Кружковая рпбота как средство коррекции недостатков развития воспитанников с ОВЗ


Кружковая работа как средство коррекции недостатков
развития воспитанников с ОВЗ
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Требования эти актуальны и для выпускников коррекционных школ.Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности лепка из глины занимает одно из ведущих положений.
В нашей школе три года назад был организован кружок «Глиняных дел мастера». Почему была выбрана именно лепка? Потому что лепка из глины, обладает большим развивающим потенциалом, техника работы с глиной доступна для детей с ОВЗ. Тем более что кружок недорогой – материал, необходимый для изготовления керамических изделий, легкодоступный. Для лепки не требуется специальных инструментов. Главное руки и набор нехитрых приспособлений. В кружке занимаются ребята, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к лепке.
Глина – благодатный материал для творчества. Работа с глиной- это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и др. Такая работа способствует развитию мускулатуры кистей рук, согласованности обеих рук, глазомера. Маленькие кусочки глины творят чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее.
Таким образом, актуальность проблемы использования лепки как средства коррекции психофизических недостатков умственно отсталых школьников в процессе кружковой работы, несомненна.
Одна из главных задач кружка, направлена на преодоление или ослабление присущих детям с ОВЗ дефектов, кроме того, в процессе работы осуществляется:
Углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных воспитанниками на уроках изобразительного искусства.
Развитие творческих способностей воспитанников.
Развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное.
Воспитание художественно – эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности.
Лепка, как и каждый из видов творчества, позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно полноценное формирование социально-активной личности.
На занятиях кружка «Глиняных дел мастера» решается ряд задач направленных на формирование умения сравнивать и анализировать свойства предметов объёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве, усваивается целый ряд математических представлений. В процессе лепке ребята сопоставляют между собой части изделия и со всей фигурой в целом, определяют размеры предмета, его длину, толщину, учатся делить на части.
Как всякая деятельность, лепка из глины имеет большое значение для умственного воспитания детей с проблемами в развитии. Обучение продуктивной деятельности учащихся с ОВЗ невозможно без формирования у них таких мыслительных операций как: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Овладение умением изображать, невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению того или иного изделия, в начале занятия, необходим тщательный анализ предмета, уточнение его формы, расположения частей, их величины и цвета. Таким образом, дети учатся сравнивать предметы, объединять их по сходству, выделять в них общие и различные признаки. Занятия лепкой способствуют развитию таких психических процессов, как: мышление, внимание, память, а также совершенствуют восприятие, пространственную ориентацию, то есть те значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.
В процессе занятий кружковой деятельностью воспитанники приобретают такие умения, качества и навыки, которые оказывают большое влияние на их умственное развитие, а именно: планирование своих действий, обдумывание и воплощение собственного замысла, ориентировка на предложенный образец и инструкции педагога, использование для выполнения работы, имеющихся в данный момент материалов и инструментов. Во время практических занятий создаются условия для формирования таких качеств, как инициатива, самостоятельность, любознательность, умственная активность.
При подготовке к лепке, необходимым условием является проведение тщательного анализа образца изделия, особое внимание необходимо уделить свойствам и качествам изображаемого предмета (величина, цвет, форма и т.д.), таким образом, в процессе кружковой деятельности осуществляется сенсорное воспитание, развитие наглядно-образного мышления.
На всех этапах кружкового занятия осуществляется развитие речи детей. Эта работа должна носить организованный характер и осуществляться при постоянном внимании педагога к высказываниям детей (грамматический строй, последовательность и полнота изложения и т.д.). Привлечение ребят к объяснению задания, последовательности его выполнения, усвоение названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений - все это способствует обогащению их словарного запаса. К словесным методам и приёмам относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Художественный образ, воплощенный в слове (загадка, рассказ, стихотворение), обладают своеобразной наглядностью. В конце занятия, при подведении итогов, даю ребятам возможность оценить свою поделку, высказать суждения о работе других детей– это также стимулирует их речевое развитие. Здесь важно отметить, что от развития мелкой мотор ики, напрямую зависит его речь и мыслительная деятельность.
Кружковые занятия по лепке из глины открывают большие возможности для развития творческого воображения учащихся, их фантазии. Ребята приобщаются к миру прекрасного, знакомятся с произведениями искусства, изделиями народных мастеров, что оказывает положительное влияние на формирование личности, развитие у них художественного вкуса. При знакомстве с предметом, для усиления эстетического восприятия у воспитанников, стараюсь подобрать образные сравнения, подчеркнуть его красоту, использую поэтическое слово.
Занятия лепкой проводятся как индивидуально, так и коллективно.  При выполнении коллективных работ каждый воспитанник любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого ребенка в этом процессе очень значима, и ребенок, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого воспитанника в коллективе. 
Конечным результатом работы кружка является организация выставок. Это одна из интереснейших форм стимулирования воспитанников к знаниям. Совместно с детьми отбираю лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы. Каждый год мы участвуем в школьных, районных, республиканских выставках народного творчества. Удовлетворение результатами своего труда («Я сам это сделал!») дает стимул в дальнейшей работе и ребята с новой силой, с новыми идеями продолжают работу. 
Важным результатом участия воспитанников в занятиях кружка лепки является получение системы знаний, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности, которая может быть широко использована ими в дальнейшем обучении. На занятиях кружка лепки дети приобретают ряд организационных умений, а именно: учатся организации рабочего места, соблюдению санитарно-гигиенических норм в процессе работы и правил ТБ при использовании инструментов. Кроме того, ребята знакомятся с технологическими картами, приобретают навыки работы с ними; получают первоначальные умения по ориентировке в задании, осуществляют контроль над его выполнением.
Занятия в кружке служат для воспитания у обучающихся положительного отношения к труду, организованности, дисциплинированности, коллективизма и других качеств личности, необходимых для успешного профессионально-трудового обучения.
Есть немало детей, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке эти воспитанники учатся управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими.
Опыт работы с детьми в данной технике показал, что на занятиях кружка ребята приобретают знания, умения и навыки, которые пригодятся им в дальнейшей трудовой деятельности (независимо от выбранного профиля обучения). Прежде всего, к ним можно отнести умение организовать и планировать свою деятельность, ручную умелость, потребность и умение доводить начатое дело до конца. Используя возможности лепки, можно успешно знакомить воспитанников с трудом взрослых, прививать желание трудиться, развивать познавательный интерес и стремление к творчеству.
Список используемой литературы:1.Боголюбов Н.С. «Лепкана занятиях в школьном кружке». (М., 1979г.).Конышева Н.М. «Лепкав начальных классах.» (М., 1988г.);
В.В.Воронкова «Воспитание и обучение детей в вспомогательной школе» Москва «Школа- пресс», 1994г.
В.А.Лобанова «Лепим из глины» Издательство «ТЦ СФЕРА»