Рабочая программа по информатике для 5 класса по учебнику Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, 2015

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Славкинская средняя школа»
муниципального образования «Николаевский район»
Ульяновской области




Рассмотрено
на заседании ТМГ учителей
_______________________
Протокол заседания №_____

Руководитель МО
___________Ф.И.О.

«___»________________201 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР

В.А. Ташина
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы

___________А.Г. Алмаев


Приказ № ______________

«___»____________201 г.



Рабочая программа

Наименование учебного предмета ___Информатика______________________
Класс__5_
Уровень общего образования: основная школа

Учитель:_____Инжуватова Ольга Степановна
Срок реализации программы 1 год, учебный год___2016-2017
Количество часов по учебному плану: всего ___35__ часов в год;
в неделю___1___ час.
Планирование составлено на основе_ «Программы общеобразовательных
учреждений: «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015».
Учебник: Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2013.


Рабочую программу составил (а) _________________ ________________
подпись расшифровка подписи














пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального/ основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Славкинская СШ» принятой педагогическим советом МБОУ «Славкинская СШ» (Протокол № 9 от 28 августа 2015 года. Приказ № 206-о от 29.08.2015 г. с имениями, принятыми педагогическим советом МБОУ» Славкинская СШ» СШ Протокол № 9 от 29.08.2016 года Приказ № ___206_-о от 31.08.2016г.)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного образования по информатике, авторской программы Босовой Л.Л., федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана..
Рабочая программа курса рассчитана на 34 часа, поскольку на изучение курса в основной школе отводится 1 час в неделю.
Используемый УМК:
Авторская программа Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015».
Босова Л.Л. Информатика : учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Цели программы:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Программа 4 класса прошлого учебного года выполнена полностью. Проведены все контрольные и практические работы. Уровень усвоения материала средний.
Общая характеристика учебного предмета
Учебник и другие элементы УМК по Информатике и ИКТ в 5 классе реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.

Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 5-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год. Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 18;
контрольная работа – 4;
творческая работа – 1.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы организации учебного процесса
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 5 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью );
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок контроля знаний;
обобщающий урок;
комбинированный урок.
Содержание учебного предмета

Информация вокруг нас. (19 ч.)
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру».
Практическая работа № 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».
Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы».
Практическая работа № 4 «Работаем с электронной почтой».
Практическая работа № 5 «Вводим текст».
Практическая работа № 6 «Редактируем текст».
Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа № 8 «Форматируем текст».
Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы».
Практическая работа № 10 «Строим диаграммы».

Контроль знаний и умений.
Контрольная работа № 1 по теме «Информация вокруг нас».

Обработка информации (15 ч.)
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.
Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора».
Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа № 13 «Планируем работу с графическим редактором».
Практическая работа № 14 «Создаем списки».
Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети Интернет».
Практическая работа № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».
Практическая работа № 17 «Создаем анимацию».
Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу».

Контроль знаний и умений.
Контрольная работа № 2 по теме «Обработка информации».

Требования к УРОВНЮ подготовкИ
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Приложение
Средства контроля

Перечень контрольных работ

№ п/п
Тема
Кол-во часов

1
Контрольная работа № 1 по теме «Информация вокруг нас».
1

2
Контрольная работа № 2 по теме «Обработка информации».
1











Перечень практических работ

№ п/п
Тема
Кол-во часов

1
Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру».
1

2
Практическая работа № 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».
1

3
Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы».
1

4
Практическая работа № 4 «Работаем с электронной почтой».
1

5
Практическая работа № 5 «Вводим текст».
1

6
Практическая работа № 6 «Редактируем текст».
1

7
Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста».
1

8
Практическая работа № 8 «Форматируем текст».
1

9
Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы».
1

10
Практическая работа № 10 «Строим диаграммы».
1

11
Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора».
1

12
Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами».
1

13
Практическая работа № 13 «Планируем работу с графическим редактором».
1

14
Практическая работа № 14 «Создаем списки».
1

15
Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети Интернет».
1

16
Практическая работа № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».
1

17
Практическая работа № 17 «Создаем анимацию».
1

18
Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу».
1





Перечень проектных работ

№ п/п
Тема
Кол-во часов

1
Итоговый мини-проект
1


Календарно-тематический план

п/п
Тема урока
Домашнее задание
Дата проведения















План
Факт

Информация вокруг нас (19 часов)


1
Информация вокруг нас. ТБ.




2
Компьютер – универсальная машина.




3
Ввод информации. Пр. №1




4
Управление компьютером. Пр. №2




5
Хранение информации. Пр. №3




6
Передача информации.




7
Электронная почта. Пр. №4




8
Кодирование информации.




9
Метод координат.




10
Текстовая информация.




11
Ввод текста. Пр. №5




12
Редактирование текста.
Пр.№6 «Редактируем текст»




13
Текстовый фрагмент. Пр. №7




14
Форматирование текста. Пр. №8




15
Информация в форме таблиц. Пр. №9




16
Решение логических задач.Пр. №9




17
Наглядные формы представления информации.




18
Диаграммы. Пр. №10




19
Контрольная работа №1 по теме: «Информация вокруг нас».




20
Компьютерная графика. Пр. №11




21
Преобразование графических изображений. Пр. №12




22
Создание графических изображений. Пр. №13




23
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.




24
Списки. Пр. №14




25
Поиск информации. Пр. №15




26
Кодирование информации.




27
Преобразование информации. Пр. №16




28
Преобразование информации.




29
Разработка плана действий.




30
Табличная форма записи плана действий.




31
Создание движущихся изображений. Пр. №17




32
Создание анимации по собственному замыслу. Пр. №17




33
Выполнение итогового мини-проекта. Пр. №18




34
Контрольная работа №2 по теме: «Обработка информации»





29





















































































Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет_________математика__________
Класс_______________________________
Учитель_____________________________

2016-2017 учебный год
№ урока
Тема
Количество часов
Причина корректировки
Способ корректировки



по плану
дано













































































































13PAGE 15


13PAGE 14215








Заголовок 1 Заголовок 215