«Комплексный подход в коррекции речевых недостатков у младших школьников с ОВЗ в системе логопедической работы»


Трифонова любовь Николаевналогопед Комплексный подход к коррекции речевых недостатков у младших школьников с ОВЗ в системе логопедической работы Информация об опыте Научно-теоретическими и методическими базами опыта являютсяУчение о зоне ближайшего развития Л.С. ВыготскогоТехнология развивающего обучения Ф.Б.Эльконина –В.В.ДавыдоваТеория поэтапного формирования умственных действий П.Я. ГальперинаГуманно-личностная технология Ш.А. АмонашвилиМетодические рекомендации ведущих педагогов-дефектологов и практикующих учителей-логопедов И.Н.Садовниковой, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Алтуховой, Л.Г.Милостивенко, Л.М. Козыревой, О.Б. Иншаковой, В.Б. Эдигей. Цель исследования Определить, насколько эффективны педагогические условия коррекционной деятельности, созданные на основе комплексного подхода к профилактике и коррекции речевых недостатков младших школьников Задачи Определить методы и приёмы обучения, оптимальные для коррекции речевых недостатковПривлечь родителей обучающихся к участию в коррекционно-развивающем процессеРазработать многофункциональные задания и упражнения , позволяющие развивать у детей речевые навыки параллельно с познавательной сферойАктивизировать познавательную деятельность младших школьников с нарушениями речи в ходе использования комплексно-тематического метода обучения, нетрадиционных форм проведения занятий, создания ситуаций успеха Методы исследования Теоретические – изучение методической литературы, рекомендаций ведущих педагогов-дефектологов по организации и содержанию логопедической работы.Эмпирические – изучение и анализ педагогической практики, собственного опыта работы и опыта работы коллег по данным направлениям, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ результатов использования различных методов обучения. В опыте отражены пути разрешения противоречий Между низким уровнем обучаемости детей с нарушениями речи и требованиями общеобразовательных программ.Между повышенной утомляемостью, низкой мотивацией к обучению и работоспособностью младших школьников с речевыми недостатками и проведением занятий во внеурочное время.Между необходимостью в помощи родителей и отсутствием у них специальных знаний по логопедии и психологии.Между потребностью в дидактических материалах, разработках, специальных учебниках и пособиях и их отсутствии. Опыт работы опирается на основные принципы логопедии Патогенетический принцип (принцип учёта механизмов данного нарушения) предусматривает формирование тех психических функций, недостаточность которых лежит в основе того или иного нарушения речи. 2.Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы. Яркий пример – применение мнемотехнических приёмов для дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство 3.Принцип поэтапного («пошагового») формирования речевой функции. Становление умственных действий представляет собой сложный и длительный. Так, например, при процессе дифференциации букв вначале выбор нужной буквы из пары осуществляется с опорой на развёрнутые, внешние действия, но в дальнейшем они сокращаются, свёртываются, автоматизируются и постепенно переводятся во внутренний план, становятся умственными действиями, то есть интериоризуются (П.Я. Гальперин). 4.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода подразумевает учёт «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Объём и содержание заданий подбирается исходя из стартовых возможностей каждого ученика. Очень важно оценивать школьника с речевыми недостатками не по традиционной пятибальной системе, а исходя из его собственных успехов и достижений: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Если ты постараешься, завтра ты напишешь (прочтёшь) ещё лучше». 5.Принцип последовательности Заключается в построении коррекционной работы от простого к сложному. Особенно наглядно прослеживается в дидактических материалах 6.Принцип деятельностного подхода Предполагает решение коррекционных задач в сотрудничестве педагога и ученика, активную позицию ребёнка в получении знаний. Учащимся речевыми недостатками доступны не только иллюстративно-объяснительные и репродуктивные, но и проблемные методы обучения. 7.Принцип системности предполагает формирование речи в единстве всех её компонентов как единой функциональной системы. Он особенно актуален, поскольку в практике работы учителя-логопеды сталкиваются со смешанными дисграфиями и дислексиями (нарушениями письма и чтения, обусловленными несформированностью нескольких речевых и психических функций). 8.Принцип комплексно-игрового подхода к обучению Комплексно-игровой метод наряду с использованием нетрадиционных форм проведения занятий повышает активность учащихся, формирует положительную мотивацию к получению знаний, способствует удержанию внимания на всех этапах урока.