РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО русскому языку
ДЛЯ 5 клаССА
на 2014-2015 уч. год
Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса направлена на достижение следующих целей в области формирования знаний:
воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия ситуации в сфере общения.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
Закона Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);
Закона Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
Приказа Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
5. Приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
6. Приказа Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
7. Приказа Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;8. Приказа Минобразования России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312».
9. Уставом ОУ.
Сведения о программе
За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год
Назначение программы:
улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса
Обоснование выбора данной программы
Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности
Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» для этой цели отведено 22+2+6 часов. Это позволит мне правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.
В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу, и их обоснование
В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) на изучение русского языка в 5 классе отведено 204 часа, а в рабочей программе – 202 часов, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 5 классе отводится 6 часов в неделю, а в учебном году 34 рабочих недели.
В связи с адаптацией пятиклассников при переходе из начальной школы в основную я увеличила количество часов на повторение пройденного в 1-4 классах. Также было сокращено количество часов на изучение темы «Глагол», которые добавлены к теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Это связано с тем, что в ЕГЭ и ГИА словосочетанию, простому и сложному предложению отведено большое количество заданий. Поэтому уже с 5 класса необходимо нацеливать детей на сдачу выпускных экзаменов.
В пояснительной записке к авторской программе по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) даётся обоснование правомерности таких действий учителя. Там сказано, что авторская программа включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению вносить изменения в рабочую программу. В том числе и увеличивать количество работ по развитию связной речи, что мной и было сделано. Также в авторской программе отмечается, что разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая это, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.
Определение места и роли учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Информация о количестве учебных часов
В год – 204 часов, в неделю – 6 часов. на развитие речи - 44 часов
Формы организации образовательного процесса:

урок изучения нового материала,
урок закрепления знаний, умений и навыков,
комбинированный урок,
урок-беседа,
повторительно-обобщающий урок,
урок - лекция,
урок - игра,
урок- исследование,
урок развития речи.
Технологии обучения:
Традиционные технологии:
-объяснительно-иллюстративные.
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
-гуманно – личностная;
-уровневая дифференциация;
-проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
проектно-исследовательская технология.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
использование для усвоение нового материала различных методов (наблюдения, сопоставление, анализ текста);
проведение практических упражнений по освоению орфоэпических норм, создание текстов разных типов.
использование для создания текстов различные справочные источники информации;
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Виды и формы контроля: (индивидуальный, групповой, фронтальный)
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-проверка знаний при помощи тестов;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм;
-контрольное списывание;
зрительные диктанты

Планируемый уровень подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/уметь:
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарём.
ГРАФИКА:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
МОРФЕМИКА:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
МОРФОЛОГИЯ:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
ОРФОГРАФИЯ:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Информация об используемом учебнике
Баранов М.Т., Ладыженская Т, А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5-7 класс.- М.: «Дрофа», 2010г
ΙΙ. Содержание программы учебного курса
Язык - важнейшее средство общения (3ч+1ч)
I.Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.
II. Функциональные разновидности языка.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (24 ч+6 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +6ч)
Знание основных синтаксических понятий (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении.. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Знать: понятия словосочетание, простое и сложное предложение; обращение, прямая речь, диалог, грамматическая основа предложения.
Уметь: интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч + 4 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.Орфографические словари.
Знать: понятие фонетика, орфоэпия, каллиграфия, характеристику гласных и согласных звуков, особенности букв я, ё, е, ю.
II.Уметь: соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8 ч + 4 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Знать: понятия: лексика, лексическое, грамматическое значение слова, прямое. переносное значение слова, омонимы. синонимы. антонимы.
II. Уметь: пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч + 7 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Знать: понятия морфема, нулевое окончание , основа слова, основные орфографические правила правописания приставок, чередующихся гласных в корне слова.
