Докладна тему «Приобщение детей к здоровому образу жизни и физкультурно-оздоровительной деятельности».

Министерство образования Иркутской области
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Педагогический институт Иркутского государственного университета.


Региональная научно- практическая конференция учителей, преподавателей, педагогов, студентов, аспирантов и молодых ученых
по теме «Проблемы и пути совершенствования физической культуры в системе образования»



Доклад
по теме:
«Приобщение детей к здоровому образу жизни и физкультурно-оздоровительной деятельности».




МБОУ «Ново-Ленинская СОШ»
Осинский район
Иркутская область
Шакирова Земфира Гаптелхаевна,
учитель физической культуры
1 квалификационная категория.



Иркутск.
2016год

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» В.А.Сухомлинский
В последние годы проблема сохранения здоровья становится, наиболее часто обсуждаемой, в нашей стране и 2015-2016 учебном году я выбрала тему самообразования «Воспитание потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры». Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье?
В системе образования на умственно- духовное направление уделяется 90% времени, а физической подготовке – 10%. Длительное сидение за партами перед учителями, за компьютерами отрицательно влияет на результаты самой учебно-воспитательной работы. В связи с этим подрастающее поколение подвержено многим заболеваниям. К сожалению, исследования последних лет выявляют, что лишь половина современных школьников Иркутской области абсолютно здоровы, а у многих детей, приходящих в школу, имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья. Именно в школе начинается и закладывается на всю жизнь гиподинамия, поэтому задачи оздоровительного направления в системе детского воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми. Те элементарные навыки физической активности, которые стремится привить учащимся школа, очень часто не закрепляются. [1.]
Итак, как же организовать занятия, какие подобрать способы, методы и средства, чтобы заинтересовать ребят? Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Как учитель, положивший в основу работы с детьми здоровьесберегающие технологии, я вижу решение этой проблемы в том, чтобы ученики сами включились в заботу о своём здоровье, научились сами контролировать своё двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни. Без определенных мотиваций здесь не обойтись. Это должны быть валеологическое просвещение учащихся и их родителей и проведение нетрадиционных уроков. На мой взгляд, такие приемы мотивации к урокам и внеклассным занятиям очень эффективны в наше время. [2.] Формирование основ физической культуры я начинаю с детского сада, ведь обучение в начальной школе будет результативным, если только у ребенка сформированы необходимые качества: любознательность, творческое воображение, открытость и доброжелательность.[3.] В младшем дошкольном возрасте отдаю предпочтение основным видам движения.
В старшей группе – используя накопленный багаж, обучаю новым физическим упражнения: элементам легкой атлетики, футбола, баскетбола, гимнастики и т. д.
Чтобы физическая культура в школе стала образом жизни детей, я придерживаюсь следующих положений: - разнообразие форм и методов организации урока; - ОРУ самостоятельно и в индивидуальном темпе (без строгого подсчета); - деление класса на команды по интересам и симпатиям; - оценивание с учетом роста показателей; - проведение текущего учета с помощью детей; - дополнение учебной программы бурятскими, татарскими и русскими народными играми; - проведение соревнований с учетом предложений учащихся; - использование системы домашних заданий; - создание секций по интересам.
«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика, желания учится», - писал Сухомлинский. На уроках, я считаю, нужно не подавлять индивидуальные способности, а помогать развиваться творчески. [4.] Всех детей невозможно оценивать по одним нормативам, т.к. физическое развитие детей неодинаково. Оценка часто оказывается отпугивающими фактором при привлечении детей к занятиям физическими упражнениями на уроках. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой умеет, но боится делать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого - со слуховой памятью и т.д. Поэтому с учетом индивидуальных физических и интеллектуальных возможностей, а также склонностей, потребностей и интересов я при тестировании  использую адаптированную таблицу нормативов. После таких приемов у детей появляется живой интерес к систематическим занятиям. Благодаря таким приёмам ученикам стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, за сколько минут могут пробежать кросс в начале года и в конце года. У них постоянно идет соперничество между собой, классами, они стали жить в соревновательном движении. Такой подход может решить проблемы индивидуализации воздействий физическими упражнениями, реализации личностно ориентированного обучения. [5.]
Двигательная активность - биологическая потребность. Чтобы ребенок развивался нормально, он должен заниматься любой физической нагрузкой не менее 1 часа в день. Два урока физической культуры в неделю не способны обеспечить ни развивающий, ни поддерживающий тренировочные эффекты. Поэтому я с коллегой решила внедрить в режим школьного дня такую форму занятий: 1.«Продолжение» ФК во внеурочное время. Это значит, что кроме уроков у нас проводятся дневные спортивные занятия по выбору учащихся. Мы провели анкетирование с целью выбора видов спорта и составили расписание. Учащиеся с 2 по 11 класс записались по своему желанию в секции по спортивным и подвижным играм, теннису, вольной борьбе, гирям, шашкам и веселым стартам.
время
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница

16-17
Бурятские игры
Футбол (девочки)
Теннис
Веселые старты
Футбол (м)

17-18
Шашки
Гири
Баскетбол
Волейбол (д.)
Борьба

18-19
Борьба
Мини- футбол
Борьба
Гири
Волейбол(м.)

