Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ.
СЛОВАРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ РАБОТА. СЛОВАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Воспитание у учащихся языкового эстетического вкуса, развитие потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи осуществляется путем анализа изобразительно-выразительных средств текста.
Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся. В ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать языковые факты, учатся приводить нужные примеры, доказательства, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; составлять план высказывания, тезисы; строить логически правильное и композиционно завершенное высказывание; готовить конспекты.
Разнообразный мир вокруг нас обозначается множеством слов, которые мы ежедневно используем в своей устной и письменной речи. Все слова любого языка образуют его словарный состав, или лексику.
Чтобы использовать неисчерпаемые возможности человеческой речи, надо стремиться обогащать свой словарный запас. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Правильно употреблять известные нам слова помогают определенные правила.
Лексика (с греческого – «слово, выражение») – совокупность всех слов языка, его словарный состав.
Лексикология – раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Слово – важнейшая и основная единица языка. С помощью слов обозначаются:
предметы (кто? что?): человек, самолет, дерево, птица;
действия (что делать? что делал? что сделает?) петь, пел, споет, ждать, ждал, выжидал;
признаки (какой? какая? какое? какие?): веселый, красивое, сильная, сочные.
Называя словами разные предметы, явления, действия, признаки мира, который нас окружает, мы передаем свои мысли другим людям в устной и письменной речи, общаемся друг с другом.
Лексическое значение – это основный смысл слова (его содержание).
Основную часть лексики русского языка составляют слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от их профессии, места жительства, рода занятий. Такие слова применяются в любом стиле письменной или устной речи.
Например: я, она, дочь, тихий, играть.
Есть слова, употребление которых ограничено, и используются они обычно людьми одной профессии, или занимающимися одним родом деятельности, или живущими в одной местности. Такие слова имеют соответствующую стилистическую окраску.
Например: фонетика, исследование (научные термины); скальпель, анестезия (термины, связанные с хирургической деятельностью).
Обогащение словарного запаса учащихся происходит за счет изучения однозначных и многозначных слов, синонимов, антонимов, а также омонимов и фразеологизмов.
Чтобы избежать разнообразных речевых ошибок необходимо уметь пользоваться не только толковыми словарями, но и этимологическими, топонимическими, фразологическими, иностранных слов.
Словарно-семантическая работа.
Семантика (с греческого «обозначающий») – смысловое значение слова, оборота речи и т.п.
Семасиология (с греческого – «смысл + учение») – раздел языкознания, изучающий значения слов и выражений и изменения этих значений.
Семантическое направление отражает тематический подход к отбору слов (по смысловым и лексико-семантическим группам). Слова, отбираемые по смысловым темам и лексико-семантическим группам, предназначаются для лексической подготовки к сочинениям и решают эту задачу лучше, так как лишены грамматико-орфографической односторонности.
Словарное богатство русского языка раскрывается через изучение общеупотребительных и необщеупотребительных (диалектные и профессиональные) слов, фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения).
Слово – строительный материал для предложений, для связанных высказываний. От четкого, ясного понимания значения слова зависит успех обучения русскому языку и поэтому можно утверждать, что ни один урок не должен проходить без введения нового слова, без работы над значением слова и сферой его употребления.
Схема работы с учащимися на уроке по заданной теме:
первичное толкование слова (разъяснение) и повтор данного толкования учащимися;
после данного образца толкования слова учащиеся должны повторить только что сказанное объяснение. Это сложное задание заключается в том, чтобы ученики смогли самостоятельно давать толкование известных всем слов, чтобы слушающие их могли точно определить, какое слово имел в виду тот, который загадал это слово.
В необходимости четко организованной работы со словом убедили результаты контрольного задания, суть которого заключалась в том, чтобы рядом со словом ученики пишут его значение и источник (язык, котором есть опорное слово). Словарная работа проводится обычно в начале урока, в которую включаются не только новые слова, но и закрепляются ранее изученные. Эти слова необходимо «провести через сознание» учащихся несколько раз, причем в разных формах и контекстах.
Словарная работа организуется таким образом, что в усвоении каждого нового слова активное участие принимают зрительная, слуховая и моторная память, сознание. Тесно соприкасаются с работой над значением слова «лингвистические среды»: раз в неделю учащиеся делают устное сообщение (доклад) о происхождении слов, пользуясь словарями, интернет-ресурсами.
Словарно-семантическая работа является основным средством повышения эффективности работы с трудными словами, потому что запоминание, основанное на понимании, во всех случаях, безусловно, продуктивнее, чем запоминание без опоры на понимание.
Обогащение словарного запаса учащихся как особое и важное направление в работе учителя русского языка призвано: во-первых, разъяснить (семантизировать) незнакомые учащимся слова и отдельные значения многозначных слов, уточнить смысл (семантику) известных значений многозначных слов и обучить точному употреблению слов; во-вторых, развить у учеников умение употреблять слова в зависимости от типа и стиля речи; в-третьих, заменить в словарном запасе ученика диалектные или просторечные слова (если они имеются) на эквивалентные им литературные слова.
Словарные упражнения.
В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся возникает задача создания лексического минимума общеупотребительных слов, над которыми целесообразно работать на уроках русского языка. Реализация этой идеи наталкивается на ряд трудностей:
не изучен в достаточной мере словарный запас учащихся, с которым они приходят в школу;
имеет место значительный разброс в объеме словарного запаса учащихся одного возраста;
в речи учащихся встречаются диалектные и просторечные слова.
Начиная с 5 класса применяю следующие словарные упражнения:
устное сообщение (презентация) учителя и учащегося;
работа со словарями;
лингвистический анализ отрывка из произведений (работа в группах);
инсценировка текстов;
создание ассоциативного ряда (метопредметные связи);
создание рисунков, мини-сочинение, этимологическая и лексическая разминка;
распределительный диктант;
редактирование текста;
объяснительный и графический диктант;
орфоэпическая разминка;
игра «Узнай родственника»;
коммуникативная игра (9 - 11 классы);
составление мини-проекта;
интерактивная игра «Аукцион знаний», «Закончи предложение»;
комплексный анализ текста;
ответы на вопросы кроссворда;
тестовые задания;
лингвистический практикум с использованием словаря иностранных слов;
творческая работа «Практикум начинающего оратора» (работа в парах).
Изложенная система по обогащению словарного запаса учащихся дает хорошие результаты и сохраняет их в последующих классах (с переходом в старшие классы меняется лишь список самих слов, их количество, характер трудностей).
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 1Заголовок 915