Конспект ООД по опытно — экспериментальной деятельности на тему: «Такой разный песок»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития.
Конспект ООД
по опытно - экспериментальной деятельности
на тему: «Такой разный песок»
Составила и разработала:
Галашова Е.В.
2016 год
Цель:
- Развивать у детей стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Формировать представлений о песке как об объекте неживой природы, его свойствах и роли в окружающем мире.
Задачи:
Обучающие:
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
Развивающие:
- Развиватие познавательного интереса в процессе экспериментирования.
- обогащение опыта, развитие мелкой моторики рук;
- развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать;
- развитие фантазии, воображения, инициативности и самостоятельности;
Воспитательные:
- воспитание аккуратности в обращении с песком;
- воспитание дружеских взаимоотношений;
Материалы: компьютер, проектор, песок речной, лупы, воронки, стаканчики с песком, стаканчики с водой, ложечки, магнит, разнос презентация «Удивительный песок».
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть: (дети заходят в группу, встают в круг)
Встанем рядышком по кругу,
Скажем: « Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Доброе утро!
Воспитатель: Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора:
Но не лепкой и не чтением.
Ждёт нас опыт и игра.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждут интересные опыты и исследования. А вот чем мы будем заниматься, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
«Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже»
Воспитатель: Правильно, эта загадка о песке. И сегодня я хочу предложить вам поговорить о песке и узнать, какой он бывает, и как его используют люди.
Воспитатель: Кто мне скажет, что же такое песок?
Дети: Песок – это природный материал.
Песок относится к неживой природе.
Воспитатель: Ребята скажите мне что же такое лаборатория?
Дети: Это то место, где проводят разные исследования и опыты.
Воспитатель: Верно! А сейчас предлагаю вам надеть рабочую форму и пройти в нашу научную лабораторию, где мы путём опытов и исследований узнаем об интересных свойствах песка.
Воспитатель: Прежде всего, давайте вспомним основные правила при работе в лаборатории.
1 Внимательно слушать инструкции.
2 Четко выполнять указания.
3 Аккуратно работать с веществами и оборудованием.
4 Быть наблюдательными.
5 По наблюдениям сделать выводы.
Воспитатель: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе. Для начала мы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок.
Опыт №1 (Состав песка).
Воспитатель: Давайте насыпем на бумагу небольшое количество песка, поднесём лупу, внимательно рассмотрим, что вы видите?
Дети: Мы видим мелкие песчинки. В песке есть камешки. Они разные по форме, размеру и цвету.
Воспитатель: Правильно. А теперь возьмём песок в руку и обследуем его на ощупь. Что можно сказать, какой он?
Дети: Песок сухой и шершавый.
Воспитатель: А давайте опустим в песок магнит. Что мы заметили?
Дети: На магнит приклеились мелкие частички.
Воспитатель: Ребята, это – частички металла, которые присутствуют в песке. Какой можно сделать вывод из наших исследований? (Ответы детей).
Вывод: Подводим итог нашего первого опыта: песок состоит из мелких песчинок, в нём есть камешки и частички металла. На ощупь песок шершавый.
Опыт №2.
Воспитатель: А сейчас возьмите воронки вставте их в стаканчик и аккуратно ложечкой набирайте песок и переложите его туда. Что вы видите?
Дети: ответы детей.
Вывод: Песок – сыпучий, рассыпчатый.
Опыт №3.
Воспитатель: Давайте проверим, растворяется ли песок в воде или нет? У вас на столах стоит соль, добавим туда воды, и размешаем. Что мы видим?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: А сейчас ребята возьмём стакан с водой и насыпем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?
Дети: Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.
Воспитатель: Перемешиваем. Хорошо перемешиваем. Ну что, растворился? Давайте сравним. Соль растворилась в воде, не изменив её цвет. А песок не растворился и изменил цвет воды.
Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: Песок не растворяется.
Вывод: Из этого опыта можно сделать следующий вывод. В песке обязательно есть пыль. Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Песок окрашивает воду.
Вывод: Я согласна с вашим наблюдением. Значит вывод из нашего опыта таков: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды.
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, чем еще отличается мокрый песок от сухово?
Дети: Мокрый песок - темнее. Сухой песок – светлее.
Воспитатель: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно. Давайте возьмём в одну руку стаканчик с мокрым песком, а в другую с сухим, что мы наблюдаем? Какой песок легче?
Дети: Сухой песок легче. Мокрый песок тяжелее.
Воспитатель: А почему?
Дети: В мокром песке есть вода. Вода увеличивает вес.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежит мел давайте его попробуем смешать с сухим песком. Что произошло?
Дети: Песок окрасился.
Воспитатель: Ребята а как вы думаете, что можно еще делать на песке? (ответы детей), мы сейча с вами попробум порисовать по песку.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной лаборатории, где изучили удивительные свойства обычного песка. Давайте вспомним их.
- Прежде всего, скажите мне, что такое песок? (Песок – это природный материал, состоит их мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла).
- Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигаться, изменяет свои свойства под воздействием воды.)
- Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололёд, для игр, песком можно рисовать.).
- При помощи чего мы узнали о составе песка и его свойствах? (Провели исследования при помощи специального оборудования, ставили разные опыты).
Наша образовательная деятельность подошла к концу.Вы были все внимательны и активны.Сейчас я предлагаю пройти помыть руки после работы с песком.
15