Доклад: Развитие критического мышления на уроках информатики как средство повышения качества образования
Развитие критического мышления на уроках информатики
как средство повышения качества образования
«Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям»
Технология формирования критического мышления – система деятельности, которая базируется на исследовании проблем и ситуаций на основе самостоятельного выбора, оценки и определения меры полезности информации относительно личных потребностей и целей.
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
Компетентность: вооружение знаниями и умениями их найти, отсеять от ненужной информации, перевести их в опыт личной деятельности.
Мобильность знаний: понимание, каким образом можно добыть эти знания, какие методы применить.
Стадии процесса критического мышления должны быть систематизированы, чтобы учащиеся смогли понять и последовательно, применять данную процедуру, должны, быть очевидными, чтобы, ученик мог определить, на каком этапе своей мыслительной деятельности он находится. Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном обучении. Структура урока с применением критического мышления построена на стадиях.
Стадия 1. Вызов.
Цель фазы вызова - активизация обучаемого.
Учение - активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто обучаемые пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят, тогда, как обучаемые просто сидят, что-то «калякают» или думают о чём-то своём.
В классе на стадии вызова, учащиеся получают задание, сначала путем мозговой атаки составить списки того, что они знают, или то, что они думают, что знают, Иногда мозговая атака проводится индивидуально, иногда парами, а затем с участием всей группы. Кто-нибудь запишет идеи групповой мозговой атаки на доске, причем, все идеи принимаются, не зависимо от того, правильны они или нет. Во время этой фазы необходимо, чтобы учитель говорил, как можно меньше и давал говорить учащимся.
Стадия 2
Смысловая стадия.
Это та фаза, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания лекции или выполнения опытов, Это также фаза обучения, во время которой учитель оказывает наименьшее влияние на обучаемого.
Во время этой работы можно использовать метод «Пометки на полях» для отслеживания собственного понимания. Например, знак «V» (Я это знаю), «+» (Я это узнал), «?» (Об этом я хочу знать подробнее).
Главной задачей второй, смысловой стадии является то, что поддерживается активность, интерес и инерция движения, созданные во время фазы вызова. Кроме этого, вторая фаза поддерживает усилия обучаемых по отслеживанию собственного понимания.
При этом поощряется постановка определения целей, критического анализа, сравнительного анализа и синтеза.
Стадия 3.
Стадия рефлексии.
На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей.
Первая: учащиеся должны попробовать выразить новые идеи и информацию собственными словами. Это необходимо для того, чтобы выстроить новые представления.
В практической деятельности на уроках я организовывала процесс критического мышления с целью:
- повысить эффективность восприятия информации;- повысить интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- уметь критически мыслить;- уметь работать в сотрудничестве с другими.Для осмысления темы урока была применена технология критического мышления – «Кластер» эта технология позволяет развить умение вырабатывать свое собственное мнение, самостоятельно решать проблемы, работая в группах, а также активизирует учебную деятельность. В процессе работы учащиеся задают вопрос: «Я знаю», «Что хочу знать», «Что узнал», где учащиеся самостоятельно решают проблемы урока, могут выслушивать другие мнения, делают самостоятельный анализ, а значит, учатся мыслить критически.
Для развития критического мышления была предложена следующая стратегия «Эссе» по принципу «Свободное письмо», организовывается работа, обсуждение после чтения или прослушивания текста, где учащиеся развивают свои мысли, готовности к воображению.
Этот вид письменного задания применяются, для подведения итога по изучаемой теме.
Для организации деятельности использовала прием «Бортовой журнал», цель этого метода заключается в том, что происходит взаимный процесс «Учитель-Ученик», «Ученик-Ученик», во время изучения темы записывают свои мысли, анализируя свои действия перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы, на следующие вопросы, систематизируя при этом полученные знания. Также самостоятельно учились оценивать свою деятельность, делать выводы.
Следующая стратегия «Синквейн» может быть предложена, как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, группах. Данная стратегия позволяет систематизировать сложный материал, дать оценку знаниям учащихся, а также развитие творческой выразительности. Стратегия дает возможность «медленным» детям включится в процесс обучения, а также систематизировать свой багаж знаний. Работая в группе особое внимание, уделялось одаренным детям, задания были высокого уровня сложности, что развивало высокие интеллектуальные способности. Также они были выдвинуты лидерами групп, экспертами-консультантами. Все задания были учтены в соответствии с возрастными особенностями.
Умение оценивать позволяет ребятам увидеть себя со стороны, побыть в роли учителя и быть ответственным в выполняемом задании, повышают интерес к учению, воспитывают лидерство и чувство соревновательности. Но мне, как учителю, всегда надо было осторожным, чтобы на оценивание не влияло субъективное отношение учащихся друг другу, продолжать воспитывать в них доброжелательность, корректность и уважение, что является немаловажным в достижения цели урока и поставленных задач. В этих стратегиях ученики рефлексировали, размышляли над своей деятельностью, оценивали своих одноклассников и самих себя. Такое общение с учениками по вопросам преподавания и обучения способствовало развитию процессам саморегулирования. Ученики, контролируя свое обучение, учились рассуждать об обучении, находили пути усовершенствования своего обучения.
ПРИТЧА
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Учитель: Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Материалом для работы будет сама притча.
Белая шляпа
У вашей шляпы белый цвет!
Эмоциям скажите: «Нет!»
Бесстрастно факты изложите!
Не надо чувств! Их берегите!
Братья в белой шляпе будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.
Красная шляпа
Эмоции, чувства лежат в шляпе красной
Грусть, радость, обида – все чувства прекрасны.
Что вам интересно, что вас удивляет…
Пусть только эмоции вас направляют
Братья в красной шляпе – проанализируют притчу с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении притчи.
Черная шляпа
Я весь негатив, недостатки сложила
Лишь в черную шляпу! Скажите, что было
Проблемно, неясно! Причину найдите!
Без критики не было б многих открытий!
Братья в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.
Желтая шляпа
Вы с желтой шляпой – это значит,
Лишь позитив найти задача!
Что продуктивно, хорошо!
Аргументируйте еще!
Братья в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста.
Зеленая шляпа
Лишь творческой шляпы зеленый подход!
Она размышлять вам возможность дает!
К вопросу она подойдет нестандартно,-
Творите, рождайте идеи, ребята!
Братья в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.
Синяя шляпа
У вас шляпа синяя! Будьте готовы
К тому, что за вами последнее слово!
Вы слушайте всех, материал собирая,
Озвучьте итог, мысли шляп обобщая!
Это философская, обобщающая «шляпа». Те, кто мыслит в «Синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп».
На выполнение работы даётся 5 минут.
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник.
Выступление «братьев». 1-2 минуты на каждую пару.
Учитель: А теперь послушайте окончание притчи.
Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…
-Как вы думаете, что решили сделать братья?
Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги)))