
самост.
работа

20-21

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

2
тренинг


22

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1
практикум


23

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.
1
практикум


24

Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)

1
тренинг


25

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчи-ненных предложений.

1
практикум


26

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1
практикум


27

Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»
1
Самост
.работа


28-29

Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)

2
работа с тестами


30

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1
работа с тестами


31

Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

1
практикум


32

Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью

1
работа с тестами


33-34

Итоговая зачетная тестовая работа
(с само- и взаимопроверкой по окончании работы)

2




11 класс- 34 часа




1

Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы)
1
тренинг по заданиям
4,5,6

2

Повторение трудных тем орфографии
1
тренинг
8-14

3

Повторение трудных тем синтаксиса
1
15-19

4

Микротекст (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста.
1
работа с текстом
1-2

5

Основная и дополнительная информация текста.
Информационная обработка текста.
1
исслед.
работа
1-2,20

6

Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).
1
работа с текстом
23

7

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.
1
практикум.
21

8-9

Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
2
практикум
21

10

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)
1
мини-исслед.
24

11

Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония
и др.) Умение находить их в тексте.
1
мини-исслед.
24

12

Стилистические фигуры, их роль в тексте.
1
24

13

Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст»
1
1-2, 20-21, 24

14

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)
1
лекция
практикум

15

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.
1
работа с текстом

16

Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем
лучших экзаменационных работ прошлых лет.
1
практикум
К1

17

Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление.
1
мини-сочин.
К2

18

Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.
1
мини-сочин.
К3

19

Аргументация собственного мнения по проблеме.
Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.
1
мини-сочин.
К4, К11

20-21

Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
2
исслед.работа
К4


22

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы
1
практикум
К5


23

Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.
1
практикум
К6, К12


24-25

Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)
2
сочинение
К1-К12


26

Анализ и редактирование своих работ
1
самост.работа


27-28

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.
2
тренинг


29-32

Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ
4
А, В, С


33

Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ
1
мини-исслед.
К1-К12

34

Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на .. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности.
1
психологич. практикум,
мини-сочинение











Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2014. -287 с.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2010
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.: - М.: ТП Сфера, 2010.
Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен»


Заголовок 1 Заголовок 315