Конспект урока музыки, интегрированного с работой с образовательным конструктором Построй свою историю (2 класс)
Урок музыки во 2 классе МБОУ ПГО «ОСОШ», 18.03.2015
Педагоги: Розина И.В., учитель начальных классов, первая квалификационная категория, Меньшенина Л.М., учитель музыки
Подготовительная работа
В рамках изучения произведений П.И. Чайковского проведён цикл занятий: "Жизнь и творчество П.И. Чайковского», «О чем и как говорит музыка. «Детский альбом» П.И.Чайковского», «Музыкальный театр. Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». На данных уроках в рамках реализации ФГОС НОО была организована деятельность учащихся, основанная на метапредметных связях: музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык.
Использовались следующие методы и приёмы: словесный (беседа, диалог, монолог), наглядный (мультимедийная презентация, рисунки, иллюстрации художницы Веры Павловой, просмотр мультфильма «Детский альбом» по пьесам Чайковского), слуховой (прослушивание музыкальных произведений из сборников «Времена года», «Детского альбома», балет «Щелкунчик»), эмоционального воздействия, побуждения к восприятию и сопереживанию, сопоставления и сравнения, игровой, наблюдения за музыкой, исследования музыкального образа, поисковый, проблемно-поисковый, практический (ритмические и танцевальные движения, исполнение ритмического аккомпанемента на музыкальных инструментах: бубен, ложки, маракас, колокольчики, палочки).
Результатами проведения цикла занятий стали продукты деятельности детей: сообщения о жизни и творчестве П.И. Чайковского, сочинения «Что я чувствую, слушая пьесы Чайковского?», «Что я представил, слушая музыкальные произведения Чайковского?», рисунки «Музыкальные произведения Чайковского глазами детей». В заключение проведен обобщающий урок музыки совместно с конструированием, используется образовательный конструктор LEGO «Построй свою историю».
Тема урока: «Выразительность и изобразительность музыки в пьесах из «Детского альбома» П.И. Чайковского»
Цель: развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характера.
Задачи урока:
Образовательные:
Обобщить знания о прослушанных пьесах из фортепианного цикла “Детский альбом” П.И.Чайковского;
Учиться анализировать услышанную музыку, уметь определять характер произведения;
Подчеркнуть образность восприятия ряда пьес цикла через конструирование.
Воспитательные:
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке П.И. Чайковского;
Прививать любовь к русской классической музыке;
Воздействовать на чувства, эмоции детей, побуждать их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов;
Воспитывать чувства коллективизма через организацию групповой работы.
Развивающие:
Формировать личностное отношение и музыкальный вкус через слушание и игру «Угадай мелодию»;
Развивать образное мышление, слуховую память, творческие способности (умение представлять, что может изображать музыка);
Развивать мыслительную деятельность и воображение (умение соотносить иллюстрационный материал с музыкой);
Развивать коммуникативные и речевые навыки через анализ музыкальных произведений, групповую работу и презентацию творческих работ.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-конструирование.
Методы:
Наглядный (презентация, рисунки учащихся, комиксы);
Слушание музыкальных фонограмм;
Игровой (игра «Угадай мелодию»);
Практический (конструирование).
Оборудование:
компьютер;
проектор;
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
наборы образовательных конструкторов «Построй свою историю».
Материалы:
слайдовая презентация;
творческие работы учащихся: сообщения, рисунки, сочинения;
музыкальные фонограммы
программа «StoryVisualizer», программа «Киностудия».
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель на фоне музыки из альбома «Времена года» - «Март»:
Был избран свыше русский гений,Ему был послан слуха дар.Он слышал музыку ВселеннойИ пил её святой нектар…
(Елена Макеева «Русский гений»).
Учитель. Ребята, вы узнали музыку, под которую вошли в класс?
Ученики. Это «Март» из цикла «Времена года».
II. Работа по теме урока.
Самоопределение.
Учитель. Вы догадались, о ком говорилось в стихотворении Елены Макеевой, которое вы только что услышали?
Ученики. О Петре Ильиче Чайковском.
Учитель. Почему именно о Чайковском? Как вы определили?
Ученики. Мы вошли в класс под мелодию, которую написал П.И. Чайковский, великий русский композитор.
Учитель: Сегодня мы с Вами ещё раз прикоснёмся к творчеству знаменитого русского композитора П.И. Чайковского.
Учитель. Какое важное событие отмечается в этом году?
Ученики. В этом году отмечается 175 лет П.И. Чайковскому.
Учитель. Столько лет прошло, а нужно ли вам знакомиться с творчеством данного композитора?
