урок литературы «Владимир Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство»
Тема урока
«Владимир Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство»
Цель урока: дать представление о раннем творчестве В.Маяковского, его новаторском характере.
Задачи:
Образовательные:
показать неоднородность русского футуризма, определить его принципы;
показать влияние футуризма на творчество В. Маяковского;
рассмотреть образ лирического героя раннего творчества В. Маяковского.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения;
развивать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения содержания и формы;
развивать навык связной речи.
Воспитательные:
воспитывать интерес к поэзии;
воспитывать чувство гуманизма и сострадания;
воспитывать чувство уважения к поэту.
Оборудование: сборник стихотворений В. Маяковского, портрет В. Маяковского, видеопроектор, презентации.
Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.
Ход урока:
Организационный момент:
АУДИОЗАПИСЬ: «Во весь голос!»
СЛАЙД 1-2 - Тема нашего урока «В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство». Сегодня мы начинаем знакомство с ранним творчеством В. Маяковского.
(НА ДОСКЕ): Цель нашего урока – рассмотреть творчество Маяковского на основе течения «футуризм», увидеть, в чем поэтическое новаторство Маяковского и раскрыть образ лирического героя в ранних стихотворениях поэта.
Начнем наш урок с подготовленной презентации о жизни и творчестве Маяковского.
Слово учителя:
Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный лирик, «грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе 20 века.
Слово учителя:
- Что вы помните о футуризме, его эстетической программе?
Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только ругательно: табор дикарей, шайка хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский. Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».
(СООБЩЕНИЕ): Страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте. Это, конечно, вызов благонамеренной публике, но она появилась от бедности.
Начало было скандальным. Он вызывал на себя потоки брани и ругательств. В стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна – то, что отпугивало современную ему критику, неспособную ее объяснить.
Повторение изученного:
- Найдите и зачитайте из тетради основные принципы футуризма.
Анархическое бунтарство.
Свобода творчества.
Отказ от литературных и языковых норм.
Устремленность в будущее.
Неприятие буржуазной морали.
Эпатаж как средство выразительности.
Работа со стендовым материалом:
Итак, давайте обобщим пройденный материал (включая живопись и архитектуру)
СЛАЙД 3: Беседа с классом
- Нам предстоит говорить о лирическом герое.
- Кто же лирический герой В. Маяковского?
- В чем заключается своеобразие данного образа?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать стихотворения. Одним из первых было стихотворение
«А вы могли бы?» (Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учеником).
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ: Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
- заполните таблицу строками, которые соответствуют содержанию стихотворения
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913 г.
- Противопоставление себя окружающему миру;
- Неприятие серенького, обывательского мирка;
- Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру;
- Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир;
- Устремленность в будущее;
- Цель жизни – создать новое искусство, найти новые изобразительные средства, которые соответствовали новому времени
Противопоставление себя окружающему миру;
Неприятие серенького, обывательского мирка;
Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру;
Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир;
Устремленность в будущее;
Цель жизни – создать новое искусство, найти новые изобразительные средства, которые соответствовали новому времени
- Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского?
- Как вы понимаете смысл названия?
- Какие средства выразительности использует поэт?
СООБЩЕНИЕ: Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение. Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей. «И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня...», – писал А. Платонов. Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким.
СЛАЙД 4 - Рассмотрим еще одно стихотворение раннего творчества Маяковского «Ночь». (Выразительное чтение учителем)
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.
Толпа пестрошерстая быстрая кошка -
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул; пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.
Каково содержание стихотворения? Все ли понятно?
Что обозначают слова «багровый и белый отброшен и скомкан»? И почему «скомкан»?
Как вы понимаете выражение « черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты»?
Что такое «синие тоги», «громада из смеха отлитого кома» и кто такие арапы?
Как вы думаете, что Маяковского интересует больше: содержание или форма выражения своих мыслей?
- Давайте сделаем вывод. Содержание стихотворения достаточно просто: день закончился, наступает ночь, в окнах зажигается свет, веселой толпой движется народ; зазывалы – арапы распахивают перед людьми двери казино, ресторанов
Но какая форма! Сплошные метафоры! С первого чтения ничего не поймешь. Когда Маяковского упрекали в том, что его стихи непонятны читателям, он говорил: «Читайте пять раз!» Перед нами стоит непростая задача – раскодировать информацию, перевести ее с языка метафор на язык простых понятий. Для этого надо напрячь и ум, и воображение.
СЛАЙД 5 Слово учителя
Несовершенство мироустройства, несоответствие мечты и действительности порождали недоуменные вопросы. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!», которое Маяковский прочел 19 октября 1913 года на открытии кабаре «Розовый фонарь» в присутствии весьма благопристойной публики. Двадцатилетний Маяковский, автор двух Десятов стихотворений, вышел на эстраду уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, хмуровато исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, и в пространстве зала прозвучал дрожащий от напряжения необыкновенного тембра бас:
- Выразительное чтение учителем стихотворения «Нате!»
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
За столиками воцарилась тишина, затем в зале зашикали, кто-то неуверенно свистнул. Зал вдруг взорвался, послышались оглушительные свистки, истерический крик «Долой!».
СООБЩЕНИЕ: Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
Первая строфа произведения представляет нам окружение лирического героя в общем. Людей поэт изображает в виде одного сплошного жира, к тому же «обрюзгшего» (эпитет). Эта метафора свидетельствует как раз об их излишней сытости, перешедшей в самодовольство и тупость. Поэт противопоставляет себя всему такому обществу, потому что суть творца – отнюдь не скопидомство, а душевная щедрость. Герой называет свои слова «бесценными» (эпитет) не из тщеславия. Просто искусство, поэзия – самое дорогое, что есть у него. Стихи являются «самоцветами» сердца поэта, и хранятся они, видимо, поэтому в «шкатулках». Герой не прячет эти «драгоценности», он готов открыть тайники своей души всем и каждому. Но беда в том, что его поэзия не нужна обществу, как, впрочем, и культура вообще. С отвращением герой описывает представителей этого мира:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Поэт оскорбляет этих людей не просто так. Он хочет быть услышанным, пытается всколыхнуть обывательское «болото», пробудить души этих людей, заплывшие жиром. Больше всего во второй строфе мне нравится метафора «раковина вещей». На мой взгляд, она очень точно отражает полное погружение человека в быт, убивающий личность, превращающий людей в каких-то «моллюсков», лишенных внутренней формы и безропотно принимающих любое обличье, даже самое жуткое. Окинув своим пророческим взглядом это гнусное общество, поэт понимает одно: впереди его ждет множество страданий:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без
калош,
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
Эта строфа так же, как и первая, основана на противопоставлении хрупкой, трепетной «бабочки поэтиного сердца», такой ранимой, нуждающейся в бережном отношении, мерзкой «стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей. Не люди, а «паразиты» окружают творца и отравляют его существование. Образ бабочки свидетельствует о чистой душе поэта. Конечно, злые завистники попытаются испачкать ее, даже уничтожить. Поэтому творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. Я думаю, отсюда эта показная грубость и циничность лирического героя:
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.
Эпатажная выходка лирического героя вызвана опять-таки стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным во что бы то ни стало. Так «грубым гунном» врывается Маяковский в поэзию ХХ века, чтобы показать мир сытых, изнанку настоящей жизни. Несовершенство миропорядка, резкое несоответствие мечты и действительности, удручающая бездуховность и пошлость порождали в душе поэта гневный протест. А оружие у него было одно – слово. Стихотворения Маяковского всегда будут современны. Они устремлены в будущее, потому что призывают человека совершенствоваться. Поэт ненавязчиво воспитывает нас. Так, в сатирическом произведении «Нате» он утверждает: духовная смерть гораздо страшнее физической. Мы должны это помнить и быть бдительными.
Беседа с классом
- Каким вы увидели и ощутили здесь поэта? ( Страдающим от того, что не понят и одинок. Ужас от того, что нужен только себе. Он ищет человека-друга. Как важно иметь его рядом. Поэт любит людей, устремляется к ним, но вместо людей перед ним какие-то загадочные существа, безликие, бессердечные. Цинизм – оборотная сторона его протестующего и воинствующего одиночества).
- Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии?
-В чем смысл противопоставления лирического героя и толпы?
- Почему лирический герой называет себя «грубым гунном», есть ли для этого основания в стихотворении?
-А оправдана ли «грубость» поэта?
-Как вы понимаете строки: «Все вы на бабочку поэтиного сердца| взгромоздились, грязные, в калошах и без калош»?
- Каким видит себя лирический герой, только ли «грубым гунном»?
- Чем можно объяснить противоречия в самохарактеристике лирического героя?
- В чем, по вашему мнению, заключается своеобразие лирического героя данного стихотворения?
СЛАЙД 6 Слово учителя:
- Так же в разладе с действительностью и в мечтах о будущем родились строчки, к которым надо прислушиваться, чтобы понять жизнь и творчество Маяковского. Они обращены к нам:
Грядущие люди! Кто вы?
Вот – я, весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
- Обратите внимание на то, какой контраст терзает его душу. Он весь – боль и ушиб, выращивает фруктовый сад для грядущих людей.
Кажется, облик горлана, главаря не допускает и мысли о душевной слабости. Поэт не любит выносить на люди душевную смуту, но его душа выдает себя: она радуется и ликует, негодует и болит. В этих словах идея жертвенности, служения. Слом старого мира со всем, что накоплено в материальном и духовном плане, для Маяковского – условие обновления жизни. Так вырисовывалась цель искусства, определялось назначение поэта.
Маяковский пришел в русскую поэзию под флагом футуризма, не одухотворенного высокой идеей, но рожденного на русской почве. Преодолевая условности футуризма, он вмешивается в ход жизни, разрушая представления о поэте как небожителе, затворнике, в тоске ожидающем вдохновения. В среде футуристов, где он нашел единомышленников, Маяковский не мог удовлетвориться ролью ниспровергателя авторитетов в искусстве прошлого, ролью экспериментатора, героя литературных скандалов. Он ощущал в себе мощь трибуна, чье слово обращено к массам. Футуризм Маяковского не ограничен созданием форм. Он включает в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоценности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского – опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества».
Итоги урока – РАБОТА СО СТЕНДОМ (творчество Маяковского)
- Давайте подведем итоги. Что было характерно течению «футуризм»? Каков лирический герой раннего Маяковского?
Домашнее задание.
- На следующем уроке мы продолжаем знакомство с Владимиром Маяковским. Записываем домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворений «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову»
Сделать анализ стихотворений с точки зрения содержания и формы.
Сравнить образ лирического героя во всех трех стихотворениях.
Подготовить презентацию* на тему «Любовь в жизни В. Маяковского» (задание индивидуальное для одного – двух учеников)
Оценивание знаний.