7 модулей обучения как эффективный способ повышения профессиональной компетентности в рамках программы ГПРО. 
22.10.14
Семинар для аттестуемых учителей: Система повышения профессиональной компетенции в рамках программы ГПРО
Тема выступления: 7 модулей обучения как эффективный способ повышения профессиональной компетентности в рамках программы ГПРО.
Рук ШМК ОГН Васильева О.М.
 
«Образованные, грамотные люди – это основная движущая сила развития человечества в XXI-м веке. Тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту». 
                                                                     Н.А. Назарбаев.
Целью государственной программы развития образования Республики Казахстан (Указ Президента № 1118 от 7 декабря 2010 года) является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала. В связи с этим, одной из самых ответственных задач является подготовка учителя новой формации.
Курсы по проекту Кембриджского университета помогли мне поменять взгляды на обучение. В данный период времени я ознакомилась с большим объемом теоретической литературы, узнала много нового о современных подходах к обучению. Основным материалом по изучению и  освоению «Программы» было «Руководство для учителя» 2012г. Хочу поделиться своими размышлениями об изменениях в моей педагогической деятельности, произошедших  после  данных курсов.
Имея достаточный опыт работы в школе, я долгое  время считала, что моя  педагогическая деятельность результативна и вполне эффективна. Так я думала  буквально до первого дня обучения на данных курсах. Оказывается, я ошибалась! Теперь я точно утвердилась во мнении, что знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективными, а, следовательно, такое обучение было механическим и поверхностным.  Ранее  я неоднократно слышала о курсах, видела фрагменты уроков, которые меня очень заинтриговали, все это явилось мощнейшим стимулом для обучения. Душа, глаза и сердце открыты для нового, неизвестного, интересного. Раньше я применяла на практике элементы многих технологий, читала много литературы по данным технологиям. Заметила, что  то воздействие, которое они оказали на мое мышление не сравнить с тем воздействием, которое оказало на меня прохождение данных  курсов. Курсы  изменили меня изнутри. 
Изучив теорию Шульмана, утвердилась во мнении, что у настоящего учителя должно быть большое сердце, умная голова и твердая рука для оказания помощи. После прохождения первого этапа  данных курсов для себя определила, что приоритетное место на уроке – это место ученика, а  стратегия учителя -  направлять его действия для успешного самостоятельного обучения. Во всем изученном на данных курсах я увиделозерно улучшения качества образования. А чтобы это зернышко дало ростки, необходимо на практике внедрять все ключевые идеи Программы. Изучив модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» кардинально пересмотрела свои взгляды на обучение, передо мной встала задача  изменить свою деятельность в целях ее модернизации. От школы конвейера,  к школе  жизни.  Считаю, что именно современная школа должна стать тем местом, где дети учатся жить.
Самая главная мысль, которую я вынесла из данных курсов - научить детей учиться, а мне постоянно размышлять над своей практикой.  
Реализация  идей семи модулей данной Программы  на практике  помогла мне увидеть  ученика как личность и соответственно развить в нем такие качества, как интеллектуальность, креативность, саморегуляцию,   критичность мышления, талантливость, мобильность и самооценку. В современном обществе все эти качества ученика очень востребованы. При изучении первого этапа курсов «Лицом к лицу» получила весь спектр тех основ преподавания, которые просто необходимы для эффективной работы  в современной школе.
Для того, чтобы понять, как учениками постигается тема, в целях улучшения и реконструкции ее понимания, для улучшения образовательного процесса в класса создала коллаборативную среду,  тем самым задействовала  эффективные подходы в обучении, которые ранее  не использовала. Для этого, одним из условий,  я  определила согласованность содержания в преподавании и процесса планирования серии  последовательных уроков, осмысление собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников. Теперь, согласно теории Джинн Раддок,  принимаю во внимание опыт и мнение ученика, тем самым учитываю его голос. Делала это для  стимулирования познавательной деятельности, которая является средством саморазвития и самореализации личности.
Пройдя практику в школе, я ощутила  разницу  между преподаванием  вчера и сегодня,  заметила,  как сегодня меняется мое мышление, обнаружила, при анализе  и рефлексии практики что мышление меняется и у  моих учащихся. Я стала по-другому смотреть на организацию своей деятельности и деятельности учащихся на уроке.  Хочу отметить, что мое мышление о преподавании в корне изменилось, новые подходы в преподавании помогли  более эффективно  помочь учащимся в добывании знаний и повысить мотивацию к изучаемому предмету.
Если мои изменения после обучения положить на чашу весов, то  положение состояния весов   «До практики» и «После»  на данный момент  перевешивает. Чаша моих  весов наклонилась и стала намного весомее  в сторону «После Практики».  Если остановиться на содержании каждого из модулей, то выделила для себя следующее.