Ученики. Его произведения интересны и сейчас всем детям.
Обобщение сведений о жизни и творчестве Чайковского.
Учитель. На предыдущих уроках вы много узнали о жизни и творчестве П.И. Чайковского. Давайте послушаем сообщения учащихся об интересных фактах из жизни Чайковского.
(Ученики читают свои сообщения.)
Учитель. Определите, прослушав стихотворение, о каком творении Чайковского пойдет речь на уроке.
Учитель:
Аз, буки, веди, нам дают наказ, Аз, буки веди, слушайте рассказО музыке, что приглашает нас В мир детских грёз отправиться сейчас.
Послушать сказки нянины о том, Как под “Камаринскую” в пляс пустился дом. О том, как кукла заболела и тогда С бедою справиться всем мама помогла.
И как солдатики, шагая дружно в ряд, В восторг приводят взрослых и ребят. Где “Полька”, “Вальс”, “Мазурка” так звучат, Что вновь и вновь их слушать каждый рад.
Ученики: Я, думаю, тема урока сегодня будет связана с циклом “Детский альбом”.
Учитель: А почему Вы так решили?
Ученики: Догадаться несложно, потому что в стихотворении, которое Вы прочли в начале урока, были зашифрованы названия произведений из этого цикла.
Учитель: Вы оказались очень внимательными. Тогда может кто-нибудь назовёт, а какие произведения из этого цикла были названы?
Ученики: “Нянина сказка”, “Камаринская”, “Мама”, “Болезнь куклы”, “Марш деревянных солдатиков”.
Учитель. Мы знаем, что одним из удивительных творений П.И. Чайковского является «Детский альбом». Об истории создания данного альбома нам напомнит … (Ученица читает своё сообщение.)
Учитель. Мы с вами познакомились с несколькими пьесами из «Детского альбома». Многие ученики, прослушав мелодии, написали сочинения «Что я чувствую, слушая пьесы Чайковского?», «Что я представил, слушая музыкальные произведения Чайковского?».
(Учащиеся зачитают самые лучшие сочинения.)
Слушание и характеристика музыкальных произведений из «Детского альбома».
Учитель. Я предлагаю вам проверить свои знания, слушая пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского в игре “Угадай мелодию”. По мелодии и характеру музыки вы должны определить, как называется пьеса.
(Прослушивание отрывков пьес из «Детского альбома», определение названий музыкальных произведений. Предлагается следующий музыкальный ряд: «Марш деревянных солдатиков», «Мама», «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Новая кукла».)Учитель. Молодцы, ребята! Вы совершенно точно определяли название пьес из «Детского альбома», анализируя характер мелодий. Что вам ещё помогло справиться с этим заданием?
Ученики. Мы вспоминали образы и картинки, которые представили на предыдущих уроках и нарисовали. Нам помогли просмотры мультфильма «Детский альбом», иллюстрации художницы Веры Павловой.
Практическая работа по конструированию.
Самоопределение к деятельности.
Учитель. Хотелось ли вам, ребята, попробовать создать музыкальные произведения с помощью конструктора «Построй свою историю»? Предлагаю вам в группах определиться с произведением, к которому создадите свою историю.
(Учащиеся выбирают пьесу из предложенных для прослушивания.)
Учитель. Что мы вспомним, перед тем, как приступим к работе в группах.
Ученики. Правила работы в группах. (Называют правила)
Самостоятельная работа по созданию комиксов, историй с помощью конструктора «Построй свою историю» и программы StoryVisualizer.
(Учитель помогает учащимся, даёт советы и рекомендации, задаёт необходимые вопросы для определения сюжета истории.)
Представление результатов творческой работы.
Итог урока.
Рефлексия.
Учитель. Можно ли музыку этого композитора назвать современной?
(Класс приводит доводы того, что им интересно было познакомиться с музыкальными произведениями великого композитора.)
Учитель. Действительно, вы правильно ответили, что П.И. Чайковский - великий наш современник. Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.
«Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге.
Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают…»
Музыка П.И.Чайковского отличается особой теплотой и задушевностью, она понятна миллионам людей разных стран. Эта музыка популярна и в наши дни.
Домашнее задание.
Учитель. Кому захотелось продолжить знакомство с творчеством Чайковского? Предлагаю вам прослушать новые музыкальные произведения и нарисовать рисунок к ним или написать сочинение о том, что почувствовали и представили. Для желающих продолжить работу с конструктором на кружке «Легосочинители» - составить мультфильм по пьесам Чайковского.
Сегодня наш урок окончен. Всем спасибо и до свидания!