II. Уметь: употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (67 +16 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (19 ч + 7 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Знать: об имени существительное как части речи, об особенностях склонения существительных на -ия, -ий, -ие, понятия существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
II. Уметь: согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Знать: об имени прилагательном как часть речи, полные и краткие прилагательные, правописание прилагательных.
II. Уметь: правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (22 ч +5 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
Знать: о глаголе как часть речи, вид глагола; I и II спряжение, правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов, правописание не с глаголами.
II. Уметь :соблюдать правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (3+1 ч).
Учебно-тематический план
Содержание Кол-во
часов
(всего) В том числе контрольныхВ том числе
развитие речи
Введение 3 - 1
Повторение пройденного в 1-4 классах 30 1 +1 6
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 35 1 6
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи 19 1 3
Лексика. Культура речи 12 1 4
Морфемика. Орфография. Культура речи 30 1 7
Имя существительное 26 1 7
Имя прилагательное 14 1 4
Глагол 27 1 5
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе 6 1
ИТОГО 204 9 44
ΙV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
V. Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2010.
Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2006 .
Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области.
Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.: Айрис пресс, 2000.
Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
Дополнительная учебная литература
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2006.
Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 1986.
Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
Справочные пособия
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994.
Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план
Количество часов: 204 ч
В неделю – 6 часов
контрольные диктанты - 7
уроки развития речи – 44
контрольное тестирование -2
Планирование составлено на основе:
авторской программы по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта
общего образования и допущенной Министерством образования и науки
Российской Федерации.
Учебник:
«Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2011
№ п.пТемы уроков
Дата Примечания
план факт Язык – важнейшее средство общения (3+1) 1.1 Наука о русском языке, ее основные разделы. 2. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. 3. Язык и его единицы. 4. Р/р Стили речи Повторение пройденного в 1-4 классах (24+6)
5 Звуки и буквы. Произношение и правописание. 6. Орфограмма. 7. Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова. 8. Правописание проверяемых согласных в корне слова. 9. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. 10. Буквы и, у, а после шипящих. 11. Разделительные Ъ и Ь. 12. Раздельное написание предлога со словами. 13. Р.р. Текст 14. Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». 15. Анализ контрольного диктанта по изученной теме. 16. Части речи. 17. Наречие. 18. Р.р. Обучающее изложение «Случай на охоте» (упр. 66). 19. Глагол. 20. -ться и – тся в глаголах 21. Р.р. Тема текста. 22. Личные окончания глаголов. 23. Не с глаголами. 24. Имя существительное. 25. Буквы е-и в окончаниях существительных. 26. Ь после шипящих на конце существительных. 27. Имя прилагательное. 28. Местоимение. 29. Обобщение по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». 30 Р.р. Основная мысль текста «Памятный день». 31. Контрольное тестирование по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». 32 Анализ контрольного тестирования. 33. Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по картине А. Пластова «Летом».. 34. Р.р. Сочинение-описание по картине А. Пластова «Летом». Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (29+6)
