Рабочая программа по информатике для 5-9 классов по ФГОС на 2016-2017 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 140 имени Героя Советского Союза В. В. Сапожникова»
городского округа Самара, МБОУ Школа № 140 г. о. Самара
443033 г. Самара, ул. Липяговская д. 3 «А»
«ПРОВЕРЕНО»
Зам. директора по УВР МБОУ Школа № 140 г. о. Самара
____________/Т.А. Грищенко/
«___» _____________2016 г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Школа № 140 г.о. Самара
______________ /Э.Ю. Аскерова/
Приказ №___ «_____»______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование внеурочной деятельности «Компьютер - мой друг»
Адресность: 2-4 классы
Срок реализации: 3 года
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Составители: Насыров Деря Розыкулович(ШМО / Ф.И.О. квалификационная категория или разряд)
Самара, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность в современной школе - это очень важный и значимый компонент. Она должна быть направлена на достижение общей цели обучения и воспитания обучающихся в целом, а также на развитие индивидуальных способностей каждого учащегося в отдельности. Различные виды внеурочной деятельности школьников необходимы для развития личности каждого ребёнка, его интеллектуальных, творческих, личностных качеств. Она помогает сориентироваться школьникам в мире профессий.
Известно, что каждый человек наделён определёнными способностями, которые он начинает развивать с первого дня жизни. Но для того, чтобы способности каждого ребёнка проявились в полной мере необходимо не просто дать ему основы, т.е. знания и навыки, необходимо развить в человеке интерес к этим полученным знаниям, направить школьников на путь творческой учебной деятельности.
Непрерывность обучения информатике со второго класса по девятый класс - это необходимый шаг в развитии современного образования. Уже во втором классе начальной школы обучающиеся должны знать, что роль информации в жизни современного человека очень велика. Они должны понимать, что постоянно сами работают с информацией, закодированной текстом или иным способом, которая может храниться в закодированном виде в памяти компьютера или на других материальных носителях. Текст (текстовые данные), любое изображение (графические данные) могут обрабатываться компьютером. А это означает, что компьютер есть не что иное, как универсальный инструмент по обработки данных.
Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы. Информатика в начальной школе - это предварительный курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.
Изучение информатики в начальной школе позволит детям:
получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе активизации их личного опыта информационной деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;
научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и данных и др.) в разных жизненных ситуациях;
приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной жизни;
активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык информатики на практике;
научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для управления экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.
Уже в начальной школе необходимо научить детей работать с ЦОР. В процессе использования цифровых образовательных ресурсов при изучении модулей: «Виды информации, человек и компьютер», «Кодирование информации», «Числовая информация и компьютер», «Данные и компьютер» осуществляется переход от неосознанной познавательной активности к осознанной учебно-познавательной деятельности, в том числе с использованием компьютера на уровне простого пользователя.
Каждый час внеурочной деятельности по курсу информатики в начальной школе должен состоять нескольких видов деятельности ученика:
теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями;
ответов на вопросы;
выполнение заданий в рабочей тетради традиционными способами;
компьютерного практикума, то есть выполнения аналогичных заданий другими способами деятельности, есть с помощью компьютера;
обсуждения выполняемых действий, то есть рефлексии (что мы делали, зачем и как), что позволит сделать информационную деятельность осознанной.
Цель курса
Формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачи курса:
формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
овладение приемами и способами информационной деятельности;
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Содержательные линии:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Преподавание курса ориентировано на использование УМК «Информатика» для 2 - 4 классов. Руководитель авторского коллектива Матвеева Наталия Владимировна, к.п.н., старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО).
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Во втором классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и пр.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
В третьем классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Обучающиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и другие), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
В четвертом классе рассматривается «Мир понятий» и действий с ними. Изучается «Мир моделей», вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий; формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления: собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат и что часто результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают термины управления. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, привродить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление - это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения -значит учиться «видеть» системы. А это, в свою очередь, способствует развитию у обучающихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Тематическое планирование составлено на основе рекомендованного тематического планирования (Информатика. Методическое пособие для учителя. О.А.Полежаева) с небольшими изменениями, так как курс проходит в форме внеурочной деятельности.Изменения 2 класс.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). За счёт увеличения часов каждый час занятия разбит на 2 части. Первая часть - пассивная - учащиеся работают за партой (получение новых знаний, работа за компьютером), вторая часть - активные занятия (игровые, викторины).Глава 1 «Виды информации. Человек и компьютер» содержит дополнительные темы:
«В мире звуков».
«Радио и телефон».
Глава 2 «Кодирование информации» содержит дополнительные темы:
«Алфавит и кодирование информации».
«Английский алфавит и славянская азбука».
«Текстовая информация» взята из главы «Информация и данные».
Глава 3 «Информация и данные» дополнительно содержит две небольшие темы:
«Время и числовая информация» и «Память компьютера» без выделения отдельных часов и тему «Помощники человека при счёте».
Тема «Графическая информация» рассматривается на заключительном занятии, выполнение задания «Творческий отчёт» предусматривает использование графического редактора Paint.
Глава 4 «Документ и способы его создания» содержит 2 часа творческой работы за счёт 2 часов «Подготовительная контрольная и работа над ошибками», так как курс является внеурочным.