Первое изменение, которое во мне произошло это отказ от стереотипов мышления, в этом мне помогло изучение модуля «Новые подходы в  преподавании и обучении». Данный модуль помог мне  успешно активизировать детей на учебную деятельность.  Тренинги  по созданию коллаборативной среды очень полюбились детям, помогли им раскрепоститься и почувствовать себя свободней. Все это во взаимосвязи с модулем Программы «Обучение в соответствии с возрастными особенностями» способствовало каждому проявить свою индивидуальность. 
Кардинально  изменилось мое видение урока,  а, следовательно, и подготовка к нему стала еще более тщательнее,   глубже и продуманнее. Подготовка к уроку увеличилась по времени. Зато  мое «время говорения» на уроке уменьшилось.
По-другому посмотрела на групповую работу,  которая  позволила  ученикам сблизиться, научила терпимее относиться друг к другу,  вырабатывает умение слышать и слушать собеседника, для того, чтобы прийти к единому мнению. Пока мы еще только учимся  работать в группе, защищать групповую работу, но зерно данного вида деятельности я уже заложила в своих учениках. Для того, чтобы оно проросло,  создам условия в виде системного внедрения семи модулей Программы в практику.
Если раньше я не отводила внимания  созданию диалога на уроке, то теперь стараюсь планировать урок так, чтобы дать ученикам возможность вступить в диалог. Ведь диалог является основной формой общения, и по словам Мерсера и Литлтона (2007) занимает центральное место на уроке. Диалог помог мне узнать, насколько мои ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе  обучения. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик» теперь будет не гостем, а частым видом деятельности на моих уроках. 
Данный модуль Программы помог мне  вовлечь в учебный процесс всех учащихся. Слабомотивированные активизировались в тренингах, в работе в паре, в группах  дети стали  более раскрепощенными и сплоченными, при помощи диалогового обучения начали активно обсуждать идеи друг с другом,  находить общее решение проблемы при саморегулируемом обучении.
Внедрение данного модуля помогло мне  реализовать изменения в практике и запустить механизм, который формирует у учащихся способность учиться. Составляющие этого механизма для меня это  Понимание, Применение, Рефлексия.
Следующий стереотип, который исчез по ходу обучения на курсах  после изучения модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» это убеждение того, что   «все дети делятся на способных и неспособных». Раньше моими основными помощниками на уроке были  сильные  ученики, а те, у которых была слабая мотивация к обучению, попросту являлись пассивными слушателями. Работу данной категории учащихся теперь строю на
•тесном сотрудничестве со слабо мотивированными учениками, 
•на защите постеров, 
•на саморегуляции в обучении.
 Данные задания помогли   мне создать условия для  развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Теперь, после изучения и внедрения модуля «Обучение талантливых и одаренных  учеников», я уверена в том, что каждый ребенок уникален по-своему, нужно только, как говорил Сухомлинский «Умело затронуть их струны, чтобы они красиво зазвучали».
Изучив модуль «Развитие критического мышления», я поняла, для того, чтобы ученик смог научиться говорить, грамотно излагать свои мысли, научился анализировать, аргументировать свои ответы, приводить доказательства, надо планировать вопросы «высокого порядка». Эти вопросы  привели к пробуждению всех мыслительных процессов  ребенка. Ранее на практике я не придавала внимания постановке вопросов. Теперь я выделяю лишь приоритетные из них, активизирующие мысль.
Внедряя основные идеи Программы заметила, что уроки стали отличаться большой плотностью и высоким темпом работы.
Всё, что я запланировала – получилось. Несмотря на слабое владение  учащимися инструментарием оценивания, дети уже делают свои первые шаги в области оценивания. Стимулирующую роль играла  самооценка. Нередко она была  завышена. Изменить ситуацию помогла кропотливая работа по разработке критериев и дескрипторов. В дальнейшей практике изменю подход к критериальному оцениванию. Обязательно буду  знакомить с критериями оценки до начала выполнения заданий, или до начала урока, разместив их в стендовом режиме. Оценивание для обучения и оценивание обучения это и есть тот подход, при котором я  уже не просто технически выставляю оценку, а могу объективно и доказательно для ученика оценить его работу.
Уроки нового формата  зажгли глаза детей, повысили их интерес к предмету. Дети, по результатам собеседования с родителями, с большим желанием идут в школу. Они уверенны, что на уроках поймут их точку зрения и поддержат. Я увидела, что внедрение новых подходов в обучении положительно влияет на учебную и эмоциональную сферу детей. Обратная связь и рефлексия с коллегами дали положительные отзывы. 
Анализируя свое обучение на поставила перед собой следующие  задачи
Мои перспективы
•Внедрять в практику и пропагандировать  идеи 7 модулей
•Стать лидером по внедрению и использованию семи модулей программы
•Совершенствовать уроки нового формата
•Повышать уровень самообразования
•Развивать в себе лидерские качества
•Работать по принципу «Важен не объем знаний, а умение ими управлять»
•Постоянно рефлексировать по проделанной работе, совершенствовать методы, приёмы и формы обучения
•Постоянно стремиться к самосоврешенствованию•Систематически проводить мониторинговую деятельность по результатам внедрений идей Программы