35. Синтаксис как раздел грамматики. 36. Пунктуация. 37. Словосочетание. Строение словосочетаний .38. Способы выражения грамматической связи в словосочетании. 39. Р.р. Подготовка к контрольному изложению-повествованию «Отважный пингвин». 40. Р.р. Контрольное изложение-повествование «Отважный пингвиненок». 41. Анализ контрольного изложения-повествования. 42. Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний. 43. Предложение. 44. Виды предложений по цели высказывания. 45. Виды предложений по эмоциональной окраске. 46. Члены предложения. Сказуемое. 47. Р.р. Сжатое изложение «Старый пень» 48. Подлежащее. Работа над ошибками. 49. Тире между подлежащим и сказуемым. 50. Распространенные и нераспространенные предложения. 51. Второстепенные члены предложения. Дополнение. 52. Определение. 53. Обстоятельство. 54. Предложения с однородными членами. 55. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 56. Предложения с обращениями. 57. Р.р. Письмо. 15.11 58. Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения. 16.11 59. Простые и сложные предложения .19.11 60. Знаки препинания в сложном предложении. 20.11 61. Синтаксический разбор сложного предложения. 21.11 62. Прямая речь 21.11 63. Прямая и косвенная речь. 22.11 64. Диалог. 23.11 65. Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» 26.11 66. Р.р. Подготовка к обучающему изложению-повествованию «Ласточки» 27.11 67. Р.р. Обучающее изложение-повествование»Ласточки» 28.11 68. Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» 28.11 69. Анализ контрольного диктанта. 29.11 Фонетика ( 19: 1+3)
70. Фонетика – наука о звуках. 30.11 71. Гласные звуки. 3.12 72. Согласные звуки. 4.12 73. Изменение звуков в потоке речи. 5.12 74. Согласные твердые и мягкие. 5.12 75. Согласные звонкие и глухие. 6.12 76. Графика. Алфавит. 7.12 77. Р.р. Описание предмета. 10.12 78. Обозначение мягкости согласного с помощью Ь 12.12 79. Закрепление темы «Обозначение мягкости согласного с помощью Ь» 12.12 80. Двойная роль букв е, ё, ю, я. 13.12 81. Орфоэпия. 14.12 82. Р.р. Подготовка к контрольному сочинению описанию по картине Ф. Решетникова. 15.12 83. Р.р. Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» 17.12 84. Анализ сочинения по картине Ф. Решетникова «Опять двойка» 18.12 85. Фонетический разбор слова. 19.12 86. Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.»19.12 87. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и культура речи» 20.12 88. Анализ контрольного диктанта 21.12 Лексика (12: 4 +1)
89. Слово и его лексическое значение 24.12 90. Словари. 25.12 91. Однозначные и многозначные слова. 26.12 92. Прямое и переносное значение слов. 26.12 93. Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». 27.12 94. Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». 28.12 95. Омонимы. 11.01 96. Синонимы. Антонимы. 14.01 97. Р.р. Подготовка к обучающему изложению-описанию «Первый снег». 15.01 98. Р.р. Обучающее изложение-описание «Первый снег». 16.01 99. Повторение по теме «Лексика. Культура речи». 16.01 100. Обучающее тестирование по теме «Лексика. Культура речи». 17.01 Морфемика. Орфография. Культура речи (23+7)
101. Морфема - наименьшая значимая часть слова. 18.01 102. Изменение и образование слов. 21.01 103. Окончание.
22.01 104. Основа слова. 23.01 105. Корень слова. 23.01 106. Р.р. Рассуждение. 24.01 107. Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение «Как дни недели говорят о себе». 25.01 108. Суффикс .28.01 109. Закрепление темы «Суффикс». 29.01 110. Приставка. 30.01 111. Морфемные словари русского языка. 30.01 112. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. 31.01 113. Беглые гласные. 1.02 114. Варианты морфем. 4.02 115. Морфемный разбор слова. 5.02 116. Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению «Книга – наш лучший друг». 6.02 117. Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг». 6.02 118. Морфемный разбор слова. 7.02 119. Р.р. Повествование 8.02 120. Правописание гласных и согласных в приставках. 11.02 121. Буквы з - с на конце приставок .12.02 122. Закрепление темы «Буквы з - с на конце приставок». 13.02 123. Буквы о-а в корнях лаг-лож. 13.02 124. Буквы о-а в корнях раст-рос. 14.02 125. Буквы ё-о после шипящих в корне. 15.02 126. Р.р.Подготовка к сочинению-описанию по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине». 18.02 127. Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине». 19.02 128. Буквы ы и и после ц. 20.02 129. Обобщение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». 20.02 130. Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография ». 21.02 131. Анализ контрольного диктанта 22.02 Морфология. Орфография. Культура речи (67+16)
132. Самостоятельные и служебные части речи. 25.02 133 Имя существительное как часть речи. 26.02 134. Р.р. Доказательства в рассуждениях. 27.02 135. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 27.02 136 Имена существительные собственные и нарицательные. 28.02 137 Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». 1.03 138. Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». 4.03
5.03 139. Морфологический разбор имени существительного. 6.03 140. Род имен существительных. 6.03 141. Имена существительные, форму только множественного числа. 7.03 142. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. 9.03 143. Р.р. Подготовка к изложению-рассуждению «Как важно дорожить дружбой!» 11.03 144. Р.р. Обучающее изложение-рассуждение «Как важно дорожить дружбой!» 12.03 145. Три склонения имен существительных. 13.03 146. Падеж имен существительных .13.03 147. Закрепление темы «Падеж имен существительных» 14.03 148. Гласные в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе .15.03 149. Существительные на –ия, -ие, -ий. 18.03 150. -Е, -И в окончаниях существительных. 19.03 151. Множественное число имен существительных. 20.03 152. Р.р. Подготовка к контрольному изложению-рассуждению «Слово делом крепи!» 20.03 153. Р.р. Контрольное изложение-рассуждение «Слово делом крепи!» 1.04 154. Анализ контрольного изложения-рассуждения. 2.04 155. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных .3.04 Закрепление темы «о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных» 3.04 156. Повторение по теме «Имя существительное». 4.04 157. Диктант по теме ««Имя существительное». 5.04 Имя прилагательное (10+4)
158. Имя прилагательное как часть речи .8.04 159. Закрепление темы «Имя прилагательное как часть речи». 9.04 160. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных .10.04 161. Закрепление темы «Гласных в падежных окончаниях имен прилагательных». 10.04 162. Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных. 11.04 163. Р.р. Описание животного. 12.04 164. Р.р. Сжатое изложение-описание «Ю-ю». 15.04 165. Прилагательные полные и краткие. 16.04 166. Р.р. Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений. 17.04 167. Р.р. Обучающее сочинение-описание животного на основе личных впечатлений 17.04 168. Морфологический разбор имени прилагательного. 18.04 169. Повторение по теме «Имя прилагательное» 19.04 170. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 22.04 171. Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» 23.04 Глагол (22+5)
172. Глагол как часть речи. 24.04 173. Закрепление темы «Глагол как часть речи». 24.04 174. Не с глаголами. 25.04 175. Р.р. Рассказ. 26.04 176. Неопределенная форма глагола. 29.04 177. Правописание -тся и -ться в глаголах . 30.04 178. Закрепление темы «- тся и -ться в глаголах». 2.05 179. Виды глагола. 2.05 180. Буквы е-и в корнях с чередованиями. 3.05 181. Р.р. Невыдуманный рассказ о себе. 4.05 182. Р.р. Рассказ о себе «Как я помогал маме». 6.05 183. Время глагола. 7.05 184. Прошедшее время. 8.05 185. Настоящее время. 8.05 186. Будущее время. 10.05 187. Повторение по теме «Глагол». 11.05 188. Обучающее тестирование по теме «Глагол». 13.05 189. Спряжение глагола. 14.05 190. Как определить спряжение глагола с безударным окончанием 15.05 191. Закрепление темы «Как определить спряжение глагола с безударным окончанием». 15.05 192. Морфологический разбор глагола. 16.05 193. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа. 17.05 194. Употребление времен. 20.05 195. Р.р. Подготовка к сочинению- описанию «Красота весенней природы». 21.05 196. Р.р. Обучающее сочинение-описание «Красота весенней природы». 22.05 197. Обобщение по теме «Глагол». 22.05 198. Контрольный диктант по теме «Глагол». 24.05 Систематизация и повторение пройденного (6+1) 199. Разделы науки о языке. 25.05 200 Орфограммы в приставках и корнях слов. 27.05 201. Орфограммы в окончаниях слов. 28.05 202. Употребление букв Ъ и Ь. 29.05 203 Р.р.Обучающий комплексный анализ текста по теме
Знаки препинания в простом и сложном предложении. 30.05 204 Резервный урок 31.05