«Чтобы путь счастливым был!»
384810-5715
МБОУ гимназия № 20 имени С. С. СтанчеваИнтегрированный урок математики и ОБЖ в 5 классе
Тема: «Чтобы путь счастливым был !»
Учитель математики
Свечникова О.А.
П.Каменоломни
2014г
Цель интегрированного урока:
Математика:
На основе полученных знаний о тормозном и остановочном пути научить применять их для решения задач.
ОБЖ:
способствовать закреплению знаний правил дорожного движения, обучению безопасному переходу проезжей части дороги, включению учащихся в активный познавательный процесс, развитию чувства взаимопомощи, умению правильно делать обобщения и выводы, воспитанию самоконтроля и самоанализа.
ХОД УРОКА
ОНУ
Актуализация знаний
- Расшифруйте слово и выполнив вычисления узнаете, чего на дороге мы должны остерегаться?
617, 35 : 0,1 А0, 235 : 0,01 Н
2,7845: 0,001 Ш26,397 : 0,0001 А53, 84 : 0, 1 И18, 552 : 0,001 М
Основная часть урока
- Что мы должны знать про тормозной и остановочный путь? Почему машину нельзя остановить сразу и сколько времени и метров ей нужно для остановки? Как определить безопасное расстояние между человеком, собирающимся перейти дорогу, и ближайшим к нему транспортным средством?
- Что называется тормозным путем?
Тормозной путь (Т) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной остановки.
- Что называется остановочным путем?
Остановочный путь (О) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности (в нашем случае пешехода) до полной остановки.
- Сколько в среднем времени требуется водителю, что оценить ситуацию и принять правильное решение?
1 сек – это среднее время, которое необходимо водителю, чтобы оценить обстановку и принять правильное решение.
- Сколько метров составляет остановочный путь легкового автомобиля?
Остановочный путь легкового автомобиля (м)
Скорость (км/час) Сухой асфальт Лед
30 15 45
40 25 75
50 30 110
60 40 155
70 47 210
80 55 270
90 70 335
- Сколько метров пешеход может пройти за 1 секунду?
пешеход
проходит за 1 секунду
медленным шагом
0,8 метра
обычным шагом
1,0 метр
быстрым шагом
1,5 метра
Решим следующие задачи:
ЗАДАЧА № 1. Определить сколько времени потребуется, чтобы перейти дорогу, шириной проезжей части 8 метров обычным шагом?
S - 8 м
V - 1 м/сек
t - ?
t = 8 м : 1 м/сек = 8 сек
Подсчитайте, сколько потребуется времени, чтобы дойти до середины такой дороги?
t = 4 м : 1 м/сек = 4 сек
После перехода проезжей части нужно иметь запас минимум в 4 сек по отношению к приближающемуся автомобилю.
ЗАДАЧА № 2. Определить на каком расстоянии до места выхода на дорогу должен находиться автомобиль, движущийся со скоростью от 40 до 100 км/час, чтобы вы смогли безопасно перейти проезжую часть шириной 8 метров обычным шагом?
Зная скорость с движения обычным шагом заполните таблицу, определив безопасное расстояние до движущегося автомобиля.
Решение:
Скорость км/ч Скорость м/сВремя перехода Безопасное расстояние (м)
40 11 8 88
50 14 8 112
60 17 8 136
70 19 8 152
80 22 8 176
90 25 8 200
100 28 8 224
Задача 3.Определить минимально безопасное расстояние до автомобиля, если ширина проезжей части, на которой он представляет опасность – 8 м, скорость автомобиля 60 км/ч (17 м/сек), скорость пешехода – 1 м/сек.
Решение:
1. Для перехода проезжей части шириной 8 метров пешеходу потребуется
8 м : 1 м/сек = 8 сек
2. Добавим к этому времени запасные 4 секунды.
8 сек + 4 сек = 12 сек
3. Определим минимально безопасное расстояние до автомобиля.
17 м/сек х 12 сек = 204 м
Задача 4. При увеличении скорости движения автомобиля вдвое его тормозной путь увеличивается в 4 раза. При скорости 30 км/ч тормозной путь « Запорожца» равен 7м, а грузового автомобиля 8м. Найти тормозной путь этих автомобилей при скорости 60км/ч.
Рефлексия «Светофор»
У вас на столах лежат три круга – красный, желтый, зеленый. Если урок понравился и не возникло трудностей – поднимите зеленый круг, понравился, но остались непонятыми некоторые вопросы – желтый, красный – урок не понравился, возникли трудности.
Д/З П.37 № 1486, 1489(в,г).
По ОБЖ – составить план безопасного перехода проезжей части от школы до дома.