Рабочая программа по информатике для 11 класса на 2016-2017 учебный год Общее количество часов — 34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
авторского тематического планирования учебного материала;
базисного учебного плана 2004 года.
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).


















Цели, задачи изучения курса информатики в 11 классах.
Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;
формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.








Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
способность к самосовершенствованию;
коммуникативная, социально – трудовая компетенция;
информационно – технологическая компетенция;
ценностно – смысловая компетенция;
ценностно-рефлексивная компетенция;
информационно-технологическая компетенция;
коммуникативная компетенция;
учебно-познавательная компетенция;
общекультурная компетенция.



















Содержание программного материала
Содержание обучения 11 класс. Общее количество часов 34.
Технология использования и разработки информационных систем
(22 ч.)
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе. Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.
Интернет как информационная система Работа с электронной почтой. Работа с информационными службами Интернета. World Wide Web – Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Поиск данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Создание сайта с помощью HTML.
Геоинформационные системы. Работа в ГИС.
База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Сортировка в базах данных. Создание межтабличных связей. Запросы как приложения информационной системы. Формирование запросов в базах данных. Логические условия выбора данных. Поиск в базе данных. Применение фильтров.
Технология информационного моделирования ( 8 ч.).
Понятие модели. Виды моделей. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Модели статистического прогнозирования.
Корреляционное моделирование. Моделирование корреляционных зависимостей.
Оптимальное планирование. Модели оптимального планирования.
Основы социальной информатики (3 ч.)
Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере.
Учащиеся должны знать
что такое информационные ресурсы общества, информационные услуги
основные черты информационного общества
основные законодательные акты в информационной сфере, информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Обобщающее занятие (1ч)
Повторение изученного материала, представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 11 классе.








































Перечень средств ИКТ
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Технические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Наушники (рабочее место ученика).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Микрофон (рабочее место учителя).
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Лазерный принтер цветной.
Сканер.
Цифровая фотокамера.
Модем ADSL
Локальная вычислительная сеть.

Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
Система программирования TurboPascal.















Тематическое планирование
11 класс


п/п
Название темы
Всего
часов
Теория
Практика
Зачетное занятие

1
Технологии использования и разработки информационных систем.
22
12
8
2

2
Технологии информационного моделирования.
8
3
4
1

3
Основы социальной информатики.
3
3



4
Обобщающее занятие.
1




5
Всего
34
18
12
3
































Календарно – тематическое планирование
по информатике и ИКТ (11 класс)



п/п
Тема урока
Теория

Практика

Дата
проведения





По
плану
Факт


Технологии использования и разработки информационных систем





1
Введение. Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Информация: измерение, представление информации
1




2
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. §24
1




3
Компьютерный текстовый документ как структура данных §25
1




4
Гипертекст §25
1




5
Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры»

1



6
Интернет как глобальная информационная система §26-27
1




7
Практическая работа №2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»

1



8
Практическая работа №3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр web-страниц»

1









9
Средства поиска данных в сети Интернет § 28
1






10
Web-сайт – гиперструктура данных. §29
1




11
Практическая работа №4 «Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word »

1



12
Практическая работа №5 «Интернет: создание Web-сайта на языке HTML »

1



13
Зачётная работа по теме: «Технологии использования и разработки информационных систем»
1




14
Геоинформационные системы. §30
1




15
Практическая работа №6 «Поиск информации в геоинформационных системах»

1



16
База данных – основа информационной системы § 31
1




17
Проектирование многотабличной базы данных и создание БД § 32
1




18
Создание базы данных § 33
1




19
Практическая работа №7«Создание базы «Приёмная комиссия»»

1



20
Запросы к базе данных как приложения информационной системы . Логические условия выбора данных §34-35
1




21
Практическая работа №8 «Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой». «Реализация сложных запросов, запросов на удаление и использование вычисляемых полей»

1







22
Зачётное занятие по теме «Создание отчёта для БД»
1





Технологии информационного моделирования





23
Моделирование зависимостей между величинами. § 36
1





Практическая работа №9 «Получение регрессионных моделей в MS Excel»

1



24
Модели статистического прогнозирования §37
1




25
Практическая работа № 10 «Прогнозирование в MS Excel»

1



26
Модели корреляционных зависимостей . Модели оптимального планирования §38-39
1




27
Практическая работа № 11 «Расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel»

1



28
Практическая работа № 12«Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»

1



29
Зачётное занятие по теме: «Технологии информационного моделирования»
1







30
Основы социальной информатики





31
Информационные ресурсы. Информационное общество § 40-41
1




32
Правовое регулирование в информационной сфере § 42
1




33
Проблема информационной безопасности § 43
1




34
Обобщающее занятие
1


































Методическое обеспечение учебного курса
Программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.


























·ђ Заголовок 115