Развитие критического мышления как средство повышения качества знаний обучающихся на уроках русского языка и литературы
как средство повышения качества знаний обучающихся на уроках русского языка и литературы Традиционный и инновационный подход к обучению. Традиционная модель (когнитивная- знания, умения, навыки) Инновационная модель (личностно-развивающаяся) Задача и миссия учителя- передать знания и опыт предшествующих поколенийНеотъемлемое свойство- доминирующая репродуктивная деятельность обучаемыхЭкстенсивный характер образовательного процессаДлительность обученияНацеленность на результатРезультат образования оценивается количественными показателямиМодель более ориентирована на процесс, чем на результат Задача учителя - научить получать знанияКреативная деятельность обучаемыхИнтенсивный характер образовательного процессаНацеленность на непрерывное образование в течение всей жизниРезультат образования оценивается качественными показателями (компетенции)Модель более ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого Составляющие критического мышления КМ есть мышление самостоятельное Информация является отправным пунктом КМ КМ начинается с уяснения проблем КМ стремится к убедительной аргументации КМ есть мышление социальное Критическое мышление это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. вспомним Исходные научные идеи: способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. вспомним Фазы образовательной технологии Первая стадия – вызовВторая стадия – осмысление (реализация смысла)Третья стадия – рефлексия Технологические этапы I фазаВызовактуализация имеющихся знанийпробуждение интереса к получению новой информациипостановка собственных целей обучения II фазаОсмысление содержанияполучениеновой информациикорректировка поставленных целей обучения III фазаРефлексияразмышление, рождение нового знанияпостановка новых целей обучения Уровни познавательного интереса Октябрь 2010 г. Октябрь 2012 г. Октябрь 2014г. высокий 16,8% 32% 52% средний 44,6% 48% 30% низкий 38,6% 20% 18% Динамика развития познавательного интереса у учащихся 8-10 классов Диагностика техники чтения. Динамика качества знаний по русскому языку 9 класс 2015год 8 класс 2013 год Удачи вам, уважаемые коллеги!!!