Изменения 3 класс.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). За счёт увеличения часов каждый час занятия разбит на 2 части. Первая часть - пассивная - учащиеся работают за партой (получение новых знаний, работа за компьютером), вторая часть - активные занятия (игровые, викторины).Глава 1. «Информация, человек и компьютер» содержит дополнительную тему «Искусственные и естественные источники информации».
Глава 2. «Действия с информацией » содержит дополнительный материал «Немного истории о действиях с информацией» за счёт 1 часа темы «Обработка информации». 2 часа этой главы отдано на более глубокое изучение материала главы 4 «Мир объектов», так как материал 3 главы является достаточно сложным для учащихся этого возраста.
Глава 3. «Мир объектов» разделена на 2 части:
Раздел 1. «Объект и его характеристика» включает 8 часов. Темы: «Объект» - 1час, «Имя объекта» - 1 час, «Свойства объекта» - 1 час, «Общие и отличительные свойства объекта» - 1 час, «Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта» -1 час, «Действия объекта» - 1час, «Отношения между объектами» - 1час, «Повторение по теме, работа со словарём. Тематический отчёт.» - 1 час.
Раздел 2. «Информационный объект» включает следующие темы.
Темы: «Информационный объект и смысл», «Документ, как информационный объект», «Электронный документ и файл», «Текст и текстовый редактор», «Повторение по теме. Тематический отчёт».
Глава 4. «Компьютер, системы и сети» включает 12 часов.
МЕСТО КУРСА В ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Часовая нагрузка по данному курсу внеурочной деятельности рассчитана на 68 часов в год, итого 204 часа за курс 2-4 классов.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых.
Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы - вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей. Проводятся занятия в игровой форме с применением интерактивной доски, интеллектуальные турниры и викторины. Особую роль играют практические занятия обучающихся на компьютерах (работа в парах) и с использованием интерактивной доски (групповая работа).ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГО
ПРОВЕДЕНИЯ
В рамках курса предусмотрены практические занятия, каждое из которых предполагает конкретный результат деятельности каждого обучающегося.
Итоговым завершением каждого года обучения является реализация творческого проекта.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯС 2010-11 учебного года началось опытное внедрение нового государственного образовательного стандарта общего образования (начальное образование), представленного в документе МОН РФ - Приказ о ФГОС № 373 от « 6 » октября 2009 г. № 373. В рамках школьного курса информатики особую значимость приобретают следующие Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей, ценностносмысловых и операциональных характеристик. Виды УУД (блоки) - это личностный блок; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.
Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика и ИКТ» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика ИКТ», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.
Личностные результаты - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
Метапредметные результаты:
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно¬следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Кроме формирования и развития УУД школьники к концу курса достигнут необходимого уровня их развития.
Выпускник научится:
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения;
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.);
в процессе информационного моделирования и сравнения объектов, выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть;
создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
Выпускник получит возможность научиться:
при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если..., то...», «не только, но и...» и элементарноеобоснование высказанного суждения;
при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОМПЬЮТЕР- МОЙ ДРУГ».
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов.
Первый уровень результатов Второй уровень результатов Третий уровень результатов
Предполагает приобретение обучающимися новых знаний, понятий.
Результат решение типовой задачи. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.
Качественные оценки:
«хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами). Предполагает позитивное отношение учащихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.
Результат проявляется в умении самостоятельно искать, обрабатывать, структурировать, систематизировать необходимую информацию.
Результат – развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся.
Результат – стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
Качественные оценки:
«отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами). Предполагает решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует
исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований.
Результат - наличие умений и навыков в сфере ИКТ и их постоянное применение и совершенствование при решении задач.
Качественная оценка.
«превосходно».
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Печатные пособия.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
Информатика : учебник для 2 класса : в 2 ч. Ч. 1, Ч2. Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А. Год издания: 2013
Информатика : учебник для 3 класса : в 2 ч., Ч. 1, Ч2. Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К. Год издания: 2013
Информатика : учебник для 4 класса : в 2 ч., Ч. 1, Ч2. Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А. Год издания: 2013
Информатика и ИКТ. 2 класс : методическое пособие + CD. Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Год издания: 2011
Информатика и ИКТ. 3 класс : методическое пособие + CD. Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Год издания: 2011
Информатика и ИКТ. 4 класс : методическое пособие + CD. Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А. Год издания: 2011
Цифровые образовательные ресурсы.
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории».
ЭОР на CD-дискекметодическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В.Матвеева и др.
ЭОР на CD-дискекметодическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В.Матвеева и др.
ЭОР на CD-дискекметодическому пособию для учителя, 4 класс Н.В.Матвеева и др.
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodi st.lbz.ru/lections/8/)
http://www.school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.1september.ru - «Информатика», издательство «Первое сентября».
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Технические средства обучения.
Кабинет оборудован следующими устройствами, необходимыми для образовательного процесса:
компьютер учительский - моноблок;
компьютеры ученические - 11 шт. (Операционная система Windows 7, пакет офисных приложений LibreOffice).
принтер;
сканер;
колонки акустические;
комплект устройств для подключения к сети Интернет;
интерактивная доска;
проектор.