Так, задачи физической подготовки решаются на обязательных практических (не менее пяти в неделю) занятиях, организованных на основе закономерностей и принципов спортивной тренировки, которые собственно уроками уже не являются. Быстрота, выносливость, ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем физической тренировки.
2. «Валеологический блок»: уроки здоровья, физкультминутки, динамические перемены, контроль за состоянием здоровья учащихся, оздоровительный бег, занятия хореографией. Не менее важно не допустить переутомления, предупредить снижение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам, поэтому внедряю в образовательный процесс самоконтроль, самомассаж, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, релаксационные динамические упражнения, снимающие повышенное умственное и эмоциональное напряжение у детей.
Классы по наполняемости у нас небольшие. [6].Я имею возможность наблюдать за больными детьми. Дозированная нагрузка дает неплохие результаты.
Качество знаний учащихся за 3 года.
Учебный год
КУ %
КК %
R(средний балл)

2012-13
100
0.80
4.5

2013-14
100
0.85
4.6

2014-15
100
0.95
4.8

Классные руководители совместно с учениками участвуют в различных школьных спортивных мероприятиях. В течение года проводим товарищеские встречи по различным видам спорта. (баскетбол, волейбол, футбол, пионербол, теннис, шашки, биатлон, кросс и т.д.).
В нашей школе ежегодно в обязательном порядке проводятся: «День здоровья», «День бегуна», «Эстафета Победы», «Праздник бурятских игр - «Сагаалган»», «Мама, папа, я - спортивная семья» и другие.
Важно еще и то, что спортсмен тренируется рядом с товарищами и соревнуется рядом с соперниками. Спорт-это и борьба, и дружба. Стремление к победе заставляет преодолевать препятствия, преодолевать лень, усталость, страх, боль, слезы. Не секрет, что при занятиях спортом закаляется воля, характер. Ты учишься управлять собой, управлять настроением, справляться с чрезмерным волнением. Спорт воспитывает уверенность в себе [7] Всё это доказывает, что спорт положительно влияет на физическое развитие школьников. Кроме того, как показал опрос, школьники, занимающиеся физкультурой, реже болеют. А значит, они реже пропускают занятия в школе.     Позитивная динамика заболеваемости учащихся в школе за последние три года(%)
Учебный год
Количество
учеников
Случаи ОРВИ
Нарушение осанки



Кол.
%
Кол.
%

2012-13
174
59
34
12
7

2013-14
176
44
25
12
6.8

2014-15
176
28
16
7
4

Для подтверждения этого я стала интересоваться у учащихся на тренировках, как они учатся. Оказалось, что двоечников среди них нет. Спорт дисциплинирует, воспитывает. Главная цель у любого спортсмена – победа. Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют во всех районных соревнованиях, и в 2014-2015 учебном году из 17 школ района мы заняли почетное 3 место. [8]
Наша школа обладает хорошей материально-технической базой: дом спорта, спортзал, борцовский зал, тренажерный зал, стадион с асфальтовой дорожкой, спортивная площадка и учебный полигон с траншеями. На территории села силами родителей и детей в 3 микрорайонах поставлены баскетбольные щиты, футбольные ворота. Дети круглый год самостоятельно занимаются спортивными и подвижными играми. Так мы решаем проблему потребности в обязательной физической нагрузке детей. [9]
Выводы. Я уверяю вас, что дети, занимающиеся в секциях, физически развиты лучше. Уровень их здоровья выше, они реже болеют и меньше пропускают занятия в школе. Благодаря проделанной работе, я выяснила, что среди школьников нашей школы нет состоящих на учете в КДН, нет курящих и злостных прогульщиков. [10] Обратившись к научной литературе, данным медицинских исследований и используя личные наблюдения, я убедилась, что спорт влияет не только на физическое развитие, но и улучшают умственные способности человека и воспитывает лучшие человеческие качества, т. е. занятия спортом необходимы для гармоничного развития личности человека. [11. 12]
Как результат – после окончания школы мои выпускники участвуют на многих муниципальных соревнованиях, студенты защищают честь учебного заведения по многим видам спорта. Я провела небольшое исследование среди ребят, которые отслужили в армии, и выяснила, что они обладают очень хорошей физической подготовкой по сравнению с городскими призывниками. [13]
Главное - это приобщение всех наших школьников к спортивно- оздоровительному образу жизни.
Список литературы:
1 .Глимкан И.З./ Приобщить школьников к спортивно- оздоровительному образу жизни» / Физическая культура в школе/.-2007-№1 с.56-57. 2.Исаев И. С. «Побуждает детей работать над собой»./ Физическая культура в школе/ - 2001-№5. с.53. 3.«Только в начальной школе». /Физическая культура в школе/.-2004.-№6. С.50-51. 4. Межуев В.Б. «Научить трудиться и учиться»/Физическая культура в школе/ .-2003.-№1 с.51. 5.Маршев. Н. П. «В интересах каждого»/ Физическая культура в школе/. -2003-№4. с. 26-29 и с. 37-38. 6. «Картушина М.Ю/. Быть здоровыми хотим. /М. Творческий центр. 2004 год. С.3-6 7.Литвинов Е.И. /Методика физического воспитания./ М. «Просвещение» 2003.с37. Лях В.И. Рабочие программы Физическая культура 1-11 классы.- М.: Просвещение, 2011 год. 8.Лях В.И. и М. Я. Виленский. /Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/ под редакцией М.: Просвещение, 2011 года. С.4-12.
9.В.И. Лях. /Рабочие программы. Предметная линия учебников/ М.: Просвещение, 2011 год. С.3-28 . 10.Ляха В.И./ Физическое воспитание учащихся. 1 - 4 классов. /Пособие для учителя. Под ред. Просвещение, 1997.С.3-12. 11. Шурухина В.К./ Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы/. М. Просвещение.1980г.С. 2-6. 12. Яковлев  В. Г.  Ратников В.П./ Подвижные игры./ М. Просвещение, 1977г. С.17-26 13. Мишин Б.И./ Настольная книга учителя физической культуры/: АСТ Арстель, Москва , 2003.

13PAGE 15


13PAGE 